Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Рейтинг! Рейтинг! Рейтинг!

В рубрику "Колонка эксперта" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Рейтинг! Рейтинг! Рейтинг!

"Пиастры! Пиастры! Пиастры!"
Попугай капитана Сильвера


Рейтинг - категорический императив буржуазного телевидения времен постмодернизма. Хотя и говорят, что успех - это "Контент. Контент. Контент", но все же подразумевают "Рейтинг. Рейтинг. Рейтинг". На всех материках и весях азарт и мощь гламура вздымающих его промоакций иногда настолько самодостаточны и обольстительны, что только потом спохватываешься, а был ли контент-то?

Не хочу вливаться в хор плакальщиков по телевизионному креативу, но и не могу умолчать о технико-экономических проблемах формирования контента в реконструктивный период. По всему миру говорят, что смотреть нечего, что контент трижды плох (он плохой, его мало и к нему нет интерактивного доступа). Но при первой возможности все смотрят.

Контент - плохой, а народ бедный, и из числа абонентов 2-3 бесплатных каналов лишь какая-то толика согласна заплатить еще за 20. Среди зрителей, имеющих 15-18 бесплатных каналов, еще меньше готовых платить дополнительно за 40-50.

Предложение 1000 каналов также не возбуждает потребительского энтузиазма трудящихся. По большому счету все они правы: при линейном росте количество не переходит в качество, а лишь создает новые ниши вещания.

Контента мало. Однако это не значит, что скоро он закончится и надо либо занимать очередь, либо запасаться. Наоборот, есть избыток круглосуточного предложения известного толка контента, не пользующегося спросом, а также дефицит его нишевых и цифровых разновидностей.

К контенту нет интерактивного доступа. А еще его охраняет "Цербер" авторского права. Да вот намедни на соседней поляне рощи Аполлона две ассоциации - МРАА & RIAA - из элиты хваленого американского шоу-бизнеса проиграли судебные тяжбы пиринговым сетям (Morpheus & Musicci-ty.com). Также недавно объявлено о грядущем ослаблении техусловий перезаписи DVD, на деле давно разрешаемой умельцами за 50 у.е.

Что касается технологического обеспечения интерактива, то не спрашивай, по ком звонит SMS. Скоро (скорее, чем мы думаем) зрители включатся в розничную контент-агрегацию и в более содержательные манипуляции,так как всемогущие технологии становятся все более доступными.

Процесс идет, обещая большие сюрпризы для неподготовленных. В эпицентр "Ойкумены" текущего благолепия, созданного на доходы от рекламы, уже летит message о грядущей цифровой буре, конвергенции услуг ТРВ, ТК и ИТ. Не надо ждать от них многого сегодня - скоро они дадут все, являя поначалу подрывные технологии, сдвиг парадигм бизнеса, розыгрыш цифрового дивиденда и, увы, рыночный каннибализм.

Конечно, пока еще никто по-крупному не пострадал, но ТВ-Нострадамусы старой Европы устами ВВС уже излагают центурию о возможной победе широкополосного доступа над ТРВ. Немцы под штандартом борьбы с цифровым неравенством педантично формулируют задачи правительства по продлению дней эфирного общественного вещания.

Эти вальяжные телевещатели почувствовали, что рискуют проиграть сравнительно бедным, но нахальным провайдерам мультимедиа, которые настойчиво ищут пути к сердцам и кошелькам потребителей, продвигая triple play в универсальном доступе.

Подрастает и малютка Интернет-2. Поэтому на форумах ЕВС академично перебирают перспективные комбинации МНР, мультимедийных гидов программ EPG, а также домашних серверов, PVR и VoD. Респектабельная ВВС готовится к запуску мощнейшей поисковой машины, а их технари в альянсе с юристами и финансистами ваяют модели систем управления цифровым контентом (рис. 1) на основе DRM, что в данном контексте означает комплексы Digital Right Management.

Наметились изменения и в такой скучной для творцов материи, как движение денежных потоков. Вещатели США обнаружили сокращение на 7,7% аудитории зрителей в возрасте от 19 до 24 лет, которые "запали" на видеоигры. И это только начало - за локальными флуктуациями неустойчивых предпочтений акселератов грядет революция бизнес-моделей, превращения ЦФДС (цепочек формирования добавленной стоимости) в сети распределения доходов (рис. 2, 3), которые влекут за собой передел медиарынка, изменение границ жанров, развитие уже живущих эмбрионов электронных банков и бирж контента, смену поколений творцов, провайдеров и операторов.

Впрочем, кто был никем - скорее всего останется ни с чем. Если сильные мира бизнеса сего сделают ставку на тройку резвых, но уже разных китов: "Цифровой контент. Бизнес-модель. Универсальный доступ", то многие гонщики за рейтингом отдохнут. А реклама примет еще более изощренные и прямые формы совращения зрителей.

Ох, рано пропел лидер группировки "Ленинград" С. Шнуров - "Доверься алым парусам и сделай свое счастье сам".

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"
Александр Калин

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2004
Посещений: 9586

Статьи по теме

  Автор

Александр Калин

Александр Калин

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"

Всего статей:  38

В рубрику "Колонка эксперта" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций