Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как построить комплекс производства новостей?

В рубрику "Производство новостей" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как построить комплекс производства новостей?


Алексей Захаров
МТЦ "Студия-Сервис"

Сегодня для успешного развития телекомпании необходимо укладываться в жесткие рамки технологий. Потоки информации постоянно возрастают, а требования к качеству и оперативности информации столь высоки, что не позволяют вещателям надолго расслабляться

В современных условиях перед большинством вещательных компаний остро стоит вопрос переоснащения — перехода на новые стандарты и оборудование. Основное внимание вещателей привлекают цифровые безленточные технологии производства, позволяющие хранить, обрабатывать и выпускать в эфир видеоматериалы практически без потери качества. Данные технологии имеют ряд преимуществ перед использованием в качестве выпускающего оборудования обычных кассет, линейных монтажных комплексов и плейеров.

Одним из плюсов безленточного производства, несомненно, является сохранение исходного качества материала при использовании унифицированного формата видеоданных, однако это далеко не единственная причина, способствующая внедрению цифры в телепроизводство.

Важнейшее свойство безленточных технологий — возможность автоматизации всех этапов производства: от импорта в систему до выпуска в эфир cмонтированных передач и сюжетов, а также практически безграничные возможности обработки и монтажа видеоматериалов.

Использование комплексов автоматизации позволяет упорядочить потоки медиаданных внутри телекомпании и значительно повысить эффективность работы без увеличения штата сотрудников, а также решить множество проблем, возникающих при достаточно больших объемах производства, и упростить порядок взаимодействия подразделений между собой. Создание такой системы — цель любой динамически развивающейся компании. Однако на этом пути есть несколько сложнопреодолимых препятствий.

Полная автоматизация производства и переход на цифровые технологии зачастую связаны с заменой большей части производственного и эфирного тракта, что требует обширных финансовых вложений, которые может себе позволить далеко не каждая телекомпания. Отдельно стоит вопрос переобучения персонала. Одним из возможных выходов из данной ситуации является постепенный переход на новую технологию с частичным использованием старых элементов производства. Однако здесь возникает проблема стандартов и совместимости оборудования.

Решение проблемы — модульная архитектура

Решением некоторых вопросов стала модульная архитектура комплексов автоматизации, позволяющая разворачивать такие решения "по частям", а также при необходимости оптимально увеличивать их мощность и функциональность.

В общем случае комплексы автоматизации состоят из следующих элементов:

  • подсистема импорта видеоматериалов в систему (Ingest);
  • подсистема цифрового хранилища оперативного доступа;
  • подсистема цифрового архива длительного хранения;
  • станции нелинейного монтажа;
  • подсистема службы новостей (News Room);
  • подсистема автоматизации вещания;
  • видеосервер (одноканальный или многоканальный, один или несколько);
  • подсистема оперативного графического оформления эфира;
  • подсистема управления медиаданными.

На данный момент есть достаточно много решений автоматизации производства и вещания. Одни из них охватывают весь цикл производства, другие — только его часть. Комплексы автоматизации различаются по стоимости, надежности, функциональности и расширяемости. На российском рынке хорошо зарекомендовало себя решение на основе ПО VIDI, линейки продуктов Avid Liquid и серверов Omneon. Данная система построена на базе платформ IBM и работает под управлением ОС Linux Suse, что обуславливает ее эффективность и защищенность. Архитектура системы организована таким образом, что предусматривает ее конфигурацию практически под любые запросы. Вот краткие характеристики такой системы.

Ingest

Это подсистема, посредством которой видеоматериалы попадают в общий цикл производства. Именно от нее зависит тот набор внешних источников, который будет использоваться при работе с комплексом, а также форматы и качество исходных материалов.

В решении VIDI импорт видеоматериалов в систему производится посредством станций на базе Avid Liquid, что позволяет использовать в качестве источника практически любое оборудование, подключенное по composite, Y/C, component, SDI, i-Link, Ethernet. Также на этапе ввода материала есть возможность оперативного монтажа, разделения на сюжеты и темы.

Для перегона материала по низкоскоростным сетям используется модуль VIDI Transmit.

Далее видеоданные направляются в хранилище оперативного доступа или в архив. На этом этапе создаются метаданные и описание, позволяющие быстро отыскать нужный фрагмент.

Архивы оперативного доступа и длительного хранения

Хранилище оперативного доступа служит для хранения материалов, которые либо непосредственно находятся в обработке, либо должны в ближайшее время поступить на монтаж или на видеосервер для выпуска в эфир. Также там хранятся видеоданные, которые по тем или иным причинам не планируется помещать в архив длительного хранения (например, вспомогательные материалы для монтажа).

Для хранилища оперативного доступа используются дисковые массивы, построенные на жестких дисках SAT A или SCSI и подключенные по высокоскоростному интерфейсу Fiber Channel либо объединенные в сеть SAN.

Архив длительного хранения базируется на технологии Ultrium LTO, позволяющей значительно снизить стоимость хранения информации и повысить надежность хранения. Сегодня на одном картридже Ultrium3 можно разместить до 400 Гбайт информации. При этом гарантия производителя на картридж составляет 5 лет, что выгодно отличает его от накопителей на жестких дисках и массивах, гарантия на которые составляет обычно 1-2 года.

При импорте видеоматериала в архив для него автоматически создается видео низкого разрешения (LRV), которое впоследствии становится доступным для просмотра в любой момент на любом рабочем месте в сети вне зависимости от того, находится ли сам фрагмент в оперативном доступе или на картридже LTO. Таким образом, для того, чтобы найти нужный кадр и убедиться в его наличии именно в данном фрагменте, не обязательно извлекать сам фрагмент из архива — достаточно просмотреть его LRV.

Система разграничения доступа к видеоматериалам позволяет избежать несанкционированного доступа и определить возможности каждого пользователя отдельно. Система расширенного поиска позволяет отыскать сюжет, ориентируясь по метаданным, времени его создания и длительности.

Кроме того, есть возможность назначать "время жизни" сюжета, по истечении которого он будет либо удален, либо отправлен в долговременный архив. Также можно автоматизировать очистку архива от невостребованных материалов.

Видео высокого разрешения можно отправить из архива на монтаж либо на воспроизведение в эфир.

Станции нелинейного монтажа

Для нелинейного монтажа используются монтажные станции на базе линейки продуктов Avid Liquid (Liquid Edition и Liquid Chrome). Они позволяют осуществить профессиональный высококачественный чистовой монтаж, наложить необходимые фильтры, эффекты, титры и звук. Смонтированный сюжет может быть отправлен в архив или в хранилище для последующего выпуска в эфир.

News Room

VIDI News PRO — это сетевая новостная система, созданная на новостном ядре пятого поколения, которая объединяет все операции технологии производства новостей (редактирование, производство, вещание и управление) в единый центр создания информационного контента. Имея доступ к распределению редакционных заданий, к видеоматериалам, к системам верстки графической информации, к текстам подготавливаемых сюжетов прямо с настольного компьютера, журналисты могут управлять всеми составляющими процесса производства новостей. Так, сотрудники службы новостей в соответствии с правами доступа к системе могут искать информацию и видеоматериалы, монтировать, производить другие операции, не покидая систему верстки новостей, а также осуществлять обмен данными и подготовку вещательных устройств через сети передачи данных.

В данной системе предусмотрены права доступа для шеф-редактора, продюсера эфира, выпускающего редактора, соредактора, журналиста, режиссера, видеоинженера.

В рамках более простых решений можно использовать систему VIDI News, отличающуюся от версии PRO более простой архитектурой и функциональными возможностями.

Подсистема автоматизации вещания

VIDI Playout — система автоматизации для студий прямого вещания. Она обеспечивает централизацию подготовки вещания и управления всем оборудованием студии в ручном и полуавтоматическом режимах. Производит автоматическую загрузку материалов (подготовка устройств к эфиру) из производственных комплексов, новостных систем и станций оперативной графики. Загрузка материалов и подготовка устройств производится через локальную сеть, в том числе во время вещания. Сама загрузка материалов осуществляется на основе управляющих сигналов от новостной системы и/или плей-листов (сценарных планов). Во время эфира система обеспечивает: оперативную переверстку выпуска, отсчет времени выпуска и отдельных сюжетов, индикацию готовности устройств, синхронное управление подключенными устройствами по команде оператора, исполнение автоматических последовательностей выхода материалов.

Плей-листы могут составляться вручную, импортироваться из других систем или при взаимодействии с производственными комплексами VIDI создаваться автоматически.

Данная система является модульной и позволяет взаимодействовать с продуктами линейки VIDI, а также подключать такие устройства, как коммутаторы, видеосерверы, магнитофоны, системы оформления эфира, суфлеры.

Ее ключевые возможности:

  • управление посредством одного интерфейса всеми вещательными устройствами студии;
  • подготовка устройств к эфиру и вещание в интерактивном режиме по данным из системы VIDI News PRO: создание и обновление плей-листов, загрузка материалов (видеосервер), текстовых данных (суфлер), сценарных планов (титры, оперативная графика, элементы оформления эфира);
  • подготовка устройств к эфиру и вещание по плей-листу: загрузка видеоматериалов, скриптов оформления, текстовых скриптов суфлера, конфигурирование матриц;
  • автоматический отсчет и индикация времени эфира (до окончания клипа, блока, выпуска в целом);
  • мониторинг состояния устройств, диагностика и индикация неисправностей устройств;
  • расширяемость за счет подключения новых модулей и устройств без изменения существующего аппаратно-программного комплекса студии.

Видеосервер

Видеосерверы Omneon Spectrum предназначены для круглосуточного бесперебойного вещания. Благодаря все той же модульной архитектуре они позволяют построить надежную, расширяемую и функциональную систему практически любой сложности, не теряя стабильности работы сервера.

Один медиадиректор (Media Director) MCP2100 может поддерживать в реальном времени до 16 каналов ввода/вывода видео, MCP2101 — до 32 каналов. Работу каждого канала обеспечивает свой внешний модуль — медиапорт (Media Port), подключенный к медиадиректору. Вывод канала осуществляется по интерфейсу SDI (embedded). Звук выводится отдельно на интерфейс AES/EBU, что позволяет избежать дополнительных деэмбеддеров в эфирном тракте. Контроль за эфиром также можно вести по композитному выходу.

Сервер подключается к дисковым массивам по высокоскоростному интерфейсу Fiber Channel, который применяется для перегона видеоданных. Это дает возможность использовать потоки до 50 Мбит/с SD и до 78 Мбит/с HD (MPEG-2) без угрозы потери стабильности работы системы. Контроль и управление видеосервером осуществляется по гигабитному Ethernet, что позволяет довольно быстро реагировать на изменения в плей-листах и гибко управлять потоками видеоданных при предварительном кэшировании.

Подсистема оперативного графического оформления эфира

Подсистема оперативного графического оформления эфира служит в основном для проведения прямых эфиров, вывода на экран плавающих окон, а также информации в реальном времени (часы, температура, короткие графические перебивки, логотипы и т.д.).

В линейке VIDI многослойным графическим оформлением занимается модуль VIDI Scribbler. Он тесно интегрирован в систему и позволяет планировать графическое оформление "на лету" (во время ведения эфира) или под управлением VIDI News PRO устанавливать необходимые параметры наложения еще на этапе создания сюжета.

В более простых системах можно использовать обычную титровальную станцию (одну или несколько, в зависимости от сложности графического наполнения эфира).

Подсистема управления медиаданными

Данная подсистема необходима для согласования всех элементов комплекса в единое целое, для управления потоками видео и данных.

Также она выполняет множество других функций (таких, как сетевой монтаж, предоставление доступа к материалам архива (включая LRV) по Web-интерфейсу и др.).

Подсистема управления медиаданными предусматривает выполнение следующих операций:

  • мгновенное нахождение материала c удаленных рабочих мест через Web-интерфейс;
  • создание папок (каталогов) для структуризации хранящихся медиаданных;
  • демонстрация заглавных кадров (JPEG) хранящихся медиаданных;
  • просмотр видео в низком разрешении (MPEG-4);
  • управление хранением и резервным копированием (IBM Management, Ti-voli Backup Management).

Она также имеет:

  • расширенные поисковые возможности: любое количество используемых ключевых слов и текстовых "атрибутов" клипа, учет орфографии русского языка;
  • расширенную систему контроля безопасности доступа (авторизация, роли, группы, контролируемый доступ к атрибутам, ограничения поиска и доступа к материалам).

Данная подсистема предусматривает следующие возможности расширения:

  • до 24 одновременно работающих монтажных систем (поток до 1700 Мбит/с). Поддержка Pinnacle Edition, Purple, Chrome, Blue;
  • упрощенный процесс согласования форматов и обмена между объединенными в локальную сеть монтажными станциями Pinnacle, Avid, Incite и вещательными серверами;
  • значительный масштабируемый объем дискового массива для хранения медиаданных (от 2 до 14 Тбайт);
  • открытый доступ (без лицензионных ограничений);
  • поддержка передачи медиаданных через IP-сети, LAN и WAN;
  • полная совместимость с IT-оборудованием и стандартами (жесткие диски и сетевые коммутаторы любого производителя).

Без крупных затрат

Таким образом, сочетание ПО VIDI, монтажных станций Avid и вещательных серверов Omneon дает возможность построить высокопроизводительный комплекс производства новостей и информационных программ, обеспечивающий вещание от нескольких часов в сутки до круглосуточного. Кроме того, гибкость архитектуры подобного комплекса позволяет обойтись на первом этапе без крупных денежных затрат, наращивая конфигурацию последовательно при возникновении необходимости.

Большое количество дополнительных модулей, полностью интегрируемых в данный комплекс, и постоянная техническая поддержка обеспечивают возможность решить практически любую задачу, возникающую в процессе эксплуатации, — вплоть до перехода на новые форматы производства с минимальными изменениями в конфигурации системы.

Опубликовано: Каталог "Оборудование для телевизионного производства"-2006
Посещений: 19394

Статьи по теме

  Автор

 

Андрей Захаров

МТУСИ

Всего статей:  2

В рубрику "Производство новостей" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций