Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Правила левой руки

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Правило левой руки

Бренды на рынке уступили место ценам!

В.А. Евстафьев (из выступления)


Наш эксперт Кузьма Прутков

Заголовок наверняка напомнит читателям ВС раздел курса школьной физики, относящийся к взаимодействию токонесущего проводника с магнитным полем. Но здесь я имел в виду нечто иное: старинную рекомендацию для посетителя ресторана с тощим кошельком — закрыть в меню ладонью левой руки названия блюд и выбирать из них доступное, ориентируясь на цены. В эпиграфе в принципе заложен похожий смысл, но выраженный в иной терминологии. Эту интересную фразу, относящуюся к ситуации на российском рынке в 1998 году (глубину и силу которой, должен признаться, оценил далеко не сразу), я запомнил из №6 журнала ВС за 2003 год. В этом номере была статья члена редсовета ВС, тогда президента Российской ассоциации рекламных агентств — PAPA (теперь это Ассоциация коммуникационных агентств России — АКАР) Владимира Александровича Евстафьева "Взлеты и падения рекламного рынка". Интересно, что спустя два года В. А. Евстафьев сказал, что на рынке "заметны позитивные тенденции, но радикальных перемен пока нет". И только при подготовке указанной выше статьи (2003 год) Владимир Александрович отметил, что наконец-то "бренды на российском рынке снова сильнее цен!" Как вы, видимо, сами догадались, эта ситуация для ресторана соответствует уже "правилу правой руки". Заметьте, что кризисный цикл "от левой до правой руки" тогда составил пять лет. Мои собственные попытки применить эти инструменты для анализа современной ситуации на российском телерадиовещательном рынке приводят меня к заключению, что она соответствует промежуточному положению между двумя сформулированными Евстафьевым крайними ситуациями. Роль цен на рынке сейчас поднялась, как вода в половодье, но, к счастью, над всей картиной этого потопа четко просматриваются практически все бренды, признанные рынком и традиционно поддерживаемые ВС. Здесь очень подходит мысль из нашумевшей в свое время книги "Бизнес в стиле фанк" двух чудаковатых шведов: "Бренды на рынке снижают неопределенность, создают чувство безопасности...".

Согласитесь, что по глубине и афористичности эта фраза довольно близка к творчеству моего прадеда! А ведь он советовал: "Зри в корень!'

Нам пишут

— Как известно, Франция недавно вернулась в военные структуры НАТО, но, помнится мне по публикациям в ВС, что ее выход из НАТО в свое время был как-то связан с принятием СССР системы цветного телевидения SECAM.

Панасюк Андрей, г. Воронеж

— Не уверен, что между этими событиями есть однозначная связь, но выход Франции из НАТО, бесспорно, политически сблизил ее с СССР и сделал возможным двустороннее сотрудничество во многих сферах, в том числе и в области телевидения, включая и создание советско-французской системы цветного телевидения.

В то время (1960-е годы) в мире быстро возрастал интерес к цветному телевидению, но сложная и капризная американская система NTSC распространялась по миру медленно. Это стимулировало разработку новых, более экономичных систем. К началу 1960-х годов более чем в десяти странах было разработано и запатентовано свыше тридцати различных систем цветного ТВ, многие из которых прошли проверку опытным вещанием. К середине 1960-х, когда внедрение цветного телевидения в Европе стало вполне реальным, выявились два фаворита:

- система PAL (от первых букв словосочетании "строка с переменной фазой"), предложенная немецкой фирмой "Телефункен" и представляющая собой модификацию системы NTSC, более устойчивую к фазовым искажениям, возникающим в трактах передачи сигнала. За этой системой стояли американские интересы, поскольку она сохраняла действие всех патентов, связанных с системой NTSC;

- система SECAM (от первых букв "поочередность цветов и память"), разработанная во Франции, была фактически попыткой "европейского ответа" на американский натиск.

Продвижением ее лично занимался тогдашний президент Франции де Голль. Была разработана весьма амбициозная программа "завоевания Европы", а также той части мира, где принят стандарт развертки 625 строк при 25 кадрах (50 полях) в секунду. Важной частью и финансовой надеждой этой программы был проект создания патентно-чистого (от американских, конечно же, патентов) цветного телевизора с кинескопом типа хроматрон.

Де Голль специально приезжал в нашу страну, чтобы заручиться ее поддержкой, а значит, и поддержкой "всего социалистического лагеря" в продвижении системы SECAM. В итоге в марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения.

Но на сравнительных испытаниях в Москве ни одна из двух систем не показала решающих технических или экономических преимуществ над другой. Преимуществом системы SECAM была меньшая чувствительность к искажениям при передаче по междугородным линиям и при видеозаписи; недостатком - усложнение аппаратуры при микшировании сигналов. Поскольку наши инженеры не смогли или не решились высказать четкие рекомендации, то сработал заранее предопределенный политический выбор в пользу системы SECAM.

Острые дискуссии по выбору системы цветного телевидения в ведущих странах Западной Европы закончились в пользу системы PAL - за ней стоял пятнадцатилетний опыт вещания и производства аппаратуры и телевизоров в США, Японии, Канаде и других странах по системе NTSC. Конечно, и тут не обошлось без политики - эту систему в шутку называли "системой НАТО". К слову, когда несколько позже к выбору системы цветного телевидения готовилась Италия, тогдашний президент Франции Ж. Помпиду специально приезжал в Рим и выступал в парламенте с призывом "проявить романскую солидарность и принять французскую систему". Однако Италия такой солидарности не проявила и склонилась к системе PAL.

В итоге систему SECAM приняли вслед за Францией десятка полтора франкоговорящих стран Африки, СССР (вместе со странами бывшего соцлагеря) и Иран. Французское руководство было разочаровано - не тот рынок! Не получилось также и с патентно-чистым телевизором: американцы построили в Европе (и во Франции тоже) несколько заводов по выпуску своих масочных кинескопов в таких количествах и по таким ценам, что о хроматроне нечего было и думать.

Таким образом, казалось бы, сугубо технический вопрос выбора системы цветного телевидения сделался крупным вопросом международной политики. Кстати, традиции сотрудничества с Францией в сфере телевидения не утрачены и продолжаются ныне уже в области цифровых технологий.

— Каковы перспективы использования отечественного оборудования при переходе на цифру. Есть ли возможность у отечественного производителя обеспечить ресиверами жителей нашей страны?

Игорь Новаковский, г. Архангельск

— Благодарю вас за хороший вопрос, -он, пожалуй, наиболее важный во всем проекте, поскольку связан с наиболее значительными расходами как государства, так и населения. При правильной постановке дела эти огромные деньги должны остаться в России, а связанные с переходом на цифровое телерадиовещание заказы могут оживить десятки российских радиозаводов, институтов и даже целых городов, дать работу сотням тысяч рабочих и специалистов. И главное дело здесь совсем не в "ресиверах", как вы изволили выразиться, - это относительно небольшая часть общей задачи, а в настоятельной необходимости замены почти 50 млн старых кинескопных телевизоров у населения (то есть хотя бы половины наличного парка) на новые отечественные современные, цифровые панели, в том числе пригодные для просмотра программ ТВЧ.

Как водится, нет худа без добра: в условиях теперешнего кризиса уже не будет соблазна закупить все это готовенькое за границей, придется возрождать крупную отечественную электронную и радиотехническую промышленность, способную разрабатывать и производить конкурентоспособную хотя бы на внутреннем рынке массовую бытовую технику. Решение проблем такого масштаба в России отработано на примере автомобильной промышленности: Правительству РФ придется, видимо, пригласить несколько ведущих мировых фирм построить в России заводы по производству телевизоров, элементной базы и комплектующих изделий для них.

Возвращаясь к проблеме упомянутых вами ресиверов, - полагаю, что имеются в виду цифровые приемники для непосредственного телевизионного вещания со спутников, - для обеспечения ими заметной части населения РФ потребуется организация массового производства таких приставок. К сожалению, и в этом случае отечественный производитель вынужден будет прибегнуть к помощи зарубежных фирм, обладающих соответствующим опытом, и прежде всего при организации производства комплекта микросхем: необходимое соотношение цена/качество здесь достижимо лишь при тиражах во многие миллионы штук в год. Нужно также учитывать, что при отечественном производстве цифровых приставок в коммерческих масштабах немедленно возникнут денежные претензии со стороны фирм-правообладателей (и даже ассоциаций этих фирм - есть такие!) в рамках применяемых в России стандартов DVB и MPEG, - к сожалению, наша страна не участвовала в международной кооперации по разработке этих стандартов. Вокруг этой проблемы существует по понятным причинам своеобразный заговор молчания, но по китайскому опыту (сведения надежные, но неофициальные) патентные отчисления по аппаратуре похожего типа могут превышать 30% от себестоимости.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2009
Посещений: 12900

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций