Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Недетский взгляд на детское вещание. Часть 1

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Недетский взгляд на детское вещание
Часть 1

Со второй половины XIX века в большинстве промышленно развитых стран формируется детоцентристский тип поведения. Детей начинают воспринимать как одну из основных ценностей, предмет гордости и объект повышенной заботы взрослых. Появляются специальная детская одежда, продукты питания, на детей начинают работать отдельные сектора промышленности. Сегодня нас окружает множество товаров и услуг, созданных специально для детей, в том числе существует и детское телевидение. Но насколько оно действительно детское? Соответствует ли оно потребностям и интересам детей? Велики ли объемы детского вещания в России? На эти вопросы мы попробуем ответить в данной статье
Валерия Ткач
Старший социолог отдела социологических
исследований аналитического центра
"Видео Интернешнл"

Как дети смотрят ТВ?

Для современных детей, как и для взрослых, просмотр телевизора - один из излюбленных способов проведения досуга. Ежедневно телевизор смотрят 64% детей, проводя перед экраном в среднем чуть менее 4 часов. По крайней мере раз в неделю телевизор включают 90% детей.

Ребенок включается в телепросмотр уже в раннем возрасте. В 2-3 года он с удовольствием смотрит небольшие мультфильмы, с восторгом воспринимает рекламные ролики и постепенно начинает проводить перед телеэкраном все больше времени. Объем ежедневного телесмотрения вырастает с 3,5 часа в 4 года до 4,5 часа к 14 годам. Каждый день телевизор смотрят 61% детей в возрасте 4 - 9 лет, а в возрастной группе 10 - 16 лет ежедневно к телеэкрану обращаются уже 67%. Однако после 16 лет наблюдается некоторое снижение интереса к телевидению. У молодежи появляются новые интересы, они больше времени проводят вне дома, и телевизор на время (до создания своей семьи и рождения собственных детей) отходит на второй план.

Сравнивая объемы ежедневного телесмотрения среди мальчиков и девочек, нужно отметить, что тендерные различия в телесмотрении проявляются уже в детском возрасте. Девочки ежедневно проводят перед телевизором на 20 минут больше, чем мальчики. По мере взросления эта тенденция становится еще более ярко выраженной. Таким образом, “женское лицо" российской телевизионной аудитории формируется еще в детстве.

Что же смотрят дети по телевизору?

“Недетское лицо” эфирного ТВ

Суммарно на 20 общенациональных каналах объем вещания в 2009 году составил около 170 тыс. часов. Из них к телепередачам для детей можно отнести не более 9%, причем 80% из них составляет мультипликация.

Только 0,2% от всего эфира составляют специализированные программы, рассчитанные на детскую аудиторию. В среднем это около полутора часов в день. При этом большинство детских телепередач выходит не каждый день, а 1 - 2 раза в неделю. Ежедневно выходит только одна детская программа - “Спокойной ночи, малыши!” на телеканале “Россия 1”.

Художественные фильмы для детей составляют всего 1% от общего объема вещания общенациональных телеканалов, или 2,5% от объема всех художественных фильмов на эфирном телевидении.

Значительная часть всех мультипликационных фильмов, выходящих на общероссийских каналах, приходится на канал “2x2”: мультфильмы и мультсериалы составляют 99% времени его вещания. Однако это анимационная продукция для взрослых. Если же не учитывать вещание этого телеканала, то доля мультфильмов в общем объеме эфира снизится вполовину.

Среди остальных каналов наиболее "детским" можно считать телеканал СТС: 13% его эфира составляет показ мультипликационных фильмов и сериалов, 5% - детские художественные фильмы, 0,7% - специализированные детские программы. Ьолынин-ство идущих на канале ситкомов, даже рассчитанных на более взрослую аудиторию, дети также смотрят с большим интересом. Такая нацеленность на детскую аудиторию приносит свои плоды. Телеканал СТС является самым популярным эфирным телеканалом у детей 4 - 16 лет.

Объемы детского вещания на всех остальных общенациональных каналах значительно ниже. Дефицит детских передач на эфирном телевидении приводит к тому, что в детский список телепредпочтений зачастую попадают передачи совсем недетского характера. Например, немало детей в возрасте 4 - 16 лет регулярно смотрят такие программы, как “Русские сенсации” на канале НТВ или “Наша Russia” на ТНТ, сериалы на каналах “Россия 1” и НТВ. Самые большие детские телеаудитории в 2009 году собирали программы, которые дети смотрели вместе со взрослыми: новогодние шоу и художественные фильмы, не каждый из которых можно с уверенностью назвать детским -"Лысый нянька", “Трудный ребенок”, "Люди в черном”, “Майор Пэйн" и др. Среди самых популярных телепередач практически отсутствуют специальные программы для детей. Исключение составляют “Ералаш" на Первом канале, “Спокойной ночи, малыши!” на “России", “Самый умный" на СТС, “Домашние сказки" на “Домашнем”.

Продолжение следует

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2010
Посещений: 12326

Статьи по теме

  Автор

Валерия Ткач

Валерия Ткач

Старший социолог отдела социологических исследований
аналитического центра "Видео Интернешнл"

Всего статей:  2

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций