Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как это было (записки директора телеканала "Россия") Часть 2

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как это было (записки директора телеканала "Россия"). Часть 2


Сергей Подгорбунский
Член Международной академии телевидения и радио

В первой части статьи говорилось о том, как решительная поддержка со стороны первого заместителя председателя Гостелерадио СССР Валентина Лазуткина "выдала путевку в эфир" телеканалу "Россия". Началась настоящая предстартовая горячка. Мало того, что продолжалась работа по пополнению редакционных портфелей, предстояло самое трудное — разместиться в сложившихся эфирных сетках ЦТ Немалые трудности

На данном этапе все обстояло не так просто. У нас были добрые отношения с Виктором Ивановичем Осколковым, тогдашним генеральным директором Генеральной дирекции программ ЦТ (ныне генеральный директор Гостелерадиофонда). Мы встречались едва ли не ежедневно. И неутомимо "качали качели". Несмотря на его добродушно-участливую и вместе с тем лукавую улыбку, нетрудно было догадаться, что Виктор Осколков поставлен в щекотливую и нелегкую ситуацию. С одной стороны, ему было сложно вписать нашу программу в утвержденную еще в конце 1990 „. сетку вещания на 1991 „., с другой - он держал в уме пожелания "первого кресла" расположить "настырную Россию" понезаметнее. При этом речь о первой всесоюзной программе вообще не шла, говорилось лишь о втором канале ЦТ, который имел несравненно более скромный охват зрителей.

В конечном счете наши передачи были "рассыпаны горохом" по второй программе, что не позволяло зрителям составить целостное представление о народившемся телевидении. Единственное, что резко выделилось на фоне программ ЦТ - информационная программа "Вести" с ее лихой, крепкой русской тройкой лошадей. Но об этом символе чуть позже.

Только работники телевидения и радио (да и то далеко не все) представляют в полной мере особую роль служб программирования и выпуска передач в эфир. Это специфический вид творческо-руководящей работы, которая требует не только широкой эрудиции, но и аналитического склада ума, профессионального умения при необходимости мгновенно принимать самостоятельные решения. Надо отметить, что в те времена специалистов по этому роду деятельности не готовили, как это ни странно, ни на одном из факультетов журналистики

В коридорах компании на 5-й улице Ямского Поля еще задолго до решения о вещании периодически появлялись две дамы - Евгения Королева и Нина Рязановская. Их лица мне были знакомы по Генеральной дирекции программ ЦТ, однако близко друг друга мы не знали (в дирекции под руководством Всеволода Богданова работало около пятисот человек). Лучше они были известны Анатолию Лысенко, ветерану "молодежки". Дамы страстно желали перейти на новое телевизионное поле, не затянутое многолетними раздорами и склоками, не заросшее банальными традициями, условностями, с которыми Женя Королева и Нина Рязановская много и безуспешно боролись, прослыв среди не¬которой части Гендирекции программ едва ли не сутягами.

И вот время "Ч", как говорится, настало. Они написали заявления о переходе с ЦТ к нам. Вдруг раздается звонок от глубоко мною уважаемого друга, который добродушно-озабоченно, но не без подначки меня спрашивает: "Вы что, серьезно берете их на работу? Вы же утонете в разборках".

Но наша с Анатолием Лысенко ставка на профессионализм, опыт, сдобренная доверием, оказалась точной: Евгения и Нина создали очень хорошую, высокопрофессиональную службу, которая на протяжении всех лет нашей совместной работы была не просто на высоте требований, но и привнесла много новаций. Не могу не вспомнить самыми добрыми словами шеф-редакторов Светлану Зобачеву, Светлану Каткову, Евгению Аксенову, Виталия Храмова, Татьяну Гомон... Их и других коллег по работе отличало не только глубокое знание и понимание проблем, но и подвижничество, что чрезвычайно важно особенно в период становления, неразберихи, нехватки очень многого.

Например, неясно было, из какой аппаратной будет осуществляться вещание. И здесь впору вспомнить, что дирекция телеканала работала в слаженном тандеме с технической дирекцией компании, возглавлял которую неутомимый и энергичный Станислав Буневич, а взаимодействием с творческой составляющей руководил фанатично преданный делу один из его заместителей Володя Антонов.

Не скрою: первоначально часто "искрило" - люди притирались друг к другу, познавали характеры смежников, вырабатывали принципы и схемы взаимодействия, меру и долю ответственности. Приходилось многое нащупывать путем "ползучего эмпиризма". И это естественно, ибо очень многие на прежних должностях в ЦТ и Техническом центре Гостелерадио СССР работали в других ипостасях.

Катастрофически не доставало технических средств, помещений. Достаточно сказать, что в распоряжении компании было лишь четыре камеры ТЖК (телевизионный журналистский комплект), и те применялись только для нужд "Вестей", возглавляемых Олегом Добродеевым.

Радости не было предела, когда радениями Лысенко и Буневича мы приобрели четырехкамерную передвижную техническую станцию "Банга". Она была подержанной, но в рабочем состоянии.

Под впечатлением этого события где-то в конце апреля возникла идея начать выпуск информационной программы "Вести" прямо со двора компании с помощью этой "Банги". Возможно, и ошибаюсь, но мне кажется, что идея принадлежала склонному к театральным эффектам Олегу Попцову. Во всяком случае всем понравилась. Мы гурьбой высыпали на промозглый весенний двор, и Света Сорокина попробоваласебя в этой необычной обстановке. Выход к "Банге" был лишь прикидкой на случай форс-мажорных обстоятельств, но художники уже начали продумывать варианты оформления задников.

В это время формировались ближайшие программные планы. Идеи фонтанировали. Виктор Крюков (руководитель творческого объединения "Артель", в структуре которого были четыре отдела) привел замечательных людей, штатных и нештатных, - около сорока человек. Каждому из них хочется сказать самые высокие слова благодарности и признательности, что не позволяет сделать скромный объем журнальной публикации (надеюсь, это когда-то осуществится в исследованиях телевизионных историков). Назову некоторые имена, знакомые многим телезрителям: Татьяна Паухова, Артем Троицкий, Артем Боровик, Петр Шепотинник, Сергей Антипов, Борис Берман, Софья Сваровская...

Другим подразделением телеканала - дирекцией межрегиональных программам - руководил Виктор Васильевич Новиков, который видел опору Российского телевидения в лучших передачах телевидения местного. Для начала он организовал художественно-публицистическую рубрику "Грани" - видеорассказы о жизни России в самых разнообразных ракурсах. Рубрика в значительной мере готовилась при содействии республиканских и областных комитетов по телевидению и радиовещанию РСФСР.

Творческое объединение "Лад" возглавлял Владислав Муштаев. Его коллектив рассказывал зрителям о художественной, театральной и музыкальной жизни России, бережно охраняя эфир от "бульдозерного напряга" все более наглеющей попсы. Упреждая события, хочу сказать спасибо за это Валентину Тернявскому, Эмилии Каширниковой, Екатерине Андрониковой, Тамаре Евенко, Людмиле Фоминой и многим другим.

Обо всем этом несколько позже.

Информационный прорыв

Благодаря помощи все того же Валентина Лазуткина мы наконец получили в ТТЦ Гостелерадио аппаратно-программный блок № 20 и готовились к ежедневному вещанию.

В моем домашнем архиве жена Светлана обнаружила замечательную публикацию из газеты "Известия" за 13 мая 1991 г., автор которой - Владлен Арсеньев. Впоследствии он стал одним из руководителей НТВ. Хочу привести этот небольшой репортаж полностью, ибо он передает не только событие, но и дух того времени, который сопутствовал нашему появлению на свет божий. Называется репортаж "Российское телевидение: первый день жизни".

"Тринадцатое мая стало первым днем работы телевидения России. А накануне вечером приглашенным в Центральный дом кино на презентацию ТВ России была дана возможность хотя бы в общих чертах понять, с чем оно выходит к зрителям, что от него ждать.

Были Руслан Хасбулатов, Иван Силаев, Сергей Станкевич, Святослав Федоров, Юрий Черниченко, Михаил Полторанин... Те, кто были либо приглашены ведущими артистами Леонидом Филатовым и Светланой Сорокиной, со сцены приветствовали рождение ТВ России, либо прямо в зале отвечали на вопросы Владимира Цветова и Владислава Флярковского. Все записывалось и должно быть показано в одной из ближайших передач. Возможно, вы сами увидите и услышите, как премьер-министр России играл на баяне. И то, как Руслан Хасбулатов, заместитель Председателя ВС РСФСР, сказал: "Все мы ждали российское телевидение. Ощущали, как необходимо нам такое могущественное средство доведения нашей политики до людей... Даже не верю, что это долгожданное ТВ появляется, что хотя бы несколько часов оно будет с теми, кто разделяет нашу позицию..."

Начавшись пением Московской капеллы мальчиков "Славься, славься, родная земля!", этот трехчасовой концерт-презентация завершился торжественной клятвой "под мальчика-пионера" Анатолия Лысенко на сцене, украшенной красно-сине-белым крепом (цвет российского флага). И всем приcутствующим в Доме кино понятно стало - начинается другое телевидение. Противоположное тому, что нам знакомо по ЦТ. Вполне возможно, что белое для ЦТ здесь будет считаться черным, и наоборот.

Я, признаться, нахожусь в смешанных чувствах. Вижу: рожденное, с одной стороны, нарастающим суверенитетом РСФСР, а с другой - азартом политической борьбы ТВ России несет в себе все, свойственные этим началам черты. Только бы не оказаться в плену, как говорили в старину, "соблазности страстями".

Надо, конечно, посмотреть передачи ТВ России. Одну, другую, третью. Днем, до программы "Время" и потом, ближе к полуночи. Тем более, что ждут нас встречи с действительно профессиональными, популярными ведущими, журналистами страны. Но, мне кажется, верными, нужными сегодня были слова Олега Борисова из Театра Советской армии, адресованные создателям новорожденного телевидения. Он выбрал и прочитал Пушкина, "Из Пиндемонти":Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспаривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова".

Меня по сей день восхищают сомнения Владлена Арсеньева в те дни.

Вот еще один яркий штрих того памятного вечера. Пройдя за кулисы перед началом презентации, я встретил там Светлану Сорокину и Леонида Филатова, сосредоточенно готовившихся к открытию вечера. Спросил Леню о настроении. Тот, нервно куривший, вскинув на меня сумасшедший взгляд, коротко бросил: "Давно так не психовал!"

И вот 13 мая, понедельник

Стартовавшие "Вести" сразу приковали внимание всех. Информационная программа была совершенно нестандартна - как по оформлению, так и манере ведения, темпоритму. Первые выпуски провели Светлана Сорокина и Саша Гурнов. Вслед за ними - Владислав Флярковский, Евгений Киселев, Юрий Ростов. Многое для зрителей было непривычным: лихая заставочная тройка лошадей, прилетавших к зрителям невесть откуда, сжатая и энергичная подача новостей, поведение ведущих. Они, несмотря на малое пространство студии, динамично входили в кадр, Саша Гурнов свободно мог снять пиджак, прежде чем сесть за стол ведущего. По окончании выпуска ребята также свободно вставали и покидали кадр, словно отправляясь за очередной новостью. Эти незатейливые приемы вместе с заставочной "тройкой" усиливали эффект присутствия, создавали образ вездесущности программы.

Угол кадра венчал первый художественный логотип, созданный художником канала Володей Рылевым -аббревиатура "РТВ", ненавязчиво украшенная пером жар-птицы. Начертанная в древнерусском стиле буква "Р" напоминала стрелецкую секирку.

В одном из первых интервью для печатной телепрограммы "7 дней" Олег Добродеев сказал: "Пока мы не очень довольны тем, что делаем. Есть трудности. Во-первых, нет собственной корреспондентской сети ни в России, ни в других союзных республиках. Значит, мы не можем, прежде всего, освещать все важнейшие события. Во-вторых, слабо технически оснащены - всего четыре видеокамеры на все случаи жизни. Огорчают и технические погрешности, которые проходят в эфир. Спасибо службе Си-эн-эн, она любезно предоставляет нам зарубежную информацию".

После первого выпуска компания, как водится, устроила праздничный ужин. С тех пор повелось: ежегодно 13 мая "Вести" проводят праздники, с каждым разом все более пышные, изначально отодвинув в сторону весь остальной "творческий массив" российского ТВ.

И это вряд ли правомерно и справедливо. Несмотря на разбросанность наших программ по второму каналу (что мешало, еще раз подчеркну, сложить целостное зрительское представление о канале РТВ), зрители уже стали выделять и наши аналитические передачи, которые резко контрастировали с ЦТ.

Российское телевидение: обретение "Я"

Очень важно вспомнить наших политических обозревателей Владимира Цветова - бывшего собкора советского телевидения в Японии, некогда лишенного эфира на ЦТ за независимость суждений и профессиональную напористость, а также Георгия Долгова -замечательного специалиста в области внутренней политики, обозревателя и доброго старшего товарища.

Беру для примера одну лишь программу "Грани" начала июня. Что предложило зрителям ТПО межрегиональных программ? Известный искусствовед А. Толстиков, знаток и цени-тель русской культуры, вел рубрику "Неизвестное об известном". Он организовывал интереснейшие встречи с популярными актерами, депутатами, журналистами в Доме Федора Шаляпина... Еще одна рубрика этой программы - "Государство и личность".

Светлой памяти дивного мастера экрана Анатолия Солоницына, блестящего актера, снявшегося в кинолентах А. Тарковского и Н. Михалкова, была посвящена передача "Я ветвь меньшая". А 7 июня 1991 г. была встреча с Марком Дейчем - корреспондентом радио "Свобода". Неслыханное по тем временам событие для советского телевидения!

Творческое объединение "Артель" во главе с Виктором Крюковым также заявило о себе. Руководитель художественно-постановочного отдела Татьяна Паухова (ныне руководитель телеканала "Культура") предложила ряд интересных проектов. Забегая вперед, могу смело утверждать, что именно благодаря ей широкая российская телеаудитория впервые познакомилась с творчеством польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси. Более того, Тане удалось пригласить его в Москву - поработать здесь с нашими молодыми режиссерами. Первый фильм "Игры женщин", состоящий из двух новелл, был показан в декабре 1991 г.

Музыковед, критик и ведущий Артем Троицкий и режиссер Сергей Антипов привлекли внимание молодежи программами "Виниловые джунгли" и "Музобоз". Артем умудрялся доставать с правом показа кассеты с музыкальными зарубежными видеоклипами, которые в то время были новинкой.

Станислав Архипов впервые увлек зрителей "балдежными программами", все мы с нетерпением ожидали "Маски-шоу" и "Джентльмен-шоу". Особняком стояла программа "Совершенно секретно" Артема Боровика.

Даже этот "рубричный бобслей" дает некоторое представление о разновекторном дивертисменте народившегося Российского телевидения, которое ну никак не могло получить цельный канал и создать о себе единое представление. Политическое бурление в стране нарастало. Впереди нас ожидали трудные времена.

И в этой связи все слышнее становился басовитый, но задиристый голос творческого объединения "Республика", которым руководил Сергей Торчинский, променявший долгожданный им и высокий статусный пост политического обозревателя Центрального телевидения СССР на нашу маленькую, но дружную и устремленную вперед компанию. Об этом и многом другом в следующей публикации.

Продолжение следует

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2007
Посещений: 12964

  Автор

Сергей Подгорбунский

Сергей Подгорбунский

Член Международной академии ТВ и радио

Всего статей:  5

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций