Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телевидение без границ

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телевидение без границ

"Крепитесь! Заграница нам поможет", — сказал Остап Бендер.

И. Ильф, Е. Петров, "Двенадцать стульев"


Ирина Гоголева

ВНИИТР

Взятое эпиграфом высказывание "великого комбинатора" заставляет серьезно задуматься о ситуации, сложившейся в начале августа этого года, когда правительство Грузии, организовав информационную блокаду российских электронных СМИ, лишило возможности своих граждан получать альтернативную информацию о происходящих в то время трагических событиях. Уже 9 августа 2008 года по распоряжению грузинского правительства было прекращено вещание российских телеканалов, имеющих информационные выпуски (Первый канал, "Россия", НТВ). Одновременно был заблокирован доступ к домену .ги на территории страны. А 18 августа после трансляции заявления министра иностранных дел РФ прекратилось вещание и международного русскоязычного канала RTVi.

Данное решение руководителя страны, многократно выступавшего в те августовские дни по телевидению на фоне флага Евросоюза, куда всем своим "существом" так стремится Грузия, по меньшей мере подобно манипуляциям небезызвестного Паниковского - одного из главных героев ставшего классикой произведения И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок". И хотя Грузия (как и Россия) пока еще не ратифицировала Конвенцию о трансграничном телевидении (далее Конвенция), грузинской администрации все же следовало бы помнить, чем закончились самовольные действа "гениального слепого" Михаила Самуэ-левича, устанавливавшего свои правила игры и ради личной выгоды нарушившего подписанную им конвенцию сыновей лейтенанта Шмидта. Присоединение Грузии к Конвенции не сегодня, так завтра обязательно произойдет, так как в опубликованном первом промежуточном отчете Еврокомиссии по Грузии "Осуществление политики соседства Евросоюза в 2007 году" отмечается, что "грузинское законодательство по регулированию медиа в аудиовизуальной сфере требует приведения в соответствие с европейскими стандартами".

Помимо Грузии Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины также закрыл в те дни доступ в кабельных сетях к основным российским телеканалам. И хотя ограничение Интернет-серфинга в целом оказалось недостаточно эффективным, так как пользователи имели возможность посещать российские сайты через прокси-серверы, а владельцы спутниковых тарелок могли смотреть российские телепрограммы на территории этих сопредельных государств, России после такой информационной блокады следует, видимо, все же поторопиться с принятием окончательного решения о ратификации договора трансграничного вещания. Ведь еще в июле 2006 года Правительство РФ одобрило предложение Министерства культуры о присоединении страны к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, которая позволяет беспрепятственно осуществлять трансграничное вещание передач разных стран на территории всех участников, с соблюдением в том числе принципов свободы слова и информации, свободного потока информации и идей, независимости вещателей.

Электромагнитные волны не имеют границ, а Интернет-протоколы - национальности

Присоединение к Конвенции вводит Россию в правовое поле Европы, так как этот документ является международным договором, регулирующим вопрос о свободной трансляции телепрограмм разных стран на территории Европы на основе ряда согласованных общих норм. Это открывает российскому телебизнесу новые рынки и доступ широкого круга европейских телезрителей к нашему телевизионному контенту - тогда эта продукция будет официально соответствовать европейским нормам и требованиям. Многие из стран бывшего соцлагеря и советских республик, такие как Польша, Венгрия, Чехия, страны Прибалтики, Молдавия, Украина и др., уже присоединились к европейскому телесообществу.

Следует напомнить, что от присоединившихся к договору стран требуется не только согласие с правилами, касающимися планирования сетки вещания, спонсорства программ, а также качества и частоты рекламы, но и соблюдение технических норм в области телерадиовещания. Поэтому факт присоединения России к Конвенции особенно важен в период предстоящего перехода страны к цифровому вещанию в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания на 2008-2015 годы", основная цель которой - ликвидация информационного неравенства среди российских телезрителей.

В одном из своих недавних выступлений министр связи и массовых коммуникаций И. Щеголев подчеркнул, что "очень важно осознать простую вещь: когда мы развиваем инфокоммуникации, мультимедийные технологии, мы тем самым гарантируем свободу слова. В наших условиях она обеспечена естественным потоком информации и помножена на технологии XXI века. Прусская предварительная цензура, британский штемпельный налог, наполеоновская система контроля печати, прочие законы о главных редакторах, главлитах и "железные занавесы" любого рода - все это могло работать в прошлом, когда можно было контролировать немногочисленные каналы массовой коммуникации".

Поэтому с внедрением новых технологий и новых коммуникационных и информационных услуг, особенно интерактивных, в результате распространения цифровых технологий и перспектив постепенного исчезновения технологических границ между вещанием, телекоммуникациями и информатикой, которые ведут к развитию информационного общества, нужен новый подход к вопросам регулирования сектора средств массовой информации, считают в Минкомсвязи. Одним из таких инструментов и мог бы стать факт ратификации Россией "Конвенции о трансграничном телевидении".

Один как все, и все на одного

Сегодня вопрос работы в правовом поле в приграничных территориях представляет для РФ большую озабоченность. Но в случае присоединения страны к Конвенции она становится полномочной для запуска прописанных в международном договоре механизмов диалога государств, юрисдикции и ответственности, в том числе и за прекращение противозаконной трансляции со стороны сопредельных государств.

Соблюдение положений Конвенции тщательно отслеживается контролирующими органами. Так, еще в июле 2007 года еврокомиссар по вопросам информационного сообщества в СМИ Вивиан Рединг направила Испании первое официальное предупреждение о возможном штрафе за то, что количество рекламы на испанском телевидении значительно превышает европейские нормы. А в мае 2008 года испанцы получили второе и последнее предупреждение с требованием привести количество рекламы на телевидении в соответствие с европейскими нормами - объем рекламы не должен быть свыше 15% времени ежедневных передач. Однако по положению эта доля может быть увеличена до 20% с включением такой формы рекламы, как прямые предложения населению о продаже, покупке и аренде товаров или предоставлении услуг, при условии, что объем рекламы о наличии товаров или услуг не превысит 15%. Если после второго предупреждения Испания не выполнит требований Еврокомиссии, то ей грозит штраф, а неуплата штрафа приведет к передаче дела в Европейский суд юстиции, в задачи которого входит разбор спорных вопросов между европейскими институтами и странами-членами ЕС. По сообщениям информагентств, Еврокомиссия ведет аналогичное разбирательство в отношении итальянского телевидения.

Нормы ФЗ "О рекламе" от 13 марта 2006 года во многом соответствуют требованиям Конвенции по размещению рекламы. Так же как и российский закон, Конвенция запрещает рекламу табачных изделий. Есть и отличия. Так, реклама алкогольных напитков всех типов, в отличие от нашего закона, на европейском телевидении имеет право "быть", но при соблюдении следующих правил:

  •  она не должна адресоваться непосредственно несовершеннолетним, и лица, участвующие в рекламе алкогольных напитков, не должны выглядеть несовершеннолетними;
  •  в ней нельзя связывать потребление алкоголя с физической работой или вождением автомобиля; нельзя утверждать, что алкоголь имеет лечебные, стимулирующие или успокоительные свойства либо является средством разрешения личных проблем;
  •  в ней нельзя поощрять неумеренное потребление алкоголя или представлять воздержание или умеренность в отрицательном свете;
  •  в ней нельзя уделять особое внимание содержанию алкоголя в напитках.

В Конвенции не разрешена реклама лекарств и способов лечения, которые в транслирующем государстве-участнике можно получать только по рецепту врача. Реклама всех других лекарств и способов лечения должна четко выделяться в качестве таковой, быть честной, правдивой, поддаваться проверке и соблюдать требования о защите человека от причинения вреда. В российском законодательстве на рекламу изделий медицинского назначения наложены более расширенные ограничения.

Интересно, что в ст. 14 п. 12 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровней звука рекламы и прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента. В Конвенции же эта норма вообще не прописана, возможно, она отслеживается другими нормативами.

Но тот факт, что нормы российского законодательства по размещению рекламы в некоторых случаях являются более жесткими, чем в Конвенции, предусмотрен. Они не препятствуют участникам применять более строгие или детализованные правила, чем предусмотренные Конвенцией для регулирования программ, которые транслируются организациями или с помощью технических средств, находящихся под их юрисдикцией, по смыслу ст. 3 "Сфера применения".

Специалистами международного права были проанализированы возможные последствия присоединения РФ к европейской Конвенции по трансграничному телевидению. Отрицательных аспектов не выявлено, и прямых дополнительных финансовых затрат для государства присоединение не несет. Наоборот, после присоединения расходы России по участию в его заседаниях будет нести Совет Европы, членом которого Россия является с 1996 года.

Единое телекоммуникационное пространство на территории ЕС

А пока мы решаем вопрос о присоединении к Конвенции о трансграничном телевидении, Европа идет дальше, и Еврокомиссия недавно выступила с предложением о создании единого телекоммуникационного пространства на территории ЕС, которое будет охватывать 500 млн пользователей в 27 странах сообщества.

Жозе Мануэл Баррозу, глава Евро-комиссии, заявил в этой связи, что введение единых правил игры для операторов мобильных телефонов и Интернет-провайдеров по всему Евросоюзу, усиление конкуренции между ними и снятие существующих национальных ограничений позволит значительно повысить качество и безопасность телекоммуникационных услуг, а также снизить цены, которые платят за мобильные телефоны и Интернет европейские пользователи.

Многие ведущие национальные операторы, пользуясь прямой или косвенной поддержкой правительств, продолжают доминировать на рынках мобильной и беспроводной связи, а также Интернет-услуг своих стран. Поэтому новые предложения Еврокомиссии предусматривают введение единых стандартов и норм связи, тем самым укрепляя независимость национальных органов по контролю работы рынков телекоммуникационных услуг от ведущих операторов и правительств. В частности, предлагается ограничить одним днем все процедуры по смене пользователем оператора связи, ввести единый для Евросоюза бесплатный номер 112 для экстренного вызова спасательных служб.

Также Еврокомиссия предполагает выделить дополнительные частоты радиоспектра для обеспечения лучшего доступа европейцев к беспроводным Интернет-подключениям. По данным Еврокомиссии, сегодня около 10% жителей ЕС не имеют доступа к высокоскоростному Интернету.

Между тем, по последним сообщениям компании ComScore, Россия стала лидером среди европейских стран по годовому приросту Интернет-пользователей: в период с июня 2007 по июнь 2008 года их количество возросло на 27%. А компания eMarketer считает, что к концу 2008 года количество Интернет-пользователей в России превысит 40 млн человек. И хотя по количеству времени, ежемесячно проводимому пользователями в сети, Россия пока занимает последнее место - в среднем россияне сидят в Интернете по 16 часов, но всем известно, что русский долго запрягает, да быстро ездит. Так что лиха беда начало!


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2008
Посещений: 13685

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций