Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

К юбилею рубрики: "Имя славное Пруткова, имя громкое - Козьмы!"

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

К юбилею рубрики: "Имя славное Пруткова, имя громкое - Козьмы!"


Наш эксперт Кузьма Прутков

Я о случаю юбилейного, 50-го по счету, выпуска моей рубрики в журнале считаю себя обязанным доложиться нашим новым читателям - я внештатный эксперт журнала, полный тезка и большой поклонник своего великого прадеда Кузьмы Петровича Пруткова, который любил представляться как "директор Пробирной Палатки и поэт". Напоминаю молодежи, что первый выпуск рубрики состоялся почти шесть лет назад в № 2 ВС за 2002 год под "скромным" названием (волею редактора!) "Строка курсивом..." Имеется в виду известный афоризм прадеда: "Умные речи подобны строкам, напечатанным курсивом".

Теперь по поводу "громкого имени" прадеда: в почте рубрики было много разных писем по этому вопросу. Уточняю, что настоящее имя прадеда при крещении было "Кось-ма", вернее даже "Косма" (отсюда "Космос", что может быть громче!), но мне достался лишь скучный, светский вариант этого гордого и громкого имени — Кузьма. Судя по почте рубрики, за прошедшие годы мне удалось войти в контакт со своими читателями, и это не удивительно, поскольку прадед мой в свое время сумел подружиться со всей читающей Россией! Как я уже говорил, мне очень импонирует популярное теперь словечко "реинкарнация"!

Поскольку для литератора дороже всего внимание народа, то прошу вас почтить память прадеда, перечитав еще раз томик его "Сочинений", — полтора века спустя мысли его звучат еще острей!

До новых встреч на страницах журнала. Пишите письма!

PS. По согласованию с редакцией в этом юбилейном выпуске рубрики (чтобы чувствовалась историческая дистанция) два первых вопроса (вместе с ответами) взяты из журнала за 2002 год, а два последних — из свежей почты

Нам пишут

Уважаемая редакция!

Недавно в центральной прессе сообщалось о праздновании в Петрозаводске 75-летнего юбилея радиовещательной станции имени Коминтерна. Видимо, здесь какое-то недоразумение: в известных мне публикациях по истории радиовещания утверждалось, что эта станция находилась в Москве. Помогите разобраться!

С. Я. Шумских, г. Калуга

Вы правы, здесь действительно недоразумение и даже двойное. Радиостанцией им. Коминтерна до 1943 года (то есть до роспуска Коммунистического Интернационала) было принято называть самую мощную радиостанцию в СССР, передачи которой могли приниматься далеко за рубежом. Первая радиотелефонная станция им. Коминтерна была построена в 1922 году в Москве на теперешней улице Радио. Она была в то время самой мощной в Европе (12 кВт в телефонном режиме). Осенью 1924 года через нее на-

чались первые в стране регулярные радиовещательные передачи на длинных волнах (около 3200 м.). Помех тогда было немного, и ее передачи принимались от Красноярска до Нью-Йорка. В 1927 году это имя было передано новой 40-ки-ловатной станции на Шаболовке, антенны которой были подвешены на Шухов-ской башне. В 1933 году радиостанцией им. Коминтерна стал называться новый объект в Подмосковье с передатчиком мощностью 500 кВт. В начале 1940-х годов передачи этой радиостанции велись уже через передатчик мощностью 1200 кВт, построенный под Самарой.

В Петрозаводске же в 1927 году был установлен радиовещательный передатчик типа "Малый Коминтерн" мощностью 1,2 кВт для местного вещания. Нижегородская радиолаборатория в конце 1920-х годов выпустила около 60 комплектов такой аппаратуры для регионального радиовещания в республиках, краях и областях. Естественно, что ни одна из этих местных станций не посмела бы в те времена именовать себя в эфире "Коминтерном". По-видимому, путаницу в газетном сообщении можно объяснить как давностью событий, так и молодостью карельских журналистов. Не будем сердиться на этих восторженных патриотов.

Уважаемый господин Прутков!

На сайте www.izvestia.ru сообщается, что Омское ПО "Иртыш" возобновляет производство черно-белых телевизоров "Кварц-40 ТБ". Для них будут выпускаться пульты дистанционного управления.

В связи с этим сообщением у нас возникло два вопроса.

Во-первых, может быть, объединению стоит сразу же наладить выпуск черно-белых видеокамер и видеомагнитофонов?

Во-вторых, может быть стоит вписать эту инициативу в "Концепцию внедрения цифрового вещания в России"?

Группа читателей журнала ' Broadcasting”'

Ваша язвительность заслуживает лучшего применения. Прадед мой любил цитату из Писания: "Не судите опрометчиво!" Меня лично это сообщение только обрадовало, - на рынке снова появился наш отечественный телевизор. Надеюсь, что это не "отверточная технология", и ПО "Иртыш" не заказывает печатные платы на Тайване. В рыночной экономике почетно производить любой ликвидный товар, если он приносит удовлетворительную прибыль. Этот шаг делает честь дирекции когда-то славного завода. Российскую "оборонку" губит "синдром белого шарфа": продукция "второго эшелона" для нее унизительна, а на мировом уровне работать уже не может. Напомню также, что именно ради черно-белых телевизоров в мире до сих действуют совместимые системы цветного телевидения NTSC, PAL и SECAM, при которых в эфир передается не цветной сигнал, а сигнал белого изображения и два сигнала цветности, раскрашивающие это изображение на экране цветного телевизора. Здесь сошлюсь на мысль прадеда: "И при железных дорогах лучше сохранять двуколку!".

Здравствуйте!

В журнале ВС № 5 за 2008 год представителям ряда компаний был задан вопрос о перспективности Ultra HD. Можете рассказать подробнее об этой технологии, чем она отличается от HD и насколько она перспективна?

Алексей Пастухов, г. Тамбов

С этим обзором журнал, думаю, можно поздравить: он получился очень интересным. Хочу только напомнить читателям, что подобные технологии (то есть системы сверхвысокой четкости) в прессе иногда называются также SHV (Super Hi - Vision). В сентябре 2008 года на выставке в Амстердаме демонстрировалась система SHV с экраном размером 6 х 4 м, изображение на котором состояло из 33 мегапикселя (7680 х4320), то есть в 16 раз больше, чем при нормальном HD-формате.

Характерно, что никто в обзоре не сомневался в технической реализуемости подобных проектов, а вопросы начинались при обсуждении применимости таких систем как средства для оказания информационных услуг. Здесь нам может помочь опыт кинематографа, движение которого к более высокому качеству изображения привело к созданию системы "сверхширокоформатного" кино на кинопленке шириной 70 мм с продольно расположенным кадром, который, в частности, применяется в сети кинотеатров ШАХ. Но в России есть пока только один реально действующий такой кинотеатр в Подмосковье, хотя есть планы насчет Питера и Казани. По мировой практике такие кинотеатры особенно успешны вблизи крупных туристических объектов: к примеру, вы можете осмотреть Большой Каньон в Аризоне (США) с борта небольшого самолета, но в непогоду это можно сделать в кинотеатре ШАХ, что значительно дешевле и безопаснее при почти тех же зрительных впечатлениях.

Наверняка таких кинотеатров будет больше, кинопленка в них уступит место электронным технологиям, но о возможности бытового применения Ultra HD речи пока никто не ведет. Кстати, 30 лет назад первые системы аналогового ТВЧ на 1125 строк были столь же громоздки и дороги. Но технократические прогнозы в таких делах - вещь неблагодарная: ведь как сказал мудрец "мир не чертеж, а рисунок художника!".

Коллеги!

Как сейчас обстоит ситуация с развитием технологий "ЗD-телевидения". Когда это "чудо техники" сможет появиться в обычных квартирах?

Р.Н. Чумаков, г. Нижний Новгород

Сначала о терминологии: "ЗD-телевидениие", как и "3D-khho", мне проще и привычнее называть стереокино и стереотелевидением, или же объемным кино и объемным телевидением. Новые термины - дань моде.

Вот уже более полувека ведутся разговоры о стереокино, но дальше интересных аттракционов здесь дело не пошло. Первый в СССР стереокинотеатр был построен в Москве еще в 1941 году; по безочковой системе с зеркально-растровым экраном, предложенной известным в то время изобретателем СП. Ивановым. В нем было 200 расставленных особым образом кресел, причем стереоэффект достигался только при строго определенном положении головы. Кинотеатр действовал до 1960-х годов. Впечатление оставалось большое, особенно от съемок живой природы, но потом, помнится, очень долго болела шея.

На следующем "диалектическом витке" уже в 1970-е годы в ряде городов СССР открылись стереокинотеатры по очковой анаглифической системе. Были они вполне общедоступны, но зрители туда совсем не ломились: фильмов было мало, делались они трудно и только редкими энтузиастами. В других странах: стереокино со сменой поколений зрителей периодически появлялось и исчезало из поля зрения общества. Были осторожные вещательные эксперименты со стереотелевидением, но в основном такие системы создавались для промышленных и специальных целей.

На современном этапе стереокино (или стереотелевидение) возвращается к нам уже на новой технологической базе с электронными съемкой и проекцией изображения, компьютерной обработкой трехмерных видеосигналов, поляризационным разделением стереопары. В новых стереосистемах широко использован огромный опыт обработки объемных изображений, полученный в картографии, космической разведке, при автоматизированном проектировании архитектурных объектов и т.д. По-видимому, эти технологии появятся вначале в больших кинотеатрах (кстати, все кинотеатры ШАХ имеют также режим показа 3D!), а при должном успехе вполне могут переместиться и в домашние кинозалы. Но в смысле "общедоступности" эта стереосистема пока еще сложна и дорога.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в принятом в апреле 2008 году Международным союзом электросвязи по инициативе России и лично члена редсовета ВС М.И. Кривошеева первом документе по стандартизации "ЗО-телевидения" отмечается: "Нельзя недооценивать трудности на пути создания "ЗО-системы", которая смогла бы доставлять человеку удовольствие длительное время. Пока неясно, какие именно идеи будут избраны и могут стать предметом соглашения.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2008
Посещений: 11524

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций