Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Будут бедные беднеть, богатеи — богатеть!

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Будут бедные беднеть, богатеи — богатеть!

Технический прогресс — как огонь: и греет и жжет. В обществе он способствует запуску . механизмов положительной обратной связи в экономике (см. заголовок). Так было при изобретении каменного топора, колеса, огнестрельного оружия... В наше время запуск этих механизмов происходит под влиянием цифровых информационных технологий. В знаменитой "Хартии глобального информационного сообщества" отмечено углубление "цифрового разрыва" (digital divide) в сфере доступа к информации между развитыми и развивающимися странами. Международный союз электросвязи также обеспокоен этой проблемой и ищет пути ее устранения, ведь "цифровое неравенство" легко переходит в социальную напряженность, которая способствует развитию столь мощного в некоторых странах движения антиглобалистов, опасающихся, что цифровые информационные технологии могут стать инструментом для "воссоздания на Земле новых рабовладельческих демократий".

Не удивляйтесь! История знает такие примеры. Ближе всего к нашей теме "гидротехнические сообщества" в древнем Китае, Египте, Двуречье, где "водное неравенство" переходило в неравенство экономическое, культурное, военное. Итог — обращение в рабство населения "аридных" стран. Вода, как и информация, была источником власти. Поработители умели лучше собирать, хранить и доставлять воду потребителю. Строились по сути дела мультисервисные гидротехнические сети, способные полить и осушить, напоить и омыть, доставить груз и почту, привести в движение механизмы и т.д. Кстати, на создание некоторых из них уходило по 1000 лет! Есть, правда, и ободряющий пример — "гидротехническое сообщество" в средневековой Голландии, где применяли те же пришедшие с Востока через Испанию ноу-хау, но сумели как-то обойтись без явно выраженного рабовладения.

Мудрый мой прадед был всегда уверен, что современный прогресс является глобальной ошибкой, но теперь мало кто решается об этом говорить...

Нам пишут

Кузьма Петрович!
Просим помочь разобраться с числом строк в телевизионных стандартах. В действующих стандартах число строк 525 или 625. Но прежде в разных странах велось вещание с числом строк 343, 405, 441 и 819. В доступных нам учебниках и технических книгах нигде не сказано, почему были выбраны именно эти иногда весьма странные числа.
В. А. и П.В. Мелиховы, г. Томск

"С течением времени меняется значение вещей", — говорили античные авторы. В мои студенческие годы на освещение этой темы уходило несколько лекций, а забытое ныне слово "син-хрогенератор" довольно часто и тревожно звучало в аппаратных телевизионных центров.

Во-первых, заметьте, что все названные вами числа — нечетные. Это нужно для того, чтобы по возможности простым путем обеспечить чересстрочную развертку. Например, полный кадр в 625 строк делится на два полукадра (поля) по 312,5 строк.

Во-вторых, для гарантированного перемежения строк четного и нечетного поля на экране должна быть обеспечена жесткая связь частоты кадровой и строчной развертки. Для этого в упомянутом выше синхрогенераторе имелась цепочка делителей частоты, которая эту жесткую связь и создавала. Однако на заре электронного телевидения в ламповой аппаратуре надежное деление частоты импульсного сигнала было серьезной проблемой, причем сложности увеличивались с ростом коэффициента деления. Именно поэтому значения числа строк в кадре в те времена выбирались таким образом, чтобы их можно было разложить на сомножители из малых чисел. Наиболее "красив" в этом смысле наш европейский стандарт: 625 = 5x5x5x5. Стандарт, принятый в США, в этом смысле ему уступает: 525 = 3x7x5x5; старый английский стандарт было поддерживать проще всего: 405 = 3x3x3x3x5, сложнее всего был старый французский: 819 = 13x7x3.

Названные вами довоенные стандарты выбирались по тем же условиям: 343 = 7x7x7, а 441 = 3x3x7x7. Делители частоты в тогдашних син-хрогенераторах приходилось подстраивать при каждом включении и часто проверять в процессе работы. В некоторых конструкциях синхроге-нераторов были даже предусмотрены встроенные осциллографические трубки для контроля каждого каскада деления частоты.

Современный синхрогенератор на микросхемах надежен, "как топор", и люди про него позабыли. А в цифровых системах выбор числа строк в кадре перестал быть проблемой.

Уважаемая редакция!
Мне чрезвычайно интересна тема конверсии радиочастотного спектра. Как могут быть использованы сверхнизкие радиочастоты, которые ранее именовались "псевдовоенными" ?
Е. Крамер

Возможно, Вы имеете в виду ОНЧ (особо низкие частоты) с диапазоном по "Регламенту радиосвязи" от 3 до 30 кГц (с длиной радиоволны от 100 до 10 км). Однако я никогда не слышал, чтобы их называли "псевдовоенными". По таблице распределения частот между радиослужбами РФ в этом диапазоне работают системы радионавигации и морской радиосвязи, а на частотах около 20 и 25 кГц передаются сигналы стандартных частот и точного времени. Можно предположить, что ими пользуются военные, хотя это нигде специально не оговорено.

Не обессудьте, но я не могу себе представить разумные коммерческие цели упоминаемой Вами "конверсии" этого диапазона хотя бы из-за циклопических размеров антенных сооружений: размеры эффективной антенны по теории должны быть сравнимы с длиной волны излучаемого сигнала. Например, в одной из американских радионавигационных систем ОНЧ-диапа-зона антенна занимала весь вдающийся в море узкий полуостров длиной около 15 км.

Здравствуйте!
Можете ли Вы коротко и доходчиво объяснить разницу между стандартами MPEG-2 и MPEG-4, о которых так много пишется в журнале?
СБ. Шариков, г. Магнитогорск

Эти документы, пожалуй, точнее называть рекомендациями по сжатию частотного спектра видеосигналов и их последующему мультиплексированию. Сама аббревиатура MPEG означает Moving Picture Expert Group — Экспертная группа по движущимся изображениям. Кстати, Moving Picture — так в американской традиции называется кинематограф. Эта группа была создана в начале 1990-х гг. совместно Международной организацией по стандартизации (ISO) и Международным союзом электросвязи (ITU). В это время уже появились вычислительные системы, способные логически обрабатывать видеосигналы вещательного качества в реальном масштабе времени. Рассмотрение теоретических вопросов сжатия спектра радиосигналов восходит к 1940-м гг. и связано с именами американских ученых Н. Винера и К. Шеннона и советских — А. Колмогорова и В. Котельникова. Применительно к видеосигналам суть сжатия состоит в сокращении их информационной избыточности. Например, для обеспечения непрерывности движения достаточно было бы 10-12 кадров в секунду, но для снижения мерцаний изображения экран должен вспыхивать не менее 50 раз в секунду. Цифровые же методы позволяют передавать в линию связи сигнал с пониженной частотой кадров и восстанавливать ее на приемном конце.

Далее, поскольку согласно статистике содержание изображения от кадра к кадру меняется незначительно, то можно передавать 25 раз в секунду не все изображение, а только информацию об изменении его содержания. Это самые простые и, извините, доход чивые пути сокращения избыточности видеосигнала.

Других же, более хитрых путей предложено сотни, о них написано много толстых, буквально "сочащихся" математикой книг. В итоге такого "научного штурма" и были сформулированы и рекомендованы международными организациями интересующие Вас стандарты. MPEG-2 позволяет передать в стандартном радиочастотном канале шириной 8 МГц от 4 до 6 телевизионных цифровых программ. Появившийся в 2003 г. новый стандарт MPEG-4 потенциально обеспечивает более глубокое сжатие спектра видеосигнала и соответственно позволяет передать вдвое большее число телепрограмм.

Очень сложным и спорным является вопрос об определении самого понятия "избыточная информация", которая удаляется из обрабатываемой телепрограммы. Один мой хороший знакомый эту проблему студентам-гуманитариям объясняет с помощью аллегории: в трех стаканах налито молоко, полностью идентичное по доле жиров, белков и углеводов. В первом — натуральное молоко (это аналоговое телевидение), во втором — разболтанная в воде столовая ложка сгущенного молока (это MPEG-2), а в третьем — чайная ложка сухого молока (это уже MPEG-4). Не правда ли, доходчиво? Но заметьте, что вопросы о потерянных при этом витаминах и других "тонких ингредиентах" разработчиками технологий в обоих случаях старательно обходятся. В голову приходит уже забытый было рекламный слоган "Просто добавь воды!"

Вы спросите, какой же MPEG будет дальше? Не думайте об этом! Вспомните с гордостью, что в нашей системе "глаз — мозг" Природа сжимает цифровые сигналы изображения почти в миллион раз, причем происходит это по неведомым нам пока алгоритмам. Исходя из этого наши теперешние методы обработки видеоизображения пока еще сродни наскальной живописи.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2006
Посещений: 13139

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций