Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Джинса" в законе

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Джинса" в законе


Лариса Ефимова

К.ю.н.
Первого января 2008 года вступил в полную силу Федеральный закон "О рекламе" от 13 марта 2006 года №38-ФЗ. Начала действовать часть 3 статьи 14 "Реклама в телепрограммах и телепередачах", согласно которой общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы не должна превышать 15 % времени вещания в течение часа. К сожалению, это не особо заметно телезрителям. Иногда создается впечатление, что не все эфирные телеканалы считают для себя необходимым соблюдать эту норму.
Несмотря на введение в действие законов, направленных на защиту интересов телезрителей, российское законодательство все еще не соответствует европейским требованиям, установленным Европейской конвенцией о трансграничном телевидении. Например, согласно этой конвенции "трансляция аудиовизуальных произведений, таких как художественные кинофильмы и телефильмы (за исключением серий, сериалов, легких развлекательных программ и документальных фильмов), при условии их продолжительности свыше сорока пяти минут может прерываться один раз после каждого периода в сорок пять минут. Допускается дальнейшее прерывание, если их продолжительность превышает не менее чем на 20 минут два или более полных сорокапятиминутных периода". В российском законодательстве такая норма отсутствует. Можно привести и другие примеры.
Вызывает сомнения обоснованность некоторых положений действующего Федерального закона "О рекламе". Например, пунктами 7 и 8 части 2 статьи 2   
выведена из сферы регулирования этого закона информация "о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на его упаковке" и
любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару. Это вызывает недоумение у каждого студента, изучавшего историю рекламы или рекламоведение. Авторы широко известного учебника Ученовой В.В. и Старых Н.В. по истории рекламы выделили в нем отдельную статью, посвященную рекламной роли упаковки.
В выдержавшем десять изданий учебнике "Основы рекламы" Ф.Г. Панкатова, Ю.К. Баженова и В.Г. Шахуина отмечены возможности использования упаковки в рекламных целях.

Развивающийся продакт-плейсмент

В настоящее время для рекламирования продукции широко используется так называемый продакт-плейсмент - "упоминание о товаре, средствах его
индивидуализации, об изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера". Product Placement как феномен киноиндустрии возник в 30-х годах XX столетия.
В США появление концепции "про-дактплейсмент" в кино относится к периоду, когда в рамках государственной кампании по охране здоровья был создан персонаж "Popeye The Sailor", который популяризировал включать в ежедневный рацион питания консервированный шпинат. Поедая шпинат, персонаж приобрел огромную физическую силу, благодаря которой он победил своего противника и завоевал сердце любимой девушки. После этого был отмечен заметный рост потребления шпината в стране. Product Placement развился в США в полноценную, самостоятельную индустрию к 80-м годам прошлого века. Использование "продакт плейсмент" в Европе до недавнего времени было запрещено. Однако пару лет тому назад Европейский союз заинтересовался этой проблематикой ввиду агрессивного использования этого способа рекламирования товаров американскими кинематографистами. По мнению комиссара Евро-комиссии по вопросам информационного общества и средств массовой информации Вивиан Рединг, следует разработать соответствующие правила и разрешить продакт-плейсмент везде, кроме информационных программ и детских передач.
Представляется, что выведение продакт-плейсмента из сферы правового регулирования Федерального закона "О рекламе" стимулирует коррупцию при производстве кинофильмов и телесериалов. За нерегулируемое законом размещение информации о товарах и их производителях в различных видах информационной продукции режиссеры или продюсеры получают взятку - так называемую "джинсу" (от слова "джинсы"). В отличие от официальной рекламы, большие денежные средства передаются лично в руки (в карман джинсов) указанных лиц, которые используют их в личных целях, а не вкладывают в производство (соответственно не платят налоги).
Вполне реально установить законом правила для "продакт плейсмент". Условия его размещения в фильме, телесериале или радиопостановке оговаривать в официально заключаемом гражданско-правовом договоре, в котором определялись бы порядок размещения и размер оплаты использования такого способа рекламирования товаров и услуг.
Очевидно, что с учетом правоприменительной практики и международно-правовых норм, представленных в Европейской конвенции о трансграничном телевидении, действующее законодательство в сфере рекламы нуждается в некоторой доработке, которую можно было бы осуществить путем принятия соответствующего Федерального закона, вносящего изменения и дополнения в Федеральный закон "О рекламе".



Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2008
Посещений: 13127

  Автор

Лариса Ефимова

Лариса Ефимова

Советник Российской Федерации 1-го класса

Всего статей:  6

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций