Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Развитие ТВ в России. Понятийный аппарат Часть 2 Свобода слова на телевидении

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Развитие ТВ в России. Понятийный аппарат

Часть 2

Свобода слова на телевидении

Владимир Черников
Эксперт

В первой части статьи были определены естественные и искусственные ограничители "свободы" в контексте телевизионного творчества. Внимание акцентировалось на необходимости рационального управления и правильного регулирования отрасли ТВ для своевременного перехода на качественно новый уровень услуг ТВ в России. В продолжение темы рассмотрим понятия — "свобода средств массовой информации" и "свобода массовой информации"

Анализ российских законодательных актов показал, что термин "свобода СМИ" законодателем не используется - применяется только термин "свобода слова" или "свобода массовой информации" (см., например, Конституцию РФ, ст. 29, п. 5, ФЗ "Об Общественной палате РФ", ст. 2, п. 4 "Соблюдение свободы слова в средствах массовой информации" и т.д.). При этом значение термина "массовая информация" однозначно трактуется ФЗ "О СМИ", ст. 2 как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, что соответствует лексическому значению данного словосочетания: "массовый" - 1) предназначенный для широких масс; 2) совершаемый большим количеством людей; 3) свойственный массе людей и "информация" - 1) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь; 2) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (СИ. Ожегов. Словарь русского языка. - М.,2004. Далее - словарь Ожегова).

А вот термин "средство массовой информации" в ФЗ "О СМИ" трактуется неоднозначно, что и влечет за собой подмену понятий, о которых говорилось ранее.

"Средство" - 1) прием, способ действия для достижения чего-либо; 2) предмет для осуществления какой-то деятельности (словарь Ожегова).

Таким образом, лексическое значение термина "средство массовой информации" - способ действия либо технология для передачи информации, предназначенной широким массам. Что, в общем-то, традиционно: согласно "Краткому политическому словарю", изданному в 1987 г., "средство массовой информации -понятие, объединяющее все современные каналы доведения информации до широкой общественности, в том числе печать, телевидение, радио, кино" .

Кроме того, СМИ, как известно, представляют собой средства осуществления массовой коммуникации в обществе.

Как отмечают авторы книги "Психология телевизионной коммуникации" Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В., "термин "коммуникация" появляется в научной литературе в начале XX в. и происходит от латинского communicatid om communicare, что означает "делать общим, сообщать, беседовать, связывать, общаться". В социологии, философии и теории информации термин "коммуникация" имеет три значения: средство связи любых объектов материального и духовного мира; общение, передача информации от человека к человеку; общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация)".

В психологии "коммуникация" -"обмен информацией, общение, связи и взаимодействие людей". А "массовые коммуникации" - процессы передачи и обмена информацией между людьми в обществе с помощью средств массовой коммуникации, к которым относятся печать, радио, телевидение, электронные средства обмена информацией, Интернет. Они рассчитаны на одновременное получение большим количеством людей информации из одного источника.

Доктор экономических наук, профессор Т.М. Орлова в своем диссертационном исследовании "Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами" дает следующее определение термину "коммуникация": "это обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью".

Следовательно, можно сделать вывод, что средства массовой информации (или средства массовой коммуникации) - это средства обеспечения процесса обмена (получения) информацией.

Кино- и телережиссер, педагог и теоретик А. Г. Соколов так говорит о технических средствах массовой информации: "С первого дня появления на свет кинематограф уже существовал в трех ипостасях: как новый вид техники, как произведения, созданные с помощью этой техники, и как новое техническое средство массовой информации. Подобных средств, или, как принято говорить, массовых коммуникаций, несколько. Среди них кино у человека является вторым ребенком по старшинству". Здесь стоит напомнить, что первым было книгопечатание, третьим - радио, четвертым -ТВ, пятым - Интернет. При этом А.Г. Соколов не ставит в этот ряд театр, так как театр - "зрелище массовое, но не техническое", и к СМК он относит случаи, "когда техника позволила "тиражировать" какое-либо произведение или сообщение и, благодаря этому, донести его до многих и многих людей. Если таких людей тысячи, то такое средство коммуникации можно смело назвать массовым . Оно позволяет без участия автора распространить и множить его творение" (см. книгу автора "Природа экранного творчества").

Одна из первых и актуальная до сих пор формула коммуникационного процесса, как отмечает профессор факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Е.Л. Вартанова в своей книге "Медиаэкономика зарубежных стран", была приведена американским журналистом Г. Лассуэллом в "Технике пропаганды в мировой войне". Выглядит она следующим образом:

"Кто? Что? Как? Кому? С каким эффектом?

Кто передает сообщение - коммуникатор.

Что передается - сообщение, текст.

Как осуществляется передача - через канал.

Кому направлено сообщение - аудитории.

С каким эффектом - эффективно".

Со времени появления этой формулы прошло почти 50 лет. Различные отечественные и зарубежные научные школы пытаются осмыслить данную модель, развить и дополнить ее, но все попытки приводят лишь к анализу воздействия средств массовой коммуникации на зрителя и мотивов "коммуникатора", подразумевая под этим само СМК.

В результате общество и государство получает телевизионный продукт с пропагандой насилия, насаждением безвкусицы. Причем так дело обстоит в большинстве стран.

Неужели при переходе от советского нравственного, но цензурно-мало-программного телевидения к западной модели "мыло - рейтинг - реклама" те, кто осуществлял этот переход, не знали, к чему он приведет? Думаю, знали. Подтверждением этого могут послужить слова нашего прекрасного писателя и журналиста Юлиана Семенова, который почти 40 лет назад в повести "Отметить день белым камешком. (Япония - Сингапур - Борнео -Австралия)" так высказался о телевидении Японии: "Однажды я освободился около одиннадцати часов и, уставший, лежал в номере - смотрел телевизор. Передавали прелестный итальянский фильм... Но через каждые 20 минут этот фильм - грустный, пронзительно нежный - резала реклама: то на телевизионном экране появляется чистая сорочка, возникающая из мыльной пены, то из взбитого крема рождается яблочный кекс... Когда после этого вам снова возвращают на крупный план рыдающего Альберто Сорди, смотреть картину невозможно - ее убили. Искусство для рекламы - это чудовищно".

Так почему же, зная, к чему это приведет, был осуществлен переход к западной модели? Ответ прост: нужно было уйти от советской, а другую модель, кроме западной, изобретать и строить было некогда.

ТВ-коммуникация: спорные вопросы

Все названные выше школы изучения моделей телевизионной коммуникации как бы вскользь отмечают, что для ТВ-коммуникации характерны следующие особенности:

  1. некий технический канал передачи;
  2. коммуникация в данном случае опосредована;
  3. существует обратная связь со зрителем (опросы, рейтинги, письма-отклики);
  4. специфичность телевизионной коммуникации с точки зрения эффективности: зритель переключит или выключит телевизор.

Те особенности, которые рассматриваются во вторую очередь, и являются, на наш взгляд, основными.

Применительно к телевидению основным спорным (а по существу ошибочным) моментом, по мнению автора, является понятие "коммуникатор". Традиционно в коммуникативистике (социологии, искусствоведении, психологии) под коммуникатором подразумевается создатель (автор) информационного продукта.

В большинстве современных словарей, посвященных PR, рекламе, журналистике, приводятся следующие определения: "коммуникатор - лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходит информация в коммуникативном процессе". Казалось бы, все справедливо. Но когда Каган М.С. в своей книге "Мир общения" говорит, что "субъект передает некую информацию, которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать; получатель информации и является в подобных случаях объектом, ибо отправитель на него смотрит как на пассивный приемник, хорошо настроенный, точно и надежно работающий", то это утверждение применимо к коммуникации вообще, но никак не к телевизионной.

Возвышение автора произведения и принижение получателя сообщения, на наш взгляд, вызвано, в первую очередь, тем, что даже в недавнем прошлом технические средства были не так развиты, как сегодня, и не оказывали значительного действия на "эффективность коммуникации" как таковой. Поэтому анализ делался на основе сравнения между собой ТВ, театра, живописи, книгоиздания, а создатели произведений являлись творцами великого искусства. Как пишет И.Н. Дубина в статье "Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества" (Известия АГУ (Алтайского государственного университета), № 4 (14), 1999), "в классической линейной модели креативной коммуникации и творчества художник имеет привилегированный статус создателя произведения - сообщения (картины, скульптуры, текста, фотографии и т.п.). Современные коммуникационные технологии способствуют развитию иной парадигмы, представляющей художника в качестве инициатора открытого коммуникативного поля, в котором осуществляется креативное взаимодействие".

На наш взгляд, тот, кто занимается подготовкой ТВ-программ, снимает фильмы, организует ТВ-трансляции концертов, сегодня не может считаться коммуникатором применительно к требованиям современного информационного общества. Причин тому несколько:

  1. не автор осуществляет коммуникацию, а тот самый технический канал, иначе говоря, оператор связи;
  2. именно оператор связи в конечном счете доводит до абонента сигнал и обеспечивает эффективность коммуникации (как минимум техническую);
  3. оператор КТВ, формирующий пакет программ, на основе своих правил определяет, состоится коммуникация того или иного канала со зрителем или нет;
  4. не может считаться "обратной связью" опрос сотен зрителей в много миллионной стране. Что меняют жалобы и судебные иски, поданные на ту или иную безнравственную программу, если в результате она все равно остается в эфире?..

Вещатель, который не вещает?..

В коммуникативистике почти не уделяют внимания трудам К. Шеннона, Н. Винера, М. Маклюэна, внесших огромный вклад в развитие теории информации. А между тем, если использовать их взгляды для анализа СМК, получится, что коммуникатором должен быть именно оператор связи.

К. Шеннон в своих работах связывал технические проблемы коммуникации с точностью передачи информации от отправителя к получателю, семантические - с интерпретацией сообщения получателем в соответствии с изначальным значением, а проблему эффективности - с результатами изменения поведения получателя в связи с переданным сообщением (в нашем случае речь идет об удовлетворении зрителя).

Самым важным компонентом модели Н. Винера является положение об обратной связи. "Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей", - писал он.

М. Маклюэн еще в 1964 г. говорил, что "сообщением" любого средства или технологии является изменение в масштабе моделей человеческой реальности. Этим он подчеркивал, что средство информативно, потому что это средство определяет и контролирует масштаб и форму человеческого общения и действия. Маклюэн говорил, что мнение о содержании какого-либо средства, определяющее незначимым характер самого средства, является лишь распространенным стереотипом. Средство передачи само по себе более важно, чем передаваемая им информация. Влияние СМК на общество стало сильнее и интенсивнее просто потому, что оно обладает другим средством -"содержанием". Содержание кинофильма - роман, или пьеса, или опера. Но влияние фильма как формы не относится к его программному содержанию, так как формирующей силой в средствах являются сами средства. Например, что технологически СМИ являются сырьем или природными ресурсами - так же, как уголь, хлопок и нефть. Например, общество, определяемое опорой на несколько продуктов, принимает их как социальное обязательство. Хлопок и нефть, как радио и телевидение, принимают "фиксированные значения" в психической жизни общества.

В последнее время у коммуникативистского термина "коммуникатор" появился синоним "вещатель". В Правилах оказания услуг связи для целей телевизионного вещания, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 785, вещателем назван "пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор и который составляет телепрограммы и (или) радиопрограммы (далее - телерадиопрограммы) для их приема неопределенным кругом лиц и на основании лицензии на вещание распространяет их либо обеспечивает их распространение в полной и неизменной форме третьим лицом".

Данный термин скопирован из "Европейской конвенции о трансграничном телевещании": "телевещатель" (англ. "broadcaster") означает физическое или юридическое лицо, которое составляет телевизионные программы для приема их населением и транслирует их » либо обеспечивает их трансляцию в полной и неизменной форме третьим лицом". Опять, заметьте, копия. Но при этом в названной Конвенции нет термина "вещание", есть лишь "трансляция"и "ретрансляция".

"Трансляция" означает "первоначальное" доведение до населения "всего содержания единой службы вещания данного телевещателя". "Ретрансляция" означает прием и одновременную передачу программ, транслируемых телевещателем для приема населением, независимо от используемых технических средств. "Программа" означает все содержание единой службы вещания данного телевещателя.

При охвате 90% населения многоканальным телевизионным вещанием данные термины могут быть и оправданны, особенно когда создание продукта и доведение его до абонента представляют собой единый технико-экономический комплекс.

В наших же реалиях, когда ставка делается все еще на эфирное вещание, когда одни участники рынка (каналы), используя самые мощные передатчики, доставшиеся с советских времен, зарабатывают на рейтинговых скандальных программах и "мыльных операх", а другие участники рынка (операторы) должны принять этот сигнал, довести его до зрителя и еще умудриться, чтобы зритель заплатил за это. При этом население России остается охваченным телевизионным вещанием: три и более программ принимают лишь 73,2% населения России; четыре и более программ - 56,1%; пять и более программ - 33%. Основа государственной системы наземного эфирного вещания телерадиопрограмм не претерпела изменений с 1960-х гг. и требует срочной модернизации (согласно данным проекта Концепции ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 гг.) ". То есть больше половины населения нашей страны может смотреть не более 5 ТВ-программ. И это в начале XXI века?!

В Концепции развития телерадиовещания в РФ на 2008-2015 гг., одобренной Правительством РФ, под распространением ТВ-каналов и телепрограмм подразумевается "деятельность вещателя по обеспечению возможности получения потребителями телевизионных каналов и радиоканалов, теле- и радиопрограмм". Хорошо же вещатели осуществляли свою деятельность с 1992 г., раз мы пришли к результатам, указанным выше!

Парадокс заключается в том, что во главу угла поставлен "вещатель", который, правда, не вещает, а только создает программы. Если взглянуть на другую формулировку из названной концепции: "Телевизионное вещание, радиовещание (телерадиовещание)" -формирование и распространение продукции электронных СМИ, то исходя из двух названных терминов окажется, что вещание - это деятельность создателя по доведению своих программ до потребителя.

Из существующей схемы взаимодействия сторон, участвующих в коммуникации, следует, что в ходе этого процесса все стороны остаются "при своем" и при этом все имеют инструменты влияния на других участников коммуникации. Все, кроме зрителя.

Однако вещание - это сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (Гражданский кодекс РФ, часть IV), а под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание) (ФЗ "О СМИ", ст. 2). ФЗ "О СМИ" отождествляет вещание и трансляцию, хотя, согласно названной выше концепции, это две разные сферы деятельности.

Но ведь логически "вещатель" - это тот, кто осуществляет вещание! Соответственно, если условиться, что вещатель" ("коммуникатор") применительно к ТВ - это не тот, кто создает программы, а оператор связи, обеспечивающий доведение продукта массовой информации до населения (абонента), то все встанет на свои места.

Организации и предприятия, производящие видео- и аудиопродукцию для телевещания (термин ПТЭ-2001), задачей которых является обеспечение производства и выпуска телерадиовещательной продукции (термин на основе ПТЭ-2001), по-прежнему будут называться студиями, телекомпаниями и т.д. Любителям западных терминологий можно предложить использовать термины из "Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники" (подписана в Брюсселе 21 мая 1974 г.): "орган-источник" и "распространяющий орган". С точки зрения коммуникативистики это будет "инициатор" коммуникации или ее "подготовитель".

Таким образом, термин "свобода массовой информации" означает лишь творческую свободу создания ТВ-продукта, а также первую ступень защиты общества от безнравственности, насилия, жестокости и т.п. "Свобода средств массовой информации" как термин существовать не может вообще.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 15602

  Автор

Владимир Черников

Владимир Черников

ОАО "Волга Телеком", г. Ижевск, ТЦ ГТС, начальник цеха

Всего статей:  4

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций