Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телезрители по-новому

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телезрители по-новому

Все чаще от самых разных людей можно услышать фразу: "Я не смотрю телевизор”. При этом социологические исследования фиксируют рост числа телеприемников в домохозяйствах, операторы платного телевидения рапортуют о росте абонентской базы, а телевизионные измерения фиксируют стабильность телеаудитории. Разобраться в этой ситуации решили социологи Аналитического центра "Видео Интернешнл". В исследование "Телевидение глазами телезрителей" был включен специальный блок вопросов, а также проведено фокус-групповое исследование для выяснения того, что стоит за декларацией отказа от телевизора, насколько широко распространилось это явление и каковы в этой связи аудиторные перспективы у традиционного телевидения
Воронцова Анна
Эксперт Аналитического центра
''Видео Интернешнл''

Мой телевизор - в Интернете

Как показало исследование, за словами “Я не смотрю телевизор” чаще всего стоит не тотальный отказ от просмотра телепередач, а переход от традиционного способа телепросмотра (перед экраном телевизора, с пультом в руках) к новым формам организации телепросмотра и доступа к телевизионному контенту, которые предоставляют новые технологии. Декларируя отказ от телевизора, человек как бы заявляет о своей “продвинутости", причастности к передовым технологиям (в частности, к практике интернет-пользования), а также о своей активности как субъекта информационного процесса и медийного пространства в целом. Слова “Я не смотрю телевизор” имеют также эмоциональную составляющую, за которой стоит желание дистанцироваться от “пассивной массы” телезрителей, поглощающей “без разбора" телевизионный контент - “то, что дают". Ключом к пониманию этой эмоции является определение "я не такой, как все". Эти люди, как правило, крайне негативно настроены по отношению к современному телевидению. Хотя телевидение критикуют многие (если не все) телезрители, далеко не каждый предпринимает попытку “настроить” телевидение под себя, под свои интересы и потребности, а также артикулировать свою позицию.

Иными словами, за утверждением “Я не смотрю телевизор” скрываются прежде всего новые практики телепотребления, которые формируются на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями. К ним относятся: поиск/просмотр/ скачивание телепередач через Интернет; просмотр/скачивание фильмов через Интернет; просмотр вещания телеканалов на компьютере через ТВ-тюнер или Интернет (рис. 1). В целом, поданным исследования АЦВИ, такие альтернативные способы потребления телевизионного контента так или иначе практикуют 25% взрослого (старше 15 лет) городского населения России. Очевидно, что адепты новых практик телепотребления сосредоточены прежде всего в среде интернет-пользователей (порядка 98%). И менее 2% этой группы - это те, кто из всех перечисленных выше возможностей освоил только просмотр телевидения на экране компьютера через ТВ-тюнер, что объясняется отсутствием у этих людей домашнего доступа в Интернет. 


В самом деле, именно наличие домашнего доступа в Интернет выступает необходимым условием для того, чтобы человек шагнул в новый для себя мир альтернативного телесмотрения. Среди интернет-пользователей (которых сегодня в России порядка 40 млн человек) каждый второй (56%) опробовал какой-либо из перечисленных выше способов альтернативного телесмотрения. Самая высокая концентрация тех, кто практикует новые формы телесмотрения, находится среди активных пользователей Интернета, то есть тех, кто обращается к ресурсам Сети ежедневно. Среди них 70% практикует в том или ином виде альтернативное телесмотрение (рис. 2).

“У меня на это семь причин...”

Основные причины, по которым люди переходят к новым практикам телепотребления, - это свобода выбора, удобство пользования и возможность "уйти" от того, что не нравится на традиционном телевидении.

Свободу выбора образует доступ к большому объему телевизионного контента на различных ресурсах. И что при этом важно - весь доступный контент равнозначен и может быть несколько механизмов его выбора в отличие от традиционного телевизионного вещания: “Телевизор навязывает свое. А то, что я хочу посмотреть, я ищу сам".

Удобство пользования также является комплексной характеристикой. Под этим понимается возможность обращения к контенту в любое удобное для пользователя время, а также возможность просмотра на экране по выбору. Сетка вещания традиционного телевидения формируется по принципу среднестатистического телесмотрения и рассчитана на среднего зрителя. А современная городская среда допускает существование большого количества разнообразных стилей жизни и индивидуальных распорядков дня. Интернет позволяет максимально индивидуализировать телепотребление, настроить его под себя.

Телесмотрение на сегодняшний день является настолько широко распространенной практикой, что полный отказ от нее затруднителен в связи с рядом социальных и социокультурных аспектов, не говоря уж о бытовых сложностях

Удобство также заключается в возможности интегрировать телепросмотр с другими типами активности в Интернете - как связанными с обращением к телеконтенту (к примеру, его оценка и чтение отзывов других пользователей), так и любыми другими (чтение новостей, поиск информации, общение в Сети и т.п.). Уровень этой интеграции зависит от стажа и опыта (степени “продвинутости") пользователя. Для продвинутых пользователей Интернет -это привычная среда обитания, для начинающих - скорее набор определенных удобств и возможностей, чаще всего - почтовый ящик, магазин и СМИ (газеты, журналы, телевизор, радио).

Помимо приобретения свободы выбора и удобства, люди переносят свое телесмотрение на платформу Интернета в стремлении уйти от того, что им не нравится на традиционном телевидении. Перечень того, что людям не нравится на телевидении, довольно велик.

Прежде всего поборники новых форм телесмотрения выражают недовольство набором и тематикой телевизионных программ, говоря о том, что среди них мало интересного им контента, а также отмечают безвкусность, ориентированность на низкий культурный уровень. Очевидно, что такое суждение является порождением эпохи массового телевидения, которая, к слову сказать, близится к завершению. Постепенно доминирование “больших” телеканалов, рассчитанных на самую широкую аудиторию, идет на убыль. В России сегодня вещает около 20 общенациональных эфирных и 230 неэфирных телеканалов. Из всего этого изобилия только три (“Первый канал”, “Россия 1”, НТВ) являются универсальными многожанровыми каналами, ориентированными на широкую аудиторию. Все остальные телеканалы - как эфирные, так и неэфирные - специализируются на определенных жанрах и тематике и ориентированы на более или менее узкие целевые аудитории. Правда, такое многообразие телеканалов может быть доступно лишь подписчикам так называемого расширенного пакета платных каналов. В большинстве же случаев абоненты платного телевидения подписаны на базовый пакет, который позволяет смотреть в хорошем качестве 30-35 телеканалов, в число которых входят почти все общедоступные эфирные и основные неэфирные телеканалы (типа Discovery, Animal Planet и некоторые другие). Однако услуги платного телевидения доступны далеко не всем. По данным опроса “Телевидение глазами телезрителей", в конце 2009 года подписчиками платного телевидения оказались 43% горожан. Им в среднем доступно 38 каналов, в то время как не подписчики имеют доступ только к 15 каналам. Но даже по сравнению с возможностями доступа к контенту, которыми обладают подписчики расширенных пакетов платных операторов, домашний доступ в Интернет, по убеждению респондентов фокус-групп, предоставляет гораздо более широкие возможности выбора контента, чем платное телевидение.

Еще одна претензия к телевизионному контенту касается запаздывания, с которым новинки кино- и сериальной индустрии попадают на телевизионный экран. При этом в Интернете достаточно ресурсов, где можно быстро и бесплатно, в хорошем качестве скачать фильм, только вышедший в кинопрокат, или новый сериал, который появился на зарубежных телеканалах. Именно эту возможность Интернета можно назвать драйвером для всей области телепотребления в Интернете. С той или иной частотой фильмы скачивает две трети (73%) адептов новых практик телесмотрения. Респонденты отмечали, что возможности Интернета опережают телевидение на год, а то и больше. Примером может служить история телесериала “Доктор Хаус”, который задолго до появления на общенациональном эфирном телеканале (“Домашний") был доступен на ресурсах Интернета. Хотя бы одну серию этого сериала видели треть (30%) опрошенных активных интернет-пользователей, причем почти каждый второй (40%) из их числа воспользовался для этого ресурсами Интернета.

Приобщение к новым способам потребления телеконтента не означает полного отказа от традиционного телесмотрения

Перечень претензий, высказанных респондентами фокус-групп к телевидению, продолжает детская тема. Респонденты, особенно имеющие детей, единодушно заявляют, что современное телевидение - это зрелище не для детей, выражают недовольство отсутствием интересного и нужного детского контента. Объективно такое недовольство базируется на том, что эфирные телеканалы, в первую очередь федеральные, не уделяют внимания детской аудитории, показывают очень мало детских программ. По факту на федеральных телеканалах в 2009 году выходили только три специализированные детские программы (“Ералаш” на “Первом канале”, “Спокойной ночи, малыши!” на “России" и “Сказки Баженова" на НТВ). Конечно, телеканалы показывают также мультипликационные фильмы и художественные фильмы для детей и семейного просмотра, однако выделить их из программного потока зачастую непросто. Возможный телевизионный вариант решения проблемы -подключение платных специализированных детских телеканалов. Однако адепты новых форм телесмотрения уже перешагнули этот этап: они или сами скачивают детские программы в Интернете или обучают своих детей пользоваться специализированными ресурсами (к примеру, смотреть онлайн-вещание детских телеканалов), тем самым приобщая их к новым практикам телепотребления.

 

Важным фактором “отказа от телевизора" является также неприятие содержания современного телевидения, которое проявляется как предельная эмоция раздражения и возмущения. Телевизор воспринимается как “зомбо-ящик" - целостный, не расчлененный на программы и каналы поток телевизионного вещания с присущими ему навязыванием позиции, официозом, надоевшими лицами, нагнетанием негатива, низкопробностью, назойливой рекламой и так далее. Такая эмоция неприятна респондентам сама по себе, поэтому они стараются уйти и от соприкосновения с массовым ТВ, и от этой эмоции: “Все, что угодно, только не это". Интересно, что эта эмоция характерна для отношения к телевидению в целом, но может совершенно исчезать при разговоре о какой-то отдельной телевизионной программе, теме или персонаже. Но в целом эта эмоция рождает вектор ОТ традиционного ТВ. Выбор альтернативы в данном случае понимается как возможность осуществить свободу. Интернет как альтернатива массовому ТВ, свобода выбора того, что смотреть и когда смотреть, имеют для зрителей явственный привкус свободы выбора в целом, что является крайне важным для них: “Когда тебе ничего не навязывают - это всегда благо".

Иными словами, обращаясь к новым формам телесмотрения, люди решают сразу несколько проблем: обеспечивают себе определенные удобства (большой выбор контента, его доступность в любое время, совмещение телепросмотра с использованием Интернета) и избегают того, что им не нравится на традиционном телевидении. При этом они не выпадают из телевизионного контекста. И объясняется это тем, что все-таки они смотрят телевизор.

Телевизор как культурная норма

Телесмотрение на сегодняшний день является настолько широко распространенной практикой, что полный отказ от нее затруднителен в связи с рядом социальных и социокультурных аспектов, не говоря уж о бытовых сложностях. Во-первых, наличие хотя бы одного телевизора в домохозяйстве -это абсолютная норма современности. На деле телевизоров в домах даже больше: в семьях, состоящих из трех и более домочадцев, телевизоров, как правило, два (или даже больше). Справедливости ради отметим, что в российских городах все-таки встречаются домохозяйства, не оснащенные телевизором. Доля людей, проживающих в таких домохозяйствах, оценивается примерно в 0,5% от всего городского населения - учитывая российские масштабы, речь может идти примерно о 500 тыс. человек.

Тот или иной контент может привлекать обширную аудиторию, но теперь лишь часть ее собирается на телеканале, доступна для измерений и образует в конечном итоге рекламные контакты

Во-вторых, телевизор прост и практичен в плане пользования, чтобы проиграть в конкуренции с компьютером и прочими устройствами и технологиями доступа в Сеть. Новые формы телепросмотра требуют от пользователя активных действий, сформулированных запросов, в то время как традиционное телевидение позволяет пребывать в пассивном, расслабленном состоянии: лег на диван и щелкнул пультом. Нельзя сбрасывать со счетов такую распространенную практику, как фоновый просмотр. Это особенно актуально для женщин во время домашней уборки и для тех, кто привык совмещать прием пищи и просмотр телевизора.

В-третьих, телевидение по прежнему обладает самым мощным из всех СМИ интегративным потенциалом - формирует единое информационное пространство и дает индивиду возможность ощутить единение со всей страной. В частности, именно для этого адепты новых практик телепотребления смотрят информационные программы на федеральных каналах, и не только для того, чтобы узнать новости. Они зачастую не доверяют новостным программам, но все равно смотрят, чтобы быть в курсе позиции официальных властей и общей канвы событий, то есть информационной реальности, в которой живут все остальные жители огромной страны. Ну и, конечно же, они смотрят по телевизору рейтинговые сериалы и программы (то, что нашумело) - опять-таки чтобы оставаться в социальном контексте.

Иными словами, приобщение к новым способам потребления телеконтента не означает полного отказа от традиционного телесмотрения. Адепты новых форм телепотребления смотрят телевизор реже и меньше других, но они не отказываются от этой практики полностью. Она глубоко укоренена в жизни современного человека, составляет часть нашей повседневности и изоляция продвинутых пользователей Интернета от телевидения в социальных масштабах - не более чем миф.

Конкуренты или союзники?

Ощущает ли традиционное телевидение конкуренцию со стороны Интернета? Да, безусловно, ощущает. Молодежь, особенно молодые мужчины, стали меньше смотреть телевизор. Соответственно аудитория телевидения становится старше и еще более женской. Это создает дополнительные трудности телеканалам, особенно тем, которые в качестве целевой группы выбрали молодежь или молодых мужчин. Распространение новых форм телесмотрения привносит сложности в вопросы финансирования телеканалов. Тот или иной контент может привлекать обширную аудиторию, но теперь лишь часть ее собирается на телеканале, доступна для измерений и образует в конечном итоге рекламные контакты. Оставшаяся часть собирается на альтернативных платформах, и в нынешних условиях не может быть измерена и соответственно переведена в рекламные контакты.

Может ли традиционное телевидение использовать сложившуюся ситуацию для своей пользы? По этому поводу пока можно рассуждать только теоретически, так как надежных и проверенных длительной практикой решений пока нет. Однако в медийной индустрии уже витают идеи, связанные с монетизацией телевизионного контента на альтернативных платформах. Примером для подражания служит успешное (как с аудиторной, так и с финансовой точки зрения) функционирование различных видеосервисов - YouTube, Hulu и прочих. В сфере телевидения подобных громких проектов пока нет, но в качестве примера можно назвать бельгийский телеканал RTL Belgium, который не только вещает в эфире, но и монетизирует свой контент через интернет-портал RTL a l’infini.

Очевидно, что со временем подобных проектов будет становиться все больше. Традиционное телевидение научится использовать возможности интернет-платформ, удовлетворять потребности продвинутой аудитории и при этом, возможно, сумеет остаться старым, добрым ящиком - для тех, кому это нужно, и тогда, когда это нужно.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2010
Посещений: 15104

Статьи по теме

  Автор

Анна Воронцова

Анна Воронцова

Воронцова Анна
Эксперт Аналитического центра
"Видео Интернешнл"

Всего статей:  2

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций