Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Русский infotainment. Часть 2

В рубрику "Мастер класс" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Русский infotainment
Часть 2

Николай Картозия
Шеф-редактор программы "Намедни"

Николай Картозия

Несмотря на то, что Леонид Парфенов и весь коллектив программы "Намедни" ушли в творческий отпуск, мы публикуем вторую часть статьи шеф-редактора этой программы, полагая, что ценный опыт, наработанный ее сотрудниками, актуален и востребован.
Статья Николая Картозии - первая в череде материалов, объединенных под новой рубрикой "Мастер-класс" (напомним, что начало данной статьи опубликовано в ВС № 1, 2003 г.). Автор анализирует технологию производства современных новостей и рассказывает о синтетическом жанре infotainment, который "изобрели" в США в 1980-е годы, а сегодня успешно применяют и российские журналисты. Ключевые принципы infotainment легли в основу концепции программы "Намедни".
Новая концепция не укладывается в традиционную систему жанров подачи информации. Для более точного описания жанров сотрудники "Намедни" даже используют особую внутриредакционную терминологию. В этой части статьи речь пойдет об особенностях репортажа, интервью, обозрения

Репортаж

А. Общая характеристика
Репортажи составляют основу "Намедни". Пожалуй, это наиболее разработанный жанр программы. В "Намедни" много разновидностей репортажа, у каждого - свои приемы и законы, но дать общую характеристику репортерского метода все же можно. Главная установка: больше деталей, меньше обобщений, которые уместны в статье или в авторском комментарии в подводке. Репортаж — всегда рассказ об убедительном случае. Статичные синхроны сводятся к минимуму, интервью должно быть с параллельным действием (на велосипеде, за едой, во время стрельбы на огневой позиции). Помимо смысловых синхронов в сюжет часто вводятся синхроны настроенческие, или точнее, звуковые сцены ("live"). Вспомним репортаж Н. Анисимова о продаже земли в Белгородской области. Мужичок на завалинке костерит новых хозяев жизни. Внезапно из дома выбегает его жена и, прикрывая супруга от камеры задом (нулевая видимость), начинает его распекать: мол, ты диссидент окаянный. С точки зрения ВГИКовских канонов это, конечно, брак. А для infotainment — настоящая удача, ведь конфликт в кадре — это жизнь в миниатюре. Основное пожелание корреспондентов операторам НТВ: не бороться за чистоту "исходника", не выключать камеру в момент накала страстей, даже если это мешает оператору взять баланс и выстроить кадр.

Б. Трип, или "погружение"
Наиболее полно возможности infotainment раскрываются в фирменном "блюде" программы "Намедни", которое в редакции называют "трип", или "погружение". Первое название подчеркивает форму путешествия с кем-то, чья социальная практика иная, нежели у основной аудитории. Второе отражает степень проникновения в тему. Нетипичные герои, нетипические обстоятельства - например, "антиглобалисты на марше". Корреспондент А. Лошак сопровождает их от дома в Москве через границу, через несколько европейских стран к той площади, где они, объединившись со своими зарубежными соратниками, устроят беспорядки. Попутно сообщаются важные детали: откуда они берут оружие, кто их финансирует, куда прячут марихуану, переходя границу, и т.д. Снять такие детали можно только "привычной камерой", когда участники события уже не обращают внимания на оператора. Подготовка трипа, как правило, занимает около месяца. Самое сложное - заручиться поддержкой инсайдеров (агентов влияния внутри интересующей группы).

Корреспондент А. Лошак, снявший для "Намедни" около двадцати гранд-репортажей в жанре трипа, об этом говорит так: "Сам зритель в такую чуждую ему среду ни за что бы не полез (лень, противно, страшно), но смотрит с удовольствием и чувствует, что время потратил не зря. Получается разновидность популярного "экстремального туризма", но только "глазами Сенкевича". Напрашивается сравнение с даивингом, но в данном случае абсолютно безопасным: всплытие гарантировано".

Трип может быть кошмарным или веселым, но он всегда подразумевает возвращение в нормальную реальность.

Обобщения в трипе даже необходимы. Частный случай должен быть возвышен до уровня явления, иначе такой репортаж уместен в научно-популярной программе, а не в аналитической.

Получение главной телевизионной премииВ отличие от популярного на Западе жанра lifestyle, который тоже изучает чужой образ жизни, трип дает иной угол зрения: не со стороны, а изнутри.

Можно попытаться наметить основные тематические линии трипов.

Прежде всего, это субкультуры, которые, в свою очередь, подразделяются на профессиональные (хакеры), молодежные (футбольные фанаты, скинхеды), этнические (хасиды), протестные (антиглобалисты, лимоновцы) и т.п. Критерием деления может быть и среда обитания. Если советник Президента РФ Илларионов говорит, что Россия должна по экономическому росту догнать Португалию, то почему бы не "погрузиться" в жизнь португальцев?

Поскольку трип предполагает некоторую пограничную реальность, то степень свободы самовыражения журналиста здесь достаточно высока. Главное, что необходимо, — не переврать факты и не навредить. Реорганизовывать же реальность можно, оставаясь в рамках профессии. Например, в духе infotainment отрабатывать мифы. Если португалец — значит, рюмочка портвейна (хотя в Португалии предпочитают виски). Если скинхед — значит, кружка пива. Еще один важный субъективный момент в трипе — сопереживание. Корреспондент А. Лошак считает: "К героям надо до некоторой степени "проникнуться". Это не любовь, а скорее профессиональное неравнодушие автора к своим персонажам. Ими надо увлекаться (но без фанатизма) до момента последней склейки".

В трипе, как ни в одном другом жанре infotainment, важна работа оператора. Видео первично, текст вторичен. Исключены не только "кабинетные" интервью, но и те, что производят впечатление постановочных. Трип — очень чувствительный к фальши жанр. Но это не значит, что интервью для сюжета отбираются по принципу "что в пути встретилось". Синхрон, даже самый короткий, это всегда портрет, кадр — информация о портретируемом; фон для интервью порой "говорит" больше, чем сам интервьюируемый. Законы трипа требуют динамики, поэтому синхрон должен сопровождаться адекватным действием героя. Образно говоря, мама должна давать интервью, моя раму.

Слева направо: корреспондент Василий Арканов, ведущий "Намедни" Леонид Парфенов, корреспондент Алексей ПивоваровВ. Репортажи из "горячей точки"
Репортаж из "горячей точки", если это не победные реляции госканалов, вообще очень телевизионный продукт. И infotainment его не сильно видоизменил. Хотя в условиях, в которых сейчас в Чечне работают съемочные группы, приходится придумывать разные ухищрения. Успех первых чеченских репортажей 1994-го не в мастерстве слова и даже не всегда в эксклюзиве. Для зрителя корреспондент — "свой человек в преисподней". Тогда достаточно было "петь, что вижу": самолет летит, бомба падает, женщины плачут, пули свистят, стою на площади Минутка. Но за последние два года у зрителя накопилась сильная усталость от Чечни, Израиля, о чем свидетельствуют поминутные рейтинги программ. А все потому, что в основном показывают одно и то же: подрыв БТР — зачистка, взрыв в закусочной — операция возмездия. Интерес к Чечне вновь повысился после "Норд-Оста", но ненадолго. То же самое с Израилем. Внутренний рейтинг репортажа о блокаде резиденции Арафата — 4 балла, а о русском антисемитизме в Израиле — 12.

Корреспондент Антон Хреков (снимал для "Намедни" материалы в Чечне, Израиле, Афганистане) поясняет: "Горячая точка" — это не полигон и не съемочная площадка, где происходит война и только война. В "горячих точках" живут люди, часто такие же, как мы. Они ходят в магазины, водят машины. Человек, который стреляет или в которого стреляют, не живет в окопе. Через час-другой он тоже пойдет в магазин за хлебом".

Интервью

В данном случае под интервью подразумевается форма получения информации. Фрагменты речи героя (из диалога или монолога) используются во многих типах материалов, но интервью в чистом виде в "Намедни" редкость. Главное требование infotainment - динамичность. Стандартное же интервью в студии, даже непродолжительное, ломает ритм программы. Сумма "оживляющих" приемов придумывается для каждого конкретного случая, но есть общее правило, перенесенное в "Намедни" из раннего проекта Парфенова "Портрет на фоне": само место проведения интервью должно содержать дополнительный смысл. С. Степашина в период повышенной активности Счетной палаты, когда она наводила ужас на министерства, записывали на набережной Невы в Питере: грозовое небо, свинцовая река и он — весь в черном. М. Касьянова интервьюировали в Большом театре и на даче, жарящим шашлыки.

Двойное интервью используется в тех случаях, когда есть две конфликтующие стороны. Уговорить их поспорить очно — трудно. Поэтому каждого интервьюируют отдельно, а ответы монтируют перекрестным методом. Пример подобной заочной полемики - двойное интервью Ю. Гусмана и Н. Михалкова, разругавшихся из-за того, какая кинопремия важнее: "Ника" или "Золотой орел".

Звезды-внештатники. Кино- и театральные рецензии типа "на самом деле убийца — это шофер" запрещены уставом редакции. Поэтому в качестве рецензентов нередко выступают ньюсмейкеры. Скажем, о фильме "Олигарх" рассказывал сам Б. Березовский (он — прототип главного героя) во время просмотра картины в своем лондонском поместье. Он оценивал игру актеров, работу режиссера и правду жизни на экране, вспоминал случаи из своей жизни. Затем его монолог был почти полностью перекрыт подходящими по смыслу сценами из фильма.

Интервью-клип короткое аудиовизуальное произведение. Интервью героя обрамляется фрагментами песен, клипов, спецэффектами. Итоговый продукт рассчитан скорее на чувственное восприятие и служит своего рода антидепрессантом.

Обозрение

В американских программах, ориентированных на infotainment, практически нет обозрений (этот жанр считается безжизненным). Но в "Намедни" он используется с первого выпуска — в телециклах "Кому принадлежит Россия?" (2001 г.) и "Сделано в СССР" (2002 г.).

Многосерийный проект "Кому принадлежит Россия?" был посвящен 10-летию второго русского капитализма (1991-2001 гг.). Каждая серия — это рассказ о конкретной отрасли отечественной экономики: кому она сейчас принадлежит, какую прибыль приносит.

Про телеобозрение справедливо говорят: смотреть не на что. Видеоряд — всегда условный: если показатели добычи нефти растут — зритель видит буровую, если снижаются — снова буровую. Словом, скучнее обозрения может быть только обозрение на производственную тему, чем и являлся проект "Кому принадлежит Россия?". Сделать деловую журналистику зрелищной удалось за счет монтажных приемов, которые раньше использовались только в рекламных роликах и музыкальных клипах. В каждом кадре — действие. Несколько кадров подряд создают емкий образ. Пример видеоряда из серии "Газовая промышленность": газопровод (общий план), труба (крупно), зажженная спичка(крупно), спичку подносят к газовой конфорке.

Каждая серия начиналась и заканчивалась игровыми стендапами, связанными между собой сквозным приемом. Так, в начале серии, посвященной российскому ВПК, корреспондент Б. Кольцов, собирая автомат, комментирует: "Долгие годы он был самым популярным конструктором для старшеклассников. Это тот случай, когда помнят руки, а не голова". А в конце серии, говоря об утилизации оружия, корреспондент разбирает автомат.

Infotainment в кадре

Если на неделе выяснилось, что "вашингтонский снайпер" ездит на белом микроавтобусе, то в воскресенье точно такой же микроавтобус появляется в студии "Намедни". В редакции это называется "говорит и показывает Парфенов". Кто-то из телекритиков назвал предметы в студии "наглядными пособиями".

Любое событие можно "овеществить". Украинская ракета, сбившая над Черным морем ТУ-154, была нашпигована бракованными подшипниками. Путин пригласил французского журналиста в Москву на радикальное обрезание — в студии набор специальных хирургических инструментов. Чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть, а еще лучше — потрогать. Предмет - это факт, дополняющий информационную картину. До "Намедни" предметы в качестве "вещественного доказательства" использовались в историческом цикле "Российская империя". А началось все с трех бутылок шампанского "Вдова Клико" в фильме "Живой Пушкин": по дороге к Пушкину в Михайловское Пущин покупает в уездном городе Острове три бутылки "Вдовы Клико".

Л. Парфенов комментирует прием следующим образом: "Хотелось объяснить, что это за шампанское, кто его пил? По документам оказа лось, что 80% урожая 1824 года ушло в Россию. Главный потребитель — государь. После него — друзья Пушкина".

Основные принципы верстки

Есть что-то стыдливое и беспомощное в традиционной для новостей "культурке" в конце выпуска. Жизнь почему-то искусственно делят на жанры. Если Путин приехал в Чечню — это политика. А если выходит в прокат фильм "Война" — это культура. С такой установкой журналист невольно начинает описывать не жизненное явление, а "фестивали, конкурсы, концерты".

В голове у зрителя жизнь не делится на политику и культуру, а Владимир Путин и Гарри Поттер — равноправные герои.

Нет у телеинформации и четких "агрегатных состояний". Явление можно рассматривать как процесс (движение антиглобалистов — глобализация) или как событие (туристы снова едут в Болгарию — Болгария стала курортом № 2 после Египта). На событие можно взглянуть как на процесс (объявлен список "холодных точек" — это борьба силового подхода с рыночным), а процесс представить как явление (советские символы в рекламе — модная ностальгия) и т.п.

Стандартный выпуск "Намедни" — это три информационных блока, три блока рекламы и конечные титры. У каждого информационного блока — своя задача.

1-й блок (40 минут) задает ритм программы. Его формат — ревю: события, люди за неделю. Основа — репортажи о "горячих" событиях недели плюс фирменные блюда "Намедни" (например, трип). В первом блоке "Намедни" всячески подчеркивает свою непохожесть на других, особенно политическую.

2-й блок (20-25 минут). Дает зрителю отдышаться и спокойно подумать. Формат — журнальный. Если в первом блоке — репортажи в основном по поводу (информационному), то во втором — на определенную тему. Основное внимание — явлениям и тенденциям. И только ближе к концу второго блока, чтобы взбодрить зрителя, ставится "жгучий" сюжет на одну из тем недели. Поскольку в политической сфере конфликты теперь редкость, обычно это бывает экономический детектив. Например, аукцион по "Славнефти": "Кому достанется "Славнефть"? Один Абрамович против полутора миллиардов китайцев".

3-й блок (10-15 минут). Территория для специальных проектов и гранд-репортажей. И на прощание — мультик, лирический дневник нашей дурной современницы Масяни.

В конце программы - мульт, лирический дневник нашей современницы МасяниПоложительный герой нашего времени

Возглавив в 2000 году ВГТРК, Олег Добродеев начал реформу информационной службы. Специальные социологические исследования показали, что зритель устал от негативной информации. И "Вести" первыми приняли это к сведению.

Правда, чаще всего положительные эмоции госканала связаны с властью. Но и это, судя по рейтингам, востребовано.

Программе "Намедни" нужен был свой положительный герой. Поэтому появилась рубрика "Ударник капиталистического труда". Ее герой не политик, не олигарх, не деятель культуры, в громких скандалах не замешан, очевидцем катастрофы не был. Словом, по информационным стандартам,телевидения не достоин. Он живет где-то в России и занимается своим делом: разводит лягушек для ресторанов, побеждает на мировом чемпионате компьютерных игр, читает книжки, ходит на мюзиклы
и т.п. В газетном объявлении написали бы так: "Молодой либерал без загадочной русской души хочет жить и работать в России, госслужбу не предлагать". Это тот зритель, на которого рассчитывала новая программа и который у нее появился, если судить по "Сравнительной социально-демографической характеристике", составленной по итогам телесезона 2001/2002. Данные по группам приводятся в процентах от всей аудитории программы.

Возраст 25-39:

  • "Времена" — 15%
  • "Вести недели" — 17%
  • "Намедни" — 20%

Высшее образование

  • "Времена" — 26%
  • "Вести недели" — 34%
  • "Намедни" — 37%

Работают

  • "Времена" — 53%
  • "Вести недели" — 56%
  • "Намедни" — 62%

Телекритики часто пишут, что новости на всех каналах стали одинаковыми. Действительно, большинство нынешних работников информационных служб НТВ, РТР и ТВС когда-то были коллегами. И если не считать идеологических различий, то, по сути, между собой конкурируют три телекомпании НТВ добродеевско-киселевского образца. Тогда НТВ ориентировалось на суховатый стиль Би-би-си. Но и сами события были настолько интересны, что о форме подачи можно было особо не думать.

В застойные же годы всегда интересно было не что, а как. И сейчас любопытно наблюдать, как многие приемы, впервые появившиеся в "Намедни" и осмеянные коллегами с других каналов, теперь на этих ка­налах тиражируются.

Поздравляем весь коллектив программы "Намедни" с получением приза ТЭФИ-2002 за лучшую информационно-аналитическую программу

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2003
Посещений: 17412

Статьи по теме

  Автор

Николай Картозия

Николай Картозия

Шеф-редактор программы "Намедни"

Всего статей:  2

В рубрику "Мастер класс" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций