Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Если мы не изобрели пороха, то значит, что нам это не было приказано!"

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Если мы не изобрели пороха, то значит, что нам это не было приказано!"

Наш эксперт Кузьма Прутков

Вынесенная в заголовок мысль Салтыкова-Щедрина вспомнилась мне по случаю юбилея первой американской победы в космосе, - 45-летия экспериментальной телевизионной передачи через спутник "Телстар" (июль 1962 г.). Спустя год уже новый спутник "Тел-стар-2" передал через океан первую важную телепрограмму для всей Европы - церемонию похорон президента США Дж. Кеннеди.

Если блестящие советские космические достижения тех лет являлись по сути дела "игрой ума и престижа", то американцы с присущим им прагматизмом сразу же нащупали самое эффективное применение космических технологий. К сожалению, в СССР точно такие же предложения выдающихся ученых-телевизионщиков П. В. Шмакова и СИ. Катаева не были своевременно поддержаны руководством страны. С тех пор мы здесь только догоняли, но вопреки здравому расчету, присоединяя телевидение на вторичной основе к другим космическим проектам.

В итоге в следующем году нас ждет целый ряд очередных обидных юбилеев: 45-летие запуска в США первого в мире геостационарного спутника связи "Синком" и 35-летие первого вещательного спутника на геостационарной орбите. Этим спутником стал запущенный в 1973 г. канадский спутник "Аник" (по эскимоски — "брат"), предназначенный для обслуживания районов Канадского Севера. Спутник этот, конечно же, был изготовлен и запущен в США.

Однако самый печальный для меня лично юбилей будущего года — 10-летие со дня запуска для российской компании "НТВ-Плюс" спутника "Бонум", сделанного в США и запущенного американской ракетой.

Утешимся же мыслью классика в заголовке: мы не заняли лидирующие позиции в космическом телевизионном вещании только потому, что нам это не было приказано! Прадед советовал в таких случаях: "Козыряй!"

Нам пишут

- Отцом-основателем радио считается Попов, у истоков аналогового ТВ тоже стояли конкретные люди. Кто считается первооткрывателем цифрового телевизионного сигнала? Когда его транслировали впервые и где?

Е. Викторов, г. Волгоград

- Благодарю вас за интересный и очень непростой вопрос! Ведь по мере развития науки быстро усложняются вопросы определения приоритетов. Если по части изобретения радио спор идет большей частью о двух фамилиях - Попов и Маркони, то "у истоков аналогового телевидения" стояло уже втрое больше людей: Фарнсуорт и Зворыкин в США, Катаев и Грабовский в СССР, фон Арденне в Германии. По наметившейся здесь тенденции в "первооткрыватели цифрового телевидения" могут быть записаны уже десятки специалистов разных стран, тогда вопрос уже теряет смысл.

Более того, я полагаю ошибочным сиюминутной конъюнктуры ради выделять цифровое телевидение из телевидения вообще. Ведь это всего-навсего очередной шаг по пути прогресса, каких мы знаем уже довольно много: механическое и электронное, монохромное и цветное, космическое, интерактивное, трехмерное и т.д. На каждом таком этапе было много рекламного шума, при каждом ожидалось непременное счастье для человечества, но проблем всегда бывало не меньше, чем успехов.

Мы не должны забывать, что цифровые технологии появились как метод экономичной передачи электрических сигналов через среду с помехами, но исходный сигнал в вещательных системах обычно возникает в аналоговой форме и на конечном этапе цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Полезно также вспомнить, что самые первые линии электросвязи в XIX веке были телеграфными, то есть цифровыми, и над разработкой эффективных телеграфных кодов трудились лучшие математики того времени.

Первые исследования в области цифрового телевидения относятся еще к концу 1930-х гг., и велись они для систем специального назначения, - разведки, управления оружием и т.д. Только в 1980-х гг. стало ясно, что аналоговые методы серьезно ограничивают возможности дальнейшего развития телевизионного вещания. Вещательная система представляет собой весьма длинную и сложную цепь передачи и преобразования сигналов, число звеньев которой постоянно увеличивается. В каждом таком звене на сигнал действуют свои помехи, в каждом из них возникают потери качества изображения. Преимущества цифрового телевидения давно были ясны из основных положений теории информации и состоят они в том, что сигнал изображения практически не ухудшается при передаче по сетям распределения и при многократной перезаписи, он более удобен для электронного монтажа и введения специальных эффектов.

Но путь к цифровому вещательному телевидению был долог и труден. В первой отечественной (думаю, что и первой в мире!) книге по этой тематике моих добрых знакомых и коллег Д.С. Лебедева и И.И. Цуккермана "Телевидение и теория информации" (М.-Л.: Энергия, 1965) есть грустная фраза: "Короткая история применения теории информации в телевидении содержит больше разочарований, чем достижений". Как видите, потребовались четыре десятилетия, многие миллиарды долларов и многие тысячи человеко-лет инженерного труда, чтобы людей стали волновать заданные Вами вопросы. Технические возможности для создания систем цифрового вещательного телевидения у человечества возникли только десять лет назад, и в ноябре 1997 г. в США в нескольких городах одновременно началось регулярное цифровое вещание по стандарту ATSC.

Ввиду категоричности вопроса здесь нельзя обойтись без фамилий. Наибольшие заслуги в создании научной основы для цифровых технологий передачи информации принадлежат двум математикам - Андрею Колмогорову (СССР) и Норберту Винеру (США) и двум инженерам-связистам - Владимиру Котель-никову (СССР) и Клоду Шеннону (США). Работы эти велись в 1930-1940-х гг. и стимулированы они были, конечно же, войной, то есть им всем "это было приказано" (см. заголовок!).

Чтобы отреагировать, уважаемые читатели, на ваши недоверчивые улыбки по поводу расстановки приоритетов, приведу цитату из книги Н. Винера "Я -математик" (М.: Наука, 1964): "Вполне можно утверждать, что Колмогоров не только независимо разобрал все основные вопросы в этой области, но и был первым, опубликовавшим результаты". Котельников же опубликовал свою фундаментальную работу "О пропускной способности эфира и проволоки" в 1933 г., когда Шеннон был еще школьником.

- Будет ли снижаться плата за прием ТВ-сигнала в отдельных домохозяйствах с повсеместным внедрением цифрового вещания? Сейчас ощущается большой наплыв компаний, предоставляющих телесигнал в цифровом формате; будет ли возможно снижение стоимости приема сигнала из-за возрастающей конкуренции?

А. Закалюжный, Н. Новгород

- Вынужден Вас разочаровать: в общем и целом, скорее всего, не будет! Более того, давно замечено, что все новые технологии (информационно-телекоммуникационные в особенности) имеют коварное свойство дешевые услуги делать дорогими, а бесплатные - платными. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить цифровизацию телефонных сетей: эскалация тарифов и исчезновение привычных с давних пор бесплатных сервисов. В лучшем случае плата на первое время формально не изменится, но Вам будет предложен расширенный набор услуг и целый букет заманчивых тарифных планов. Что будет дальше - представьте сами. Самым важным и объективным фактором является расширяющаяся и углубляющаяся интеграция России в мировые экономические структуры, при которой внутренние цены на товары и услуги разными путями и способами подтягиваются к мировым.

Для обоснования своего ответа я привлеку в союзники основателя американского радиовещания и телевидения Д.А. Сарнова (кстати, выходца из России), который говорил: "Конкуренция обеспечивает наивысшее качество товаров, но пробуждает наихудшие качества в людях".

- Действительно ли мобильное ТВ столь перспективная отрасль? Маленький экран, непродолжительные ролики и т. п. Может быть, это не больше чем временная игрушка для пользователей?

Д.М. Федоренко, г. Владивосток

Сразу же ловлю вас на слове - не шутите с игрушками! Игрушки на рынке товаров и услуг - самое важное, доходное и перспективное дело. Это теперь не только детская мечта, но мечта любого серьезного коммерсанта! Сотовые телефоны, например, приносят теперь основной доход операторам не как популярное средство связи, а как массовая дорогостоящая игрушка, продаваемая миллиардами штук в год и заменяемая в среднем каждые два года.

Поэтому такая "игрушка" как мобильное видео - предмет самого серьезного отношения со стороны мировых промышленных и телекоммуникационных гигантов. Промышленные фирмы давно уже насытили рынки телевизорами, DVD-плейерами, мобильными телефонами и т.д., и давно и настойчиво ищут новый дорогой товар массового спроса. Идей было много и даже весьма экзотических, но фаворитами пока являются мобильные видеотерминалы. С ними сотрудничают телекоммуникационные компании, встревоженные снижением доходности традиционных услуг и ищущие новую дорогую услугу для широкополосных сетей, способную пробудить массовый платежеспособный спрос. Они тоже пока не придумали ничего другого, кроме мобильного видео. В эту работу включились фирмы - производители "софтвера": новая дорогая мобильная услуга должна быть проста для массового потребителя, мобильный терминал - экономично расходовать энергию аккумулятора, а вся система -иметь надежную защиту транслируемого контента. Объединение этих "трех мировых сил" вполне способно не только изменить далекий от нас мировой телекоммуникационный рынок, но и "вломиться" на наш российский. Достаточно вспомнить почти силовое внедрение на нищий тогда российский рынок зарубежных сотовых операторов 15 лет назад.

Пока еще неясно, каким будет массовый мобильный видеотерминал, какая технология победит при распространении мобильного контента и каков будет сам этот контент. Будем надеяться, что по традиции в Россию эта новинка придет все же с некоторым запозданием, и у нас будет время для адаптации.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2007
Посещений: 12998

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций