Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как стать несчастным без посторонней помощи

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как стать несчастным без посторонней помощи

В чешской книжке с этим названием (автора не помню) рассматривалось много способов достижения такого состояния, но я полагаю, что для делового человека самый верный способ - не дочитывать документы до конца. Ведь "византийщина" в государстве российском неистребима, а "заминированным" бумагам несть числа. Хотя голова моя болит от недавних примеров, но по понятным причинам расскажу лучше притчу-быль. Это было в те времена, когда федеральный бюджет независимой России был в пересчете на СКВ (не путать с у.е.) сравним с бюджетом футбольного клуба "Манчестер Юнайтед". В законе о годовом бюджете России на очередной год некая организация получила наконец долгожданную отдельную строчку. Однако шли месяцы, а строчка из бюджета исполнялась из рук вон плохо. На жалобы Минфин РФ просто не отвечал. Идеалисты заговорили было о судебном иске против Минфина, но один чудак поехал туда к знакомым своих знакомых, чтобы понять ситуацию. Там же его, как котенка, ткнули носом в конец текста: среди 23 пустяковых примечаний (мелким шрифтом) примечание № 17 фактически отменяло треть всего закона, перечисляя статьи, которые исполняются "по мере наполнения бюджета". Бюджет же "наполнялся" плохо, поскольку уклонение от уплаты налогов в те времена относилось к благородным видам спорта. Замечу, что советская бюрократия умела многое, но до таких изысков дело не доходило. Рад бы забыть этот случай, но мне его напомнили методы создания недавних документов в отрасли связи. "Мир следует обманывать!", — утверждал весьма чтимый моим прадедом античный мудрец Эпикур.

Наш эксперт Кузьма Прутков.

- Здравствуйте! Думаю, ваш журнал владеет информацией по поводу новшеств в кабельном телевидении и их стандартизации. Есть ли какие-либо стандарты в России, относящиеся к интерактивному телевидению? Сергей, Белоруссия

Уважаемый Сергей! Благодарим Вас за интерес к нашему журналу и приветствуем в Вашем лице наших читателей в Белоруссии.

В России в 2003 г. был принят ГОСТ Р 52023-2003 "Сети распределительные кабельного телевидения. (Основные параметры. Технические требования. Методы измерений и испытаний.)". В этом объемном документе (около 60 стр.) предусмотрен "канал обратного распространения" в полосе от 5 до 30 МГц, позволяющий реализовать симметричный трафик в кабельных мультисервисных сетях для будущего интерактивного телевидения, работы в Интернете, цифровой телефонии, продвинутых телеигр и т.д. В ряде российских сетей уже рекламируется или тестируется услуга "видео по запросу".

Однако до стандартизации услуг собственно интерактивного телевидения дело еще не дошло, поскольку неясны возможные сроки появления действительно интерактивных фильмов и телепередач (для начала хотя бы с "ветвящимся сюжетом". Первые попытки создать такие фильмы в США показали, что они обходятся безумно дорого и для них еще нет зрителя: его нужно будет воспитывать, как, извините, было воспитано "поколение пепси".

Об условиях заказа по почте указанного стандарта Вы можете узнать на сайте Издательства стандартов www.standards.ru. Если же Вам случится быть в Москве, то позвоните к нам в редакцию, - возможно, мы сможем подарить Вам экземпляр журнала.

- Уважаемая редакция! По Би-би-си передавали, что 100 лет назад, 19 декабря 1906 г., состоялась первая звуковая вещательная радиопередача. Канадский инженер Р. Фессенден провел передачу с амплитудной модуляцией для широкой аудитории, прочитал новости, сыграл на скрипке, завел патефон. Будет ли "Broadcasting" отмечать этот юбилей? Н. Комаровский, Московская обл

Насколько я понимаю, речь может идти об одном из первых опытов передачи звука по радио, в которых Р. Фессенден пытался модулировать сигнал электромашинного генератора ВЧ, включив между ним и антенной угольный микрофон. "Широкую аудиторию" составляли его сотрудники, которые слышали слабую человеческую речь из детекторного приемника. В это же время похожими экспериментами, но уже с дуговыми передатчиками, занимались столь же известные ученые: датчанин В. Паульсен и американец Ли Де Форест, а также десятки других специалистов. Но праздновать здесь, увы, нечего: все эти опыты тогда не привели к решению проблемы радиотелефонии или радиовещания, поскольку отсутствовала, как теперь говорят, элементная база. Технические возможности для удовлетворительной передачи звука по радио были созданы только к 1913 г., когда были изобретены ламповый автогенератор, эффективная анодная модуляция и чувствительный регенеративный радиоприемник. Должен, однако, заметить, что в сообщенной Вами информации есть по крайней мере шесть неточностей, но главная состоит в том, что Фессенден всегда считался американским ученым. Работал он в это время в Питтсбург-ском университете, а опыты эти проводились в г. Брант Рок (штат Массачусетс) при поддержке американской компании General Electric.

- Здравствуйте, Кузьма Петрович! Прочли в журнале "Broadcasting", что существует 18 вариантов стандарта телевидения высокой четкости (HDTV), но не можем понять, какой же стандарт планируется принять в России? Помогите, пожалуйста, разобраться. С.А. Семенов, г. Курган

Благодарю, как теперь принято говорить, за хороший вопрос, но я сам ищу, кому бы его задать! К сожалению, "судьбоносный" выбор России в пользу стандарта цифрового телевидения DVB был сделан кулуарно, в рабочем порядке рядовым распоряжением Правительства РФ. Хотя этим же документом предусматривалось создание целого ряда российских стандартов, развивающих это решение, но их пока что нет. Как только они появятся хотя бы в проекте, читатели журнала немедленно будут проинформированы.

Дело в том, что в своей основе цифровой европейский стандарт DVB предусматривает "совместимость", то есть возможность передачи по сети полного сигнала HDTV, из которого телевизоры обычного цифрового формата (SDTV) могут выделять "вложенное" изображение с числом строк 576 при 720 элементах в строке. Однако в Европе в целях экономии внедрено пока только цифровое телевидение формата SDTV, что означает необходимость отдельной трансляции телепрограмм формата HDTV в будущем. Очень похоже, что наш "российский челн" западные ветры несут в ту же сторону.

Должен Вас обрадовать (или огорчить?): форматов ТВЧ существует много больше названной Вами цифры, которая относится только к семейству американских стандартов ATSC. К сожалению, российских вещательных стандартов ТВЧ пока нет, хотя, справедливости ради, должен сообщить Вам, что в советские времена еще в 50-е гг. прошлого века существовала специальная аппаратура телевидения высокой четкости для видеосвязи между штабами высокого уровня с форматом 1125/501. По своей работе я также сталкивался с отечественными телевизионными системами авиационной тактической разведки с форматом 900/35р.

Первая аппаратура вещательного аналогового ТВЧ, созданная в лабораториях японской радиовещательной компании NHK с форматом 1125/601, появилась на международных выставках почти 30 лет назад, а около 20 лет назад комплект такой аппаратуры привезли в Москву для записи нескольких спектаклей в Большом театре. Но поскольку "атака" японских промышленных фирм на Америку с попыткой внедрить очень дорогой аналоговый формат ТВЧ не удалась (остальной мир был в то время недостаточно богат), то (цитирую знакомого японца из NHK) Японии "пришлось привить эту болезнь себе". Прошлой осенью без шума отмечалась 15-я годовщина этого события: 25 октября 1991 г. состоялась мировая премьера регулярного вещания через спутник на Японию в формате MUSE (1125 строк при 60 полях/сек., изображение со сторонами 16 : 9). В Японии продавались как настоящие телевизоры ТВЧ, так и приставки к обычным приемникам. Данные об абонентской базе туманны и разноречивы: от 30 тыс. до 1 млн. Сколько это стоило телезрителю? Дороже, чем плата за жилье!

В пику японцам в Евросоюзе в начале 1990-х гг. была разработана амбициозная программа создания своей аналоговой системы ТВЧ "EUREKA-95". Был разработан стандарт "HD-МАС" (1250/ 50р) с временным уплотнением аналоговых составляющих. Был даже создан потребительский декодер для стандартных телевизоров, но покупателей на него не нашлось. А потом пришла "цифра".

В США все было основательнее: в 1987 г. по решению Федеральной комиссии по связи (FCC) был создан Консультативный совет по перспективным системам телевидения, в который были представлены для рассмотрения 23 аналоговые и 4 цифровые системы. Из них к 1991 г. было отобрано 6 систем (из них две аналоговые), но по результатам тестирования в 1993 г. остались 4 цифровые системы в качестве основы для будущего стандарта. Всю организационную работу по выбору нового стандарта проводил Комитет "Большой Альянс" из нескольких десятков государственных, промышленных и общественных организаций, из которого позже выделился Комитет по передовым ТВ-системам (ATSC). В итоге был предложен утвержденный FCC в 1997 г. пакет стандартов ATSC: SDTV (480/60p) и HDTV с 720 и 1080 активными строками (при 18 комбинациях с частотами кадров и видами развертки). Выбор должен сделать рынок

Несколько позже Международным союзом электросвязи (ITU) был рекомендован специальный стандарт HDTV (1080/24p) для цифрового телекино и международного обмена программами.

Что же касается России, то прошедший недавно в Роспечати круглый стол подтвердил активный интерес к ТВЧ многих российских вещательных и операторских компаний, а также намерение компании "НТВ Плюс" уже в декабре 2006 г. начать тестовое спутниковое вещание в формате 1080/501, уже испытанном в Европе.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 13259

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций