Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Побежденный в споре умножает свои знания

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Побежденный в споре умножает свои знания"

Наш эксперт Кузьма Прутков

Российские ведомства ведут "великий спор": сколько же телезрителей принимают программы от наземных передатчиков, и ждут не дождутся "благодати божьей" — внедрения цифрового телевидения. Спор этот по сути своей, разумеется, о деньгах. Скучно повторять потертые шутки о статистике, но, увы, они по-прежнему актуальны. Как пишет Маковеев В.Г. в одном из материалов этого номера, на основании одной и той же статистики оптимисты-новаторы считают, что из эфира телевидение принимают 26% населения, пессимисты-консерваторы — 88%. Разница в 62% получается за счет систем коллективного приема телевидения (СКПТ). Пессимисты полагают, что за 15 бурных лет реформ СКПТ так и остались примитивными "антеннами на подъезд", то есть "заповедником социализма". Оптимисты же полагают, что российский малый бизнес при поддержке муниципальных властей давно уже освоил этот интересный рынок и что именно здесь — под "серой крышей" СКПТ — скрываются тысячи вполне современных сетей кабельного телевидения. Работают там люди грамотные, хотя и не совсем законопослушные, которые считают, что стимулов "открывать" свой бизнес у них пока еще нет, а шумные кампании по снижению административных барьеров их не убедили. Выбор этот выгоден пока не только владельцам, но и рядовым работникам. Важно также учесть, что такому выбору часто симпатизируют местные власти, для которых эти кабельные сети — сокровенный политический ресурс.

Здесь нет ничего необычного: по той же официальной статистике, более четверти российского производства товаров и услуг приходится на так называемый "ненаблюдаемый сектор экономики". Цифры же из статистики всегда извлекаются по старинному принципу "кому выгодно" (cui prodest — no-латыни). И по этому же принципу назначается победитель в аппаратных играх. Побежденный же может утешиться мудрой мыслью прадеда, вынесенной в заголовок.

Уважаемая редакция!
На сайте вашего журнала (www.broadcasting.ru) было сообщение о намерении России присоединиться к Европейской конвенции по трансграничному вещанию. Что выиграет Россия в случае присоединения? Где можно ознакомиться с текстом Конвенции?

Миронов П.И., г. Петрозаводск.

С текстом Конвенции Вам проще всего ознакомиться на сайте www.medialaw.ru в разделе "Документы Европейского сообщества". Данный документ довольно объемный и многогранный, поскольку создавался шаг за шагом фактически более 40 лет.

Лет десять назад, когда только начинались разговоры о присоединении к Конвенции, вопрос о наших выгодах даже и не поднимался. Тогда важен был сам "прорыв к демократии". Теперь ситуация усложнилась, а рассуждения в прессе на эту тему схожи с известной поговоркой: "Кто пьет вино, не знает его вреда, кто не пьет, не знает его пользы".

В выступлениях представителей власти утверждается, что Россия уже сейчас соблюдает практически все требования Конвенции, осталось только формализовать ситуацию. Представители СМИ в высказываниях осторожны: Конвенция предусматривает более жесткие нормы не только на коммерческую рекламу, но и на политическую. А это может очень болезненно сказаться в ближайшие годы. Кроме того, в Конвенции по-иному трактуются понятия "спонсорство", "трансляция","ретрансляция" и т.д. И вообще в документе такого объема и структуры может таиться масса неожиданностей. Это станет особенно ясно, когда Вы дочитаете его до конца.

Например, при присоединении к Конвенции нашей стране придется руководствоваться ее нормами не только на западной границе, но и на более сложной и протяженной южной, которую в былые времена Черчилль назвал "мягким подбрюшьем" России. В этом свете нам имеет смысл задуматься над мыслью одного мудреца из г. Кембридж: "Россия пробивается к демократии, а Европа борется с ее последствиями". Прочтите Конвенцию! Нам интересно знать Ваше мнение.

Уважаемый Кузьма Петрович!
Стало привычным считать дату 1 октября 1931 г. началом регулярного телевизионного отечественного вещания. Однако заместитель председателя редсовета журнала "Broadcasting" Маковеев В.Г. предлагает считать началом вещания 27 апреля 1931 г. Обе точки зрения обоснованы, но какой из них следует придерживаться?

Зотов А. А., г. Тамбов.

По моей просьбе на Ваш вопрос отвечает Маковеев В.Г.:
"В России нет даты начала телевизионного вещания, установленной, как говорится, "крестом и мечом". В условиях демократии и плюрализма Вы можете отмечать любую из нескольких знаменательных дат в истории отрасли. В СССР в 1981 г. торжественно праздновалось 50-летие начала вещания (в Колонном зале Дома союзов, в президиуме заседали семь министров и три маршала), имея в виду именно 1 октября 1931 г., когда сигнал телевидения с механической разверткой (30 строк) был передан в эфир с радиовещательного передатчика. Но эта передача не имела художественного содержания и звукового сопровождения.

Ранее, 29 апреля (не 27-го, Вы ошиблись), сигнал телевидения был передан в эфир связным передатчиком Всесоюзного электротехнического института и принят на Ленинградском радиоцентре. Важна и третья дата: 15 ноября 1934 г., когда в эфир впервые был передан концерт мастеров искусств со звуковым сопровождением.
Получается, что если Вы инженер-связист, то Ваш праздник 29 апреля 1931 г., если инженер-телевизионщик, — то 1 октября 1931 г. Для всех других работников телевидения ближе всех 15 ноября 1934 г. Кстати, именно в это же время был назначен первый "творческий" работник телевидения в России -редактор телепрограмм.
Тем не менее во всем мире подобные эксперименты с механическим телевидением рассматриваются только как интересные технические аттракционы, подготовившие почву для внедрения настоящего телевидения — электронного. Поэтому я лично полагаю значительно более важной для всех нас другую дату: 10 марта 1939 г., когда началось регулярное высококачественное телевизионное вещание по электронной системе с разверткой на 343 строки из специально построенного Московского телецентра на Шаболовке, с антенной передатчика на Шуховской башне.

Кстати, в США начало телевизионного вещания отсчитывается с апреля 1939 г., когда на Всемирной выставке в Нью-Йорке была продемонстрирована действующая система электронного телевидения на 343 строки, аналогичная установленной в Москве на МТЦ. Однако первым в мире в марте 1935 г. начал регулярное вещание по электронной системе с разверткой на 180 строк телецентр им. Пауля Нипкова в Берлине (в ноябре 1938 г. вещание было переведено на формат 441 строки)".

Здравствуйте!
Объясните, пожалуйста, почему при разработке новых стандартов цифрового телевидения в мире сохранились разные кадровые частоты 50 и 60 Гц. Насколько этот выбор привязан к частоте питающей сети?

А. Моргунов, г. Хельсинки.

Вы правы, выбор этот прямо "привязан" к частоте энергосети. Выбор частоты сетей переменного тока реально произошел в 1880-х гг., и связан он с именем Н. Тесла, который в те времена работал в США в компании "Вестин-гауз". Рассматривались частоты от 25 до 133 Гц, но оптимальной была признана частота в 60 Гц, тем более что эта цифра "красиво ложилась" в систему исчисления времени. Снизу частота ограничивалась мерцанием ламп с вольфрамовой нитью, сверху — усложнением электромашин и быстрым ростом потерь в железных сердечниках машин и трансформаторов.

Несколько позже в результате критического изучения американского опыта в Европе была выбрана более низкая частота 50 Гц. К этому выбору имеет прямое отношение русский ученый Доливо-Добровольский М.О., работавший в то время в Германии.

В 1930 гг. при выборе частоты смены полей в телевизионных стандартах инженеры столкнулись с тем же фактором — мерцанием воспроизводимого изображения. При 60 полях в секунду мерцания практически отсутствовали, при 50 — были вполне приемлемы. Однако в ламповой аппаратуре того времени большие трудности возникали из-за сильных помех от питающей сети, которые проявлялись на экране в виде размытых горизонтальных полос, ползущих вниз или вверх. Поэтому многие годы при локальном вещании частоту кадров в телепрограмме рекомендовалось жестко привязывать (синхронизировать) к частоте местной энергосистемы: помехи при этом становились неподвижными и заметность их на порядок снижалась.

В сегодняшнем телевидении, цветном, цифровом и глобальном, такая "привязка к сети" уже невозможна. Для выбора же единой частоты полей теоретически препятствий не было, пример тому — электронный киноформат 1080р24. Но традиции, как мы видим, оказались сильнее формальной логики. Не зря мудрец сказал: "Консервативнее людей только стандарты".

 

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2006
Посещений: 12909

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций