Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Православие на телевидении и радио

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Православие на телевидении и радио


Наталья Ефимова
Заведующая кафедрой "Новые технологии телерадиовещания" ИПК работников ТВ и РБ

При работе над телерадиопрограммами религиозной тематики их создатели, обычно люди светские, сталкиваются с определенными трудностями. Дело в том, что такие программы требуют знаний, связанных с религиозной эстетикой и этикой, и отсутствие таких знаний может привести к недоразумениям. Например, наложение дикторского текста на церковное песнопение является нарушением религиозной этики, так как для истинно верующего человека гораздо более важен текст самого песнопения, а не комментарий журналиста (к сожалению, зачастую довольно безграмотный). Именно поэтому у верующей части теле- и радиослушателей неизбежно возникает ощущение раздражения, дискомфорта

Создатели программ религиозной тематики должны понимать, что церковное песнопение — это не просто звуковой фон, а важный религиозный обряд. Поэтому в качестве закадрового звукового сопровождения лучше использовать светскую духовную музыку — например, женские и мужские вокализы из произведений Рахманинова, Кастальского, Чеснокова, Архангельского, Свиридова и других композиторов (особенно хороши женские вокализы на фоне изображения Богородицы, а мужские — на фоне преподобных святых старцев и т.д.) Это более грамотно с профессиональной точки зрения и тактично с общечеловеческой.

Благовест? Трезвон? Перебор?

Создатели теле- и радиопрограмм религиозной тематики должны иметь представление о разных видах колокольного звона (в каких случаях звучит благовест? перезвон? трезвон? перебор?) и знать, чем один колокольный звон отличается от другого, какова их символика.

Существует несколько видов колокольного звона:

  • благовест — это одиночные удары в большой колокол, предназначенные для оповещения верующих о начале богослужения. В "Толковом типиконе" профессора М.Н. Скабаллановича говорится, что благовест "не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней... Он, собственно, уже есть богослужение".
    Благословление этого колокольного звона священником определяет статус богослужебного действия. Продолжительность благовеста соответствует примерно 20 минутам. В настоящее время его продолжительность уменьшена до 10 минут;
  • трезвон — это звучание нескольких одновременно звонящих колоколов. Он может выполняться в один, два или три приема в зависимости от того, какому богослужению суточного круга (заутрени, обедни или вечерни) он предшествует;
  • перезвон — это поочередные удары от большого колокола к малым (от одного до семи в каждый колокол). Обычно этот вид звона используется для того, чтобы подчеркнуть особую важность предстоящей службы;
  • перебор — это звон, совершаемый по одному удару в каждый колокол от малого к большому в нисходящем движении (используется в процессе погребения и символизирует уход человека из жизни в мир иной). Важно отметить, что при погребении священников перед перебором 12 раз ударяют в самый большой колокол, затем совершают по одному удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в ее развитии и взрослении, а при погребении простых граждан вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому, но без 12 ударов, а в конце перебора ударяют единожды во все колокола одновременно, символизируя прерывание земной жизни. Все это необходимо знать создателям программ с религиозной тематикой.

Суть — в соответствии

Создателям программ религиозной тематики важно точно знать, записи каких песнопений и колокольных звонов они предполагают использовать. Например, в рассказе о храме Христа Спасителя необходимо использовать церковное песнопение и колокольные звоны именно храма Христа Спасителя, а не какого-то другого, а в рассказе о Троице-Сергиевой лавре должно звучать песнопение и звоны именно этой лавры и т.д.

При создании программы на религиозную тему звуковое сопровождение следует подбирать с особой тщательностью, не допуская неточностей и вольного обращения с музыкальным материалом. К сожалению, в ряде случаев приходится констатировать отсутствие необходимых знаний для работы с такого рода материалом.

Так, в одной из программ о жизни Серафима Саровского на текст молитвы прихожанки накладывался закадровый дикторский текст, а во время службы вдруг звучал благовест, который в действительности звучит только перед службой. Мужской голос за кадром, читающий текст от имени Серафима Саровского, по тембру и интонации не совпадал со сложившимися представлениями об этом легендарном старце.

В другой программе под названием "Дорога к храму" создатели звуковой партитуры часто допускали резкий обрыв музыкальных фонограмм, что было причиной ощущения сильного дискомфорта у телезрителей. Кроме того, почти полное отсутствие шумов в программе не создавало ощущения атмосферы окружающей действительности и т.д. Все это тем более досадно, что в фильме прозвучало очень много хороших мыслей, особенно важных в наше время.

В программе "Батьки" при составлении звуковой партитуры была допущена ошибка с точки зрения эстетического восприятия: на фоне образа Христа звучала ритмичная современная музыка. Кроме того, сам звук был записан некачественно.

В некоторых эфирных программах подобного рода порой ощущается либо явный диктат режиссера, не всегда осведомленного в вопросе грамотной работы со звуком, либо недостаточно профессиональная работа самих звукорежиссеров.

Запись звука в храме

Существует много тонкостей и в самой записи звука богослужений в храмах.

К числу наиболее значимых церковных богослужений можно отнести божественную литургию, всенощное бдение, венчание, панихиду, крещение. По телевидению чаще всего транслируют божественную литургию и всенощное бдение.

При записи звука богослужений звукорежиссеру необходимо учитывать акустические характеристики храма. Существуют основные приемы записи звука в храмах с различной акустической характеристикой. Например, в акустически связанных помещениях запись звука надо производить в помещении с более длинной реверберацией. В противном случае будет слышен отзвук реверберации смежного помещения и т.д.

При записи звука в храме необходимо точно знать, где будет находиться священник во время молитвы или проповеди.

Для получения качественной звукозаписи очень важна правильная расстановка микрофонов. Обычно таких мест 4-5: у Царских врат, в алтаре, перед хором, перед чтецом, у праздничной иконы. Важно также использовать нужный тип микрофонов (стереопара АВ и др.).

При записи звука в храме существует ряд объективных помех, снижающих качество звукозаписи: потрескивание свечей, детский плач и т.д. Звукорежиссеру необходимо стараться деликатным способом устранить эти помехи (например, попросить убрать подсвечник от микрофона, показать плачущего ребенка как источник звука и т.д.) Конечно, при съемке и записи звука в любом храме все свои действия звукорежиссер должен предварительно согласовывать с настоятелем этого храма.

С соблюдением всех этических норм

В настоящее время существует достаточное количество специальной литературы, в которой создатели программ религиозной тематики могут почерпнуть необходимые сведения. Это книги И. Коновалова, Н. Завьялова, В. Ильина, С. Рыбакова, В. Машкова, иегумена Михея, М. Макарова, Н. Розанова и многих других авторов.

Хочется надеяться, что современное российское телерадиовещание, используя знания и опыт различных специалистов и служителей православия, сможет создавать достойные и качественные программы с соблюдением всех этических и профессиональных норм.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2006
Посещений: 11785

Статьи по теме

  Автор

Наталья Ефимова

Наталья Ефимова

Заведующая кафедрой "Новые технологии телерадиовещания" ИПК работников ТВ и РБ

Всего статей:  1

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций