Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Позади блестящего всадника всегда сидит мрачная Забота

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Позади блестящего всадника всегда сидит мрачная Забота"


Именно эта фраза была отчеркнута в книге Горация "Оды", которую нашли на рабочем столе моего прадеда в день его кончины в январе 1863 года. Напомню, это было время активных реформ в России после позора Крымской войны. История, как известно, повторяется, и распрямить диалектическую спираль не удавалось "самому блестящему всаднику" .

По свидетельству ближайших друзей прадеда A.M. и В.М. Жемчужниковых, в начальный период проведения реформ он растерялся и даже приходил в отчаяние: "Сначала ему казалось, что из-под ног уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о ранновременности всяких реформ. Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда проекты эти отвергали. Вскоре, однако, он успокоился, почувствовав вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собой - прежнюю почву. Это дало основание вернуться к прежнему самодовольству. Но внезапный нервный удар, постигший его при самом отправлении службы, прекратил его славные дни".

Размышляя о многих параллелях в ходе административных реформ в России с интервалом в 140 лет (тогда - отмена крепостного права, теперь речь идет о свободе предпринимательства), я вспомнил о крайне актуальном для наших парламентариев опыте древнегреческого законодателя Харонда (V век до н.э.), который постановил, что инициатор изменений в законах должен выходить на агору (то есть на народное собрание) с петлей на шее и может стать немедленно удавленным при отклонении своих предложений. Шутки шутками, но ведь именно правовая нестабильность более всего тормозит прогресс в российской экономике. Именно эта Забота не дает покоя российским предпринимателям.

Однако нас ждут вопросы читателей


Уважаемая редакция!

Ранее лицензии на вещательную деятельность выдавала ФСТР, подчиненная МПТР. Потом лицензированием занялось само министерство. Теперь нам ответили по телефону, что лицензии будет выдавать новая федеральная служба. Поясните, пожалуйста, смысл этих реорганизаций?

Москвин СИ.,
г. Шадринск, Курганская обл.

Уважаемый коллега! Возможно, Вы уже знаете из публикаций нашего журнала, что система управления телерадиовещанием в нашей стране реформируется в среднем раз в 4,5 года и теперешняя реорганизация 19-я по счету за 80 лет существования отрасли.

Лицензирование телерадиовещания в России началось с 1992 года и переживает лишь четвертую реорганизацию. Занималось лицензированием вначале Мининформпечати России. В 1994 году оно было ликвидировано, и его функции по этой части были переданы вновь созданной Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию. Но она не была подчинена МПТР, тогда еще не было такого министерства. С 1999 года данная служба вместе с Госкомпечати России вошла во вновь созданное объединенное Министерство по делам печати и массовых коммуникаций России, которое и занялось лицензированием.

Год назад в ходе административной реформы структуры МПТР влились в состав укрупненного Министерства культуры и массовых коммуникаций. Вначале в министерстве решили самостоятельно выдавать лицензии, но это не укладывалось в общую схему проводимой административной реформы. В итоге в структуре министерства была образована новая Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая должна регистрировать СМИ и лицензировать вещательную деятельность. Нормативные документы действуют пока еще старые, проекты новых только обсуждаются. Остальное Вы можете узнать сами на сайте министерства www.mkmk.ru.

Самым сложным остается вопрос о смысле этих реорганизаций. Обычно директивные документы о таких преобразованиях начинаются словами: "В целях дальнейшего совершенствования..."

"Пути начальства неисповедимы!" -любил говорить прадед.

Уважаемый Кузьма Петрович!

Пишет Вам связист, который более 50 лет проработал на радиоузлах в Ленинградской области. Мне на юбилей подарили книгу "Развитие связи в России. Из истории в будущее", изданную ОАО "Мегас" в 2001 г. В ней опубликованы портреты всех наших министров связи, и среди них после П. Д. Псурцева напечатан портрет А.В Неренкова. Но такого министра я не припомню, его не помнят и мои друзья связисты, ведь после Псурцева был Талызин, а потом Шамшин. Мы звонили в Музей связи, но там уверяют, что в книге ошибки нет.

Может быть, Вы поможете нам разобраться?

Игнатьев А. А.,
Ленинградская обл.

Должен Вас поздравить: Вам подарили интересную и очень редкую книгу по истории нашей профессии. К сожалению, в ней есть обидная опечатка: фамилия этого министра была Черенков. Однако в тексте книги указано, что он был министром связи РСФСР. Такое министерство в Советском Союзе существовало с 1955 по 1963 год, потом было вновь создано в 1979 году, а в 1991 году преобразовано в Министерство связи РФ. Не удивительно, что Вы его не помните, ведь связисты в Ленинграде и области в те времена были в прямом ведении Министерства связи СССР.

Кстати, в "портретной галерее" этой книги есть портреты еще двух министров связи РСФСР: Байцуры Г.Г. и Булгака В.Б, который является членом редсовета нашего журнала.

Уважаемая редакция!

В сообщениях прессы о событиях, связанных с цунами в Юго-Восточной Азии в конце декабря прошлого года, иногда упоминаось об инфразвуке, будто бы предшествовавшем этой беде, но я нигде не нашла внятных комментариев по этому поводу. Не можете ли вы рассказать об этом?

Храброва Ирина,
г. Пермь

Уважаемая Ирина! Мы тоже не нашли в прессе достоверной информации по этому поводу. Как известно, инфразвуком называются звуковые волны в атмосфере с частотой ниже порога слышимости человеческого уха, то есть ниже 16 Гц. Тем не менее он оказывает определенное воздействие на наш организм, вызывая обычно безотчетное чувство тревоги. При высоких уровнях инфразвук ощущается как боль в ушах.

Инфразвук возникает при природных катаклизмах: землетрясениях, цунами, ураганах, снежных лавинах, горных обвалах, селевых потоках и т.д., а также при подземных и подводных взрывах. Поскольку инфразвук слабо поглощается земной и водной поверхностью, он распространяется на большие расстояния и может служить предвестником указанных выше событий.

По-видимому, создаваемое инфразвуком ощущение тревоги заложено в инстинктах живых существ. В литературе много раз описывалось беспокойство домашних животных перед природными катаклизмами и паническое бегство диких зверей из угрожаемого района. Образно говоря, беда движется со скоростью автомобиля, а ее предвестник -со скоростью реактивного самолета. Приборы для обнаружения и локализации инфразвукового сигнала давно известны.

Основная проблема здесь, видимо, психологическая: хотя такие явления в целом на Земле случаются довольно часто, но в каждом конкретном регионе - далеко не каждое столетие. В прессе, например, указывалось, что в пострадавшем недавно от пунами регионе подобной беды не было 300 лет.

В свое время я видел разрушенный пунами в середине 1940-х годов город Северо-Курильск на острове Парамушир. Теперь там наверняка не осталось свидетелей этой трагедии, и будет трудно напугать островитян возможностью повторения пунами настолько, чтобы они "начали креститься до того, как гром грянет". Я слышал, что в последние годы стали, слава Богу, оживать заброшенные было в начале 1990-х годов российские станции слежения за пунами, входящие в международную систему Тихоокеанского региона.

Теперь, как говорится, "байка для разрядки": мне известна лишь одна попытка мирного использования инфразвука. Американский физик Роберт Вуд в 1930-е годы предложил своему другу - театральному режиссеру использовать инфразвук для усиления эмоционального воздействия на зрителей классической трагедии. Он построил в театральном зале соответствующим образом настроенную органную трубу и был уверен, что именно наличие инфразвуковых компонентов в звучании органа в храмах помогает создавать особое молитвенное настроение у верующих. Однако до реального применения этой трубы дело, к сожалению, не дошло: на первой же репетиции на инфразвук неожиданно срезонировали конструкции большой люстры и ее части посыпались в партер. Рассерженный директор театра велел убрать "эту чертову трубу" из зала.

Наш эксперт
Кузьма Прутков

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2005
Посещений: 13180

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций