Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Человек с камерой

В рубрику "Мастер класс" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Человек с камерой

Александр Кристи
Оператор-постановщик телемагазина Shopping Live
В этом номере мы представляем читателям новую рубрику – "Мастер-класс". В ней профессионалы отрасли – операторы, осветители, монтажеры и т.д. – будут простым и доступным языком рассказывать о своей профессии, ее секретах, трудностях и радостях. Мы уверены, что эти материалы будут интересны как начинающим специалистам, так и другим работникам медиасферы. В первом материале новой рубрики у нас в гостях Александр Кристи, один из известнейших российских операторов-постановщиков, лауреат "ТЭФИ". В его внушительном портфолио – работа над десятками известных проектов, таких как "Взгляд", "Час пик", "Жди меня", "Поле чудес", "Угадай мелодию", "Кто хочет стать миллионером" и многими другими

– Александр, когда вы впервые взяли в руки камеру?
– Мне кажется, эта судьба была предопределена мне с детства. Моя семья связана с кино, отец и дед – режиссеры. Со школьной скамьи я много времени проводил на съемочных площадках, хоть тогда я и не придавал этому особого значения. После школы поступал во ВГИК – не получилось. Устроился на работу в “Центральную студию документальных фильмов” – там и началась моя карьера. Я работал в качестве ассистента оператора.

Потом я ушел в армию. Отслужив, вернулся на киностудию, поступил-таки в институт и в 1985 году пробился на телевидение. Я устроился в “Останкино” в отдел телевизионных операторов и начал делать первые шаги на новом поприще. Работал в разных бригадах, каждая состояла из 4–5 операторов. Кто-то занимался музыкальным направлением, кто-то театральным и т.д. Тогда мне повезло поработать с самыми разными направлениями, что сильно помогло в будущем.

– Как вы вышли в свободное плавание?
– Моя первая самостоятельная работа началась, когда Владимир Молчанов пригласил меня в программу “До и после полуночи”, где я и проработал до самого ее закрытия. После этого я попал во “Взгляд”, куда меня позвали друзья, в том числе замечательный главный оператор Юрий Барсуков. В то время я познакомился с Владом Листьевым и делал с ним программы “Час пик” и “Тема”, довелось поработать и с Александром Любимовым. Вообще, коллектив там был просто потрясающим – и журналисты, и операторы, и режиссеры. Я приобрел благодаря им колоссальный опыт. Те времена вспоминаю с большим теплом.

В то время мы делали и документальные фильмы. Например, ездили в Италию снимать кино о Христофоре Колумбе. Выезд за границу для советских людей в то время был явлением редким, и мы, конечно, набрали гору материала. Был сделан фильм о “красных бригадах”, фильм о шахтерах. Никто вообще тогда не знал, как они живут, – и мы были первыми, кто показал с экранов телевизоров правду. Вопреки руководству мы выдали этот материал в эфир, и впоследствии программа, к сожалению, была закрыта.

В 1990-х годах, когда телевидение стало активно меняться и превращаться в бизнес, мы с коллегами оказались предоставлены сами себе. Со временем я сам стал находить проекты и осуществлять их. Их было очень много – начиная от музыкальных и заканчивая кино и сериалами. Именно в это время я стал работать в качестве оператора-постановщика.

– Какие проекты вам запомнились особенно?
– Я брался за самую разную работу – и любая оказывалась чрезвычайно интересной. К примеру, мы с Алексеем Сечиным снимали кино на “Мосфильме" – мюзикл Питчелла, который потом представляли на кинофестивалях. Я работал с каналом “Россия” на передаче “Имя России”, ее вел Александр Любимов. Я также горд, что мне удалось поработать там с Аллой Плоткиной, поистине выдающимся режиссером.

Была еще очень интересная работа на канале “Культура" – программа “Смотрим, обсуждаем”. Мы показывали документальные фильмы с различных фестивалей, а гости потом обсуждали их в студии. Мы создавали этот проект вместе с замечательным художником Геннадием Самохиным. Еще не могу не вспомнить проект “Нереальная политика”, где мы делали декорации – сначала для "Рен-ТВ", потом для НТВ. В рамках этой программы мы также отправлялись на выезды, в том числе ездили с 5 камерами к Кадырову в Чечню. Этот эфир легко найти в Интернете, поездка выдалась чрезвычайно интересной. Ну и, конечно, упомяну передачи “Кто хочет стать миллионером” и “Самый умный”, которые мы делаем уже много лет, – они для меня как родные.

– Расскажите об основных функциях оператора-постановщика?
– Мы выполняем все задачи, которые ставят перед нами режиссеры и продюсеры. Они дают нам идеи, а мы пытаемся воплотить их в готовую “картинку”. Ставим задачи художникам – они рисуют макеты, а мы корректируем их, прорабатываем на бумаге все планы. Работаем с цветом, контролируем то, как объекты будут выглядеть и как они будут освещены. Работы всегда очень много, и ее важность трудно переоценить – от того, насколько качественно будут сделаны декорации и налажена операторская работа, зачастую зависит успех проекта.

– То есть оператору предоставляется большая свобода?
– Безусловно. Даже в лицензионной программе “Кто хочет стать миллионером” от зарубежного первоисточника только каркас. Все декорации мы придумывали сами, разрабатывали мельчайшие детали. Креативность в операторском деле крайне важна, мы даем волю своему воображению. Программы не похожи между собой, у них разные оформление, целевая аудитория, задачи. И именно эту уникальность оператор подчеркивает, ищет в каждой передаче изюминку, стиль. Цвет, оформление, правила съемки – это все дает безграничный простор для операторской фантазии.

– А как вы выбираете, каким планом какой материал снимать?
– Прежде всего выстраивается общий план, в котором зрители должны прекрасно видеть все происходящее действие – студию, ведущего, гостей, аудиторию. От общего плана мы переходим к средним и крупным – именно они позволяют зрителям рассмотреть человека, увидеть его эмоции. Через крупный план раскрывается личность героя, именно крупные планы вызывают у зрителей максимальную эмпатию. Также операторы добавляют “украшательские” приемы, где используется кран и прочее оборудование. Это делается для создания разбивки в монтаже, а также для того, чтобы показ не выглядел однообразно (эти хитрости широко применяются и в кино). Порядок планов заранее определяется во время репетиций вместе с режиссером. Когда устанавливают декорации и свет и режиссер выбирает камеры, все планы корректируются. Мы часто меняем их распорядок – смотрим, что и в какой момент будет смотреться наиболее выгодно. И только потом снимаем “на чистовик”.

– Насколько сложнее снимать передачи, где героев много?
– Важно правильно расставить приоритеты и задачи для каждой камеры. Какие-то дают общие планы – чтобы была видна вся студия. Есть камеры, которые “держат” только героев – чтобы зритель всегда имел возможность посмотреть на гостя вблизи, понять его эмоции. Главное – правильно понимать, что и в какой момент происходит на площадке. Для этого сценарии и прописываются так подробно.

– Только штативная съемка используется или приходится снимать с плеча?
– С плеча мы снимаем, когда это необходимо, в студиях обычно используется Steadicam – устройство, стабилизирующее камеру. Раньше, когда его не было, с плеча снимали больше, но тоже далеко не большую часть программы. Сегодня “плечевая” камера используется в случае, когда нужно выбрать такие планы, которые снять со штатива не всегда удается. То есть роль “ручной” камеры – вспомогательная, но именно благодаря ей получаются многие интересные и неожиданные ракурсы. При съемке музыкальных номеров “ручные” камеры используются гораздо чаще. Там операторы заходят на сцену и снимают отдельно музыкантов, их инструменты. При монтаже такие зарисовки выглядят очень эффектно.

– Часто ли вы сталкиваетесь с внештатными ситуациями?
– Телевидение – это такой мир, где в любой момент может произойти все, что угодно, – могут выключиться камеры или свет, картинка может пропасть и т.д. Задача оператора-постановщика – молниеносно решить проблему, придумать, как все перестроить так, чтобы качество картинки сохранилось. Я постоянно нахожусь либо рядом со световым пультом, где есть художник по свету, либо рядом с режиссером. Есть монитор, где держится связь с операторами. Бывает крайне важно принять быстрое решение, чтобы запись не остановилась или прямой эфир не сорвался. Всегда есть план действий, определенная схема, по которой работают режиссер и оператор. Бывает, приходится работать с 15–20 камерами – например, на таких масштабных мероприятиях, как ежегодное вручение премий “Муз-ТВ” в Олимпийском. Алексей Сечинов придумывает колоссальные шоу на сцене, и действо бывает разбросано по всей площадке. Без четкой организации с таким количеством оборудования и персонала просто невозможно было бы справиться.

– Каковы основные сложности в вашей работе? Что бы вы посоветовали начинающему оператору?
– Каждый проект – сложный сам по себе, простых вообще не бывает. Я всегда подхожу к своей работе очень скрупулезно – не могу по-другому. Ведь любой проект проходит через мои руки, начиная с голой идеи и заканчивая готовым изображением на экране. И для того чтобы воплотить его в жизнь максимально качественно, мало знать какие-то технические моменты съемки. Главное в нашей профессии – это все время наблюдать за тем, что происходит вокруг. Никогда не знаешь, знания из какой сферы пригодятся – из архитектуры, дизайна, кино и т.д. Так что молодым ребятам я бы посоветовал прежде всего наблюдать за тем, что делают коллеги, в том числе и зарубежные. Крайне важно всем интересоваться и постоянно пробовать что-то новое, быть раскрепощенным, фантазировать, применять собственные ноу-хау. Оператор – профессия очень разносторонняя.

Беседу вел Иван Сафонов

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 12262

Статьи по теме

  Автор

Александр Кристи

Александр Кристи

Оператор-постановщик телемагазина Shopping Live

Всего статей:  1

В рубрику "Мастер класс" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций