Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Cui bono? Кому на пользу?

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Cui bono? Кому на пользу?


Наш эксперт Кузьма Прутков

Хотя существует более известный вариант фразы, вынесенной в заголовок: "Cui prodest? _ Кому выгодно?", но я предпочел нечто поделикатнее. Ведь что может быть сейчас деликатнее в нашем деле, чем ситуация с внедрением цифрового телевидения?

Должен признаться, что нас уже немало лет волнует вопрос о том, "кому нужно эфирное цифровое телевидение в России?" Не найдя материалов с ясным ответом на такой вопрос, редакция ВС решила устроить дискуссию на эту тему, надеясь, что в споре родится истина. В итоге в журнале Broadcasting (№ 2, 2001 год) появилась статья с таким же вопросом в названии, но конструктивного спора, к сожалению, так и не получилось. С тех пор прошло восемь лет, многое изменилось в нашем общем деле. Но мне как-то не по себе от сознания, что вопрос этот понятнее так и не стал. Формат рубрики не позволяет повторить обзор проблем, затронутых в статье. Поэтому проще сказать, для кого цифровое эфирное телевидение оказалось ненужным. К великому сожалению, это отечественная радиоэлектронная промышленность, которая, по идее, могла бы стать "мотором" цифровизации, но оказалась слишком слабой, чтобы взять на себя заботу о смене целого поколения телевизионного оборудования в стране.

Несколько неожиданным для меня оказалось неприятие перехода на эфирное цифровое вещание со стороны компаний, владеющих центральными телеканалами. Реализуемую систему "мультиплексов" они явно сочли для себя унизительной и не увидели в ней перспективы для своего дальнейшего успешного развития.

Но есть все же "свет в окошке". Как отмечалось в упомянутой выше статье: "Переход на эфирные цифровые технологии позволяет высвободить значительную часть радиочастотного спектра для других служб с гораздо большим коммерческим потенциалом" (термин "цифровой дивиденд" тогда еще не был придуман). Именно в этом во многих развитых странах и состоит основной "профит" в цифровизации телерадиовещания. В США, например, эта "морковка" была показана почти 20 лет назад и уже по частям распродается на аукционах. Но у нас параметры и свойства этого "цифрового дивиденда" пока еще не формализованы. Поэтому желающие им воспользоваться до сих пор занимали выжидательную позицию. Но в начале сентября три крупнейшие компании мобильной связи заявили о своем намерении принять участие (в том числе и финансовое!) в цифровизации российского телевидения, о необходимости ускорить эти процессы и о своих претензиях на высвобождающийся радиочастотный ресурс. Эти мощные компании имеют все необходимые возможности для решения наиболее сложной и трудоемкой задачи "последней мили" для цифрового телевидения. Не знаю, как вам, но мне стало легче на душе, — я теперь, наконец, знаю, кому нужно цифровое эфирное телевидение и полагаю, что все это очень серьезно: три такие компании могли объединить для благого дела только особо важные обстоятельства. "Зри в корень!" - как сказал бы прадед.

Нам пишут

Кузьма Петрович, сейчас повсеместно обсуждается переход России на цифровое вещание, но в центре внимания дискуссий на эту тему находится телевидение. Как Вы считаете, означает ли это, что отрасль радиовещания меньше нуждается в данном процессе?

Андрей Илюхин, г. Воронеж

Вы во многом правы: проблемы развития радиовещания постоянно оказываются в тени телевидения. Точно такая же ситуация с переходом на цифровые технологии. Хотя научно-технические проблемы применительно к радио были решены гораздо раньше, но реальных успехов в этом деле столь же немного. Много лет уже ведутся в разных странах, в том числе и России, опытные цифровые радиопередачи по известным читателям ВС форматам DAB и DRM, но пока еще не придуманы способы создания активного платежеспособного спроса населения на услуги цифрового радиовещания и цифровые приемники. Нет также убедительных бизнес-схем для возврата инвестиций в цифровое радио - сплошные госпрограммы, уговоры и заклинания.

Но не стоит особо расстраиваться: системы массовой информации в своем развитии очень инерционны, консервативны - внедрение, например, в практику радиовещания технологий УКВ ЧМ длилось в мире более полувека!

Я сознательно здесь уклонился от технических и организационных проблем: они уже много раз подробно рассматривались в нашем журнале, - следите за статьями в ВС.

Здравствуйте, Кузьма Петрович!

Еще в школе я узнал о спорах по поводу изобретателя радио: Попов или Маркони? Но, готовясь к экзамену по истории радио, наткнулся на такую мысль "Отвечая на вопрос, кто все-таки изобрел радио, Попов или Маркони, следует со всей определенностью сказать: радио изобрел Оливер Лодж, физик из Англии. Он летом 1894 года продемонстрировал публике эксперимент по трансляции сигнала на расстояние в 150 ярдов без проволоки. Когда ему предложили изготовить аппарат для передачи сообщений, он презрительно ответил, что ученый — это вам не почтмейстер какой-нибудь".

Каково Ваше мнение на этот счет?

Михаил Титов, студент

На Ваш вопрос коротко ответить непросто. Но хочу заметить сразу же, что О. Лодж действительно является одним из изобретателей радио, но в числе многих других ученых.

Чтобы не вести схоластический спор по вашему вопросу, давайте обратимся к оценкам современников этого поистине великого изобретения, когда его история еще не была искажена политическими или экономическими факторами. Я извиняюсь перед постоянными читателями рубрики - мне уже приходилось использовать эту ссылку.

В августе 1903 года в Берлине собралась первая в истории Международная конференция по радиосвязи, в которой участвовали делегации девяти наиболее развитых в то время стран. В число этих девяти входила и Россия, а в составе российской делегации был и профессор А. С. Попов. Вот цитата из выступления Государственного секретаря Германии М. Кретке на церемонии открытия этой конференции:

"...После того, как знаменитый Фарадей узнал, как формируются и распространяются в пространстве электрические волны, Максвелл создал теорию их передачи и выяснил скорость их распространения.

Надо отдать должное гению Герца, подтвердившего эти теории в своих исследованиях. Лорд Кельвин смог изучить феномены, создаваемые разрядкой лейденских банок, установить колебательный их характер и зависимость от значения самоиндукции и емкости.

В 1890 году Бранли впервые исследовал воздействие колебательного разряда на трубку с металлической стружкой. Развивая эти исследования Лодж(!), указал на возможность обнаружения таким способом электрических волн.

В 1895 году Попов, во время исследования электрических разрядов в атмосфере, придумал формирование телеграфных сигналов с помощью волн Герца; именно ему мы обязаны первым радиотелеграфным аппаратом.

Маркони, впервые применивший антенну для передатчика, открыл новые пути практического использования беспроводной телеграфии.

В то же время многочисленные изобретатели старались совершенствовать новое средство связи. Имена Брауна, Дюкре, Де Фореста, Фессендена, Рижи, Слаби, Арко, Тесла известны всему миру. И этот список далеко не полон".

Думаю, что нет нужды особо комментировать эту весьма содержательную речь: Попов смог сделать свое изобретение, потому что "стоял на плечах великанов", одним из которых был Лодж. Однако вполне беспристрастное выступление немецкого министра дает нам возможность понять масштабы "мозгового штурма", приведшего человечество к изобретению радио, и всей необъятности этой темы.

Уважаемый Кузьма Петрович!

В сентябре прошла информация, что "Газпром-Медиа Холдинг" получит контроль над ЗАО "Национальная Спутниковая Компания". Означает ли это, что спутниковое телевидение теперь не будет "народным", каким позиционировал себя "Триколор"?

Г.А. Громов, Ярославская область

Насколько можно понять сложившуюся ситуацию, "народным" "Триколор" получил право называться благодаря массовости и организационной простоте своих услуг и не отпугивающим небогатых людей тарифам. По имеющимся сообщениям, НСК, владеющая системой "Триколор", в составе нового холдинга может сохранить самостоятельность, а возможно, и тарифную политику.

Впрочем, прадед любил говорить: "Пути начальства неисповедимы!"

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2009
Посещений: 11645

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций