Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Главное в искусстве управления - не давать людям стареть!

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Главное в искусстве управления - не давать людям стареть!

Наш эксперт Кузьма Прутков

Среди лозунгов, сопровождающих происходящие перемены в российской власти, громче всего слышны три: преемственность, социальная направленность и омоложение. Наполеон Бонапарт считал последнее условие - главным (см. заголовок). Ему самому, по мнению историков, сказочно повезло: в молодые годы досталась молодежная страна с молодежной армией. Еще более определенно, по-солдатски, высказывался на эту же тему наполеоновский маршал Ланн: "Гусар, не убитый в 30 лет, не гусар, а дрянь!" К слову, нечто очень похожее говорили кадровики в советских министерствах о директорах предприятий, каким-то чудом доживших до 60 лет. Среди министров тогда долгожители были нередки, но среди директоров - нет. Ротация кадров в директорском корпусе была тогда железным правилом: каждые 5-6 лет - новый завод и часто в другом городе, другом климате. Забыть не могу стандартную формулировку в преамбуле тогдашних приказов о переводе начальников на другую должность: "Чтобы не допустить хозяйственного обрастания...". Случались, разумеется, хотя и редко, и паллиативные варианты: директор выбивался в министры! Характерна расхожая шутка тех лет: "Легко работать министром, но трудно устроиться!" Эта же мысль, кстати, дважды встречается в драматических произведениях моего прадеда. Но шутки в сторону: в любом случае конструктивный учет позитивного исторического опыта в вопросах управления государством - фактор ободряющий, ведь былая молодежь, пришедшая во власть в "период перестройки", почему-то очень быстро постарела за "годы реформ". Неловко теперь вспоминать, но маршал Жан Ланн (1769-1809 гг.) так и не смог стать хорошим гусаром (по своей версии) - он был убит только в 40 лет.

Нам пишут

Коллеги! В журнале ВС № 5 за 2006 год (стр. 86) с удивлением увидел, что немецкие телевизоры 1930-х годов были с квадратным экраном. А по каким соображениям и когда выбирались современные форматы телевизионного изображения 4:3 и 16:9?

Калганов К.В., Санкт-Петербург

Благодарю за очень интересную тему для беседы. Меня в этом плане, например, в свое время заставил задуматься фрагмент из фантастического романа "Гиперболоид инженера Гарина": "От скуки барон Корф, задрав ноги на золоченый столик, плевал косточками от вишен в круглый зеленый экран телевизорного аппарата, стоящего в трех метрах от его кресла". Так представляли в самом начале 1930-х годов близкое будущее электронного телевидения инженер-технолог А.Н. Толстой и его консультант профессор радиотехники М.А. Бонч-Бруевич.

Этот короткий текст, полагаю, вызвал у вас минимум два вопроса. Почемуэкран был круглый? Так проще при классической технологии электровакуумного производства и лучше используется площадь экрана. Почему зеленый? При люминофоре зеленого свечения ("виллемите") можно получить приемлемую яркость экрана при значительно меньших токе луча и ускоряющем напряжении, чем в случае смеси люминофоров, дающих белое свечение. Однако возможные упреки авторам в "технократизме" не совсем справедливы из-за вполне очевидной заботы о комфорте для зрителей: если изображение можно было удобно смотреть с кресла в трех метрах, то такой экран должен быть относительно большим - не менее 50 см диаметром.

Но к 1935 году, когда в Германии началось впервые в мире регулярное вещание по электронной системе телевидения, в мире уже был сделан выбор в пользу развертки с прямоугольным растром и горизонтальными строками, - круглые экраны со спиральной и радиально-круговой развертками нашли применение для специального телевидения и радиолокации. Однако мы видим, что разработчик первой немецкой системы (240р) Манфред фон Арденне также больше всего заботился об оптимизации технических параметров системы: при удивившем вас квадратном растре (со сторонами 25x25 см) лучше используется площадь экрана круглого кинескопа. Однако введенный в 1938 году новый немецкий стандарт (4410 имел уже привычный для нас формат изображения 4:3, который в конце 1930-х годов получил мировое признание.

Формат этот пришел из кинематографа, имевшего в то время уже большой опыт "работы со зрителем", и он хорошо сочетается с характеристиками "поля ясного видения" человеческого глаза. При скудных технологических возможностях того времени стандарты вещательного телевидения создавались по принципу "отсутствия дискомфорта у зрителей". Поэтому в них закладывалось минимальное число строк развертки (343, 405 и 441), при котором зрители уже не замечали строчной структуры растра; минимальная частота кадровой развертки (50 или 60 Гц), при которой уже не было заметно мерцание изображения и т.д. Точно так же изображение со сторонами кадра 4:3 при просмотре с оптимального расстояния, равного 4-6 высотам экрана, полностью вписывается в "поле ясного видения", определяемого скоплением колбочек в центральной части сетчатки глаза. В кинотеатрах, кстати, такое условие выполняется для зрительских мест с самыми дорогими билетами, - виден весь экран, и ничто не отвлекает от фильма.

Широкий формат 16:9 в телевидении был также выбран на основе опыта кинематографа: такое изображение с оптимального расстояния (две высоты экрана) занимает все поле зрения, доступное для обоих глаз человека при неподвижной голове. При этом значительно меньшее "поле ясного видения" перемещается по изображению вместе с движением глаз.

Стандарты цифрового телевидения высокой четкости (ТВЧ) создавались почти через полвека после первых стандартов электронного телевидения, т.е. на несравненно более совершенной технологической базе. В них уже стало возможным заложить принципы комфорта для зрителей, которые предполагают определенную избыточность в параметрах изображения и доступ к дополнительным информационным услугам. Но в любом случае параметры телевизионной системы должны быть согласованы со свойствами человеческого зрения, и чем совершеннее будет изображение, тем полнее должно быть это согласование.

Поскольку принято считать, что телевидение (как и кино) основано на обмане зрения, а телевизионная система считается тем совершеннее, чем более полно в ней этот обман осуществляется, то здесь необходимо важное уточнение: обманывать глаз нужно ровно настолько, насколько он "сам обманываться рад". К сожалению, в цифровых системах, как уже не раз писалось в ВС, стали вполне возможными сочетания параметров изображения, "насилующие" глаз и опасные для здоровья. Но это уже другая тема.

Уважаемый Кузьма Петрович! Недавно услышал о том, что в нашей стране будут восстанавливать сеть проводного радио. На самом ли деле это так? И с какой целью это делается? Хотелось бы услышать ваш комментарий.

Говоров А.И., г. Зарайск, Московская обл.

Для начала должен признаться, что я сам об этом ничего достоверного не слышал. Боюсь вас огорчить, но в "Концепции развития телерадиовещания в России до 2015 года", утвержденной Правительством РФ в конце ноября 2007 года, нет ни слова о системе проводного звукового вещания.

Однако "хоронить" эту систему совсем, как я понимаю, никто не собирается: в большинстве городов радиотрансляционные сети вполне успешно вписались в рыночную экономику и даже пытаются освоиться на новом для себя рынке широкополосных информационных услуг. Но на селе эта система, нерентабельная по определению, теперь почти повсеместно распалась, лишенная традиционной поддержки из госбюджета.

Российская система проводного звукового вещания фактически лишилась поддержки политической, поскольку в новых условиях оказались утраченными главные ее достоинства. Она ведь создавалась как защищенная от зарубежной радиопропаганды закрытая система радиовещания с охватом практически всего населения страны, - уже в 1940 году в СССР имелось 5,5 млн проводных радиоточек, а в 1990 году - более 120 млн (т.е. в каждой семье). При теперешнем информационном многообразии былое значение проводных радиосетей сведено к минимуму: его аудитория состоит из очень пожилых людей, а молодежи это СМИ, увы, просто неизвестно.

Второй важной функцией этой систе­мы было оповещение населения в военное время и при чрезвычайных ситуациях, возможное даже при нарушении электроснабжения. Здесь справедливости ради необходимо отметить подвиг отечественных связистов: страна была полностью радиофицирована значительно раньше, чем электрифицирова­на! Однако даже причастность к священным в советское время задачам гражданской обороны не уберегла от обидных невзгод проводное радио "в годы реформ". На селе об этом говорят покосившиеся столбы былых линий связи, в городах - слабая востребованность услуг и проблемы с приобретением репродукторов для радиоточек.

Поэтому каких-либо надежд на восстановление государственных сетей проводного радио в прежнем виде уже нет, но достаточно ясно, что хорошее государство в нашем тревожном мире должно иметь надежную систему оповещения всего населения о чрезвычайных ситуациях. Будем надеяться, что в Федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в России до 2015 года", ко­торая должна быть создана к концу 2008 года на основе упомянутой выше Концепции, появится соответствующий раздел либо рекомендация о раз­работке специального документа по этому вопросу, например, по типу СОРМа (для справки: "Система оперативно-розыскных мероприятий", по закону обязательная для всех операторов связи).

Вместе с тем у проводного радио в России в условиях рынка появился на горизонте мощный информацион­ный соперник: сети кабельного теле­видения. В современных мультисервисных кабельных сетях помимо мно­гоканального телевидения становится стандартной услугой многоканальное радиовещание, причем с качеством более высоким и стабильным, чем это возможно в эфире. В кабельной сети, абонентом которой я являюсь, можно подключить к специальной розетке музыкальный центр и слушать все радиовещательные станции, присут­ствующие в московском эфире. Вот такая диалектика!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 9608

Статьи по теме

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций