Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Страна талантов

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Страна талантов

Юлия Яцкова
Генеральный директор Национальная премия “СТРАНА”
В интервью журналу "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" о трудностях и особенностях развития регионального телевидения, а также о концепции национальной премии "СТРАНА" рассказывает ее генеральный директор Юлия Яцкова

– Расскажите о том, как возникла идея создания телевизионной премии “СТРАНА”?
– В конце 2009 года начал вещание общероссийский телеканал “СТРАНА”, призванный показать нашу большую родину с разных ракурсов, рассказать о развитии регионов, их успехах и достижениях. В процессе обращения в различные регионы стало понятно, что они не горят желанием делиться актуальной информацией. Тогда и возникла идея создать на базе этого телеканала одноименную премию, которая станет ежегодной площадкой для взаимодействия российских тележурналистов, режиссеров, операторов и продюсеров, а также своеобразным творческим фестивалем их работ. На первый конкурс в 2009 году было подано более 850 работ. Для того, чтобы оценить их, 10 человек сутками напролет изучали присланные материалы. Это было очень тяжело, поэтому на следующий год мы ввели временное ограничение: на конкурс принимались работы не старше трех лет. Но материалов все равно поступало слишком много, поэтому в прошлом году мы решили сократить ограничивающий срок до одного года. В первый год мы организовали премию под патронажем Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), а потому она была совмещена с Евразийским фестивалем современного искусства. Но через год проект вырос в самостоятельное мероприятие.

– В чем заключаются особенности этой премии, выделяющие ее на фоне остальных телевизионных наград?
– Особенностью премии “СТРАНА” является то, что, помимо признания жюри и памятной статуэтки, лауреаты получают денежные призы: в частности, за первое место мы вручаем 100 тыс. руб. Для регионов это и сейчас сумма немаленькая, а 7 лет назад и вовсе были большие деньги, поэтому в участниках недостатка у нас нет. Тем более что это не только выгодно, но и престижно. Ведь премия организована при поддержке ВГТРК (Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания). Бессменным председателем жюри является Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей, а в состав жюри входят авторитетные представители “Первого канала”, “Общественного телевидения” и других ведущих телеканалов и телекомпаний страны. Премия длится три дня, в течение первых двух дней происходит просмотр, обсуждение и подробный разбор работ, что для многих участников – самое интересное, эдакий мастер-класс от опытных и успешных специалистов.

– Каковы основные критерии оценки работ соискателей премии?
– Нам стали задавать этот вопрос после организации первой же премии, поскольку каждого творца волновало, почему его работа не была отмечена наградой. Я поняла, что не могу взять на себя такую ответственность и каждому участнику аргументированно отвечать на этот вопрос. Тогда и возникла идея организовать мастер-классы для соискателей премии с тем, чтобы они лучше понимали, как профессионалы оценивают их работы.

– Что это за мастер-классы? Расскажите о них поподробнее.
– Можно сказать, что они выросли в самостоятельный проект из процесса обсуждения региональных телевизионных работ с жюри премии. Самая большая проблема регионального телевидения в том, что в нем работает очень много талантливых людей и у них есть множество замечательных идей, но им не хватает профессионализма для того, чтобы эти идеи правильно оформить и реализовать. Для того, чтобы помочь регионам, мы запустили серию мастер-классов от известных тележурналистов, медиаменеджеров и продюсеров, таких как Кирилл Набутов, Леонид Млечин, Светлана Колосова, Оксана Барковская, Егор Кончаловсий, и проводим их в течение календарного года на регулярной основе.


– Участие в премии предполагает какие-то вступительные взносы?
– Первые три года участие было для всех бесплатным, затем мы стали брать за посещение мероприятия 1 тыс. руб. с любого участника. При этом мы оплачивали участникам проезд и проживание на время проведения мероприятия. С этого года стоимость участия для физического лица составляет 1,5 тыс. руб., а для юридического лица – 3 тыс. руб, а оплата проезда и проживания теперь возлагаются на самих участников. Это связано с ростом расходов на качественную организацию премии. В частности, церемония награждения – это не просто вручение призов, она проходит на очень высоком организационно-техническом уровне. Кроме того, в процессе мероприятия мы организуем просмотры, поскольку, как оказалось, для многих участников нашей премии возможность познакомиться с трудами коллег чуть ли не самое интересное в этом событии. Также мы позиционируем премию как площадку для продвижения региональных работ, поскольку те, кто становятся призерами, неизбежно попадают в фокус внимания профессионального сообщества и нередко получают заманчивые предложения из Москвы с центральных телеканалов.

– А сами работы победителей транслируются на каких-то телеканалах?
– Раньше мы представляли не только работы победителей, но и участников на телеканале “СТРАНА”. Но после переформатирования контента этого канала он стал показывать только саму премию и победителей. В прошлом году Светлана Колосова, директор дирекции “Первого канала”, брала в эфир телеканала работы наших победителей, и это вызвало положительный резонанс. Могу с уверенностью сказать, что телеканалы и телестудии проявляют стабильный интерес к работам номинантов премии.

– Вы не сталкивались с проблемой ограниченного интереса к региональным работам ввиду их местечковости, в частности – к документальным работам?
– Премия предусматривает ряд номинаций, отличающихся по тематике контента. Попробую ответить на вопрос на примере конкретной номинации. Например, “Дневник памяти” – номинация, охватывающая любые события, связанные с какой-либо войной. Если региональная работа посвящена некому герою, то это портретистика, и она, как правило, интересна всем. Если в работе представлен некий оригинальный взгляд на какое-то глобальное событие, то это тоже будет интересно всем. То есть в большинстве номинаций работы наших участников с точки зрения контента не привязаны к конкретному региону. И лишь номинация “Большая страна” ориентирована на передачи и документальные циклы о конкретных регионах – их природе, географии, достопримечательностях и особенностях. Но даже такие передачи, как правило, вызывают интерес у представителей других регионов.


– Как появились такие оригинальные тематические номинации и почему вы не пошли по стандартному пути, предусматривающему определение лучших в различных жанрах телеконтента? И меняются ли номинации из года в год?
– Мы подошли к созданию номинаций как к творческому процессу, не стремились идти чьим-то проторенным путем или быть на кого-то похожими. В частности, мы решили, что у каждой номинации должно быть говорящее название. Состав номинаций периодически меняется, но это в большей степени обусловлено конъюнктурой рынка. Например, в этом году мы ввели спецноминацию “Интернет-телевидение”. Пять лет назад она выглядела бы по меньшей мере странно, поскольку тогда профессиональное сообщество очень скептически относилось развитию телесмотрения в Интернете. Теперь это уже не отдаленное будущее, как тогда, а реальность: вся современная молодежь постоянно смотрит видео в Интернете, а большинство телеканалов осуществляют онлайн-вещание. По себе могу сказать, что у меня в кабинете висит телевизор, который я не включала ни разу за последние два года, поскольку тоже предпочитаю все, что мне интересно, смотреть через Интернет, потому что это удобно и быстро. Конечно, не во всех регионах ситуация с распространенностью и качеством интернет-доступа обстоит так же, как в Москве и Санкт-Петербурге, но тем не менее эта тенденция есть везде, и Интернет-телевидение и дальше будет развиваться активными темпами. Или, к примеру, номинация по импортозамещению – впервые мы ввели ее в прошлом году без какой-либо политической воли свыше, а чтобы показать, чем может гордиться наша страна. Работ в рамках данной номинации было подано много, и в этом году мы решили ее сохранить.

– Часто ли ваш проект сравнивают с конкурсом “ТЭФИ-Регион”? Вы являетесь прямыми конкурентами или все-таки работаете на разных полях?
– Мы работаем на одном поле, но “ТЭФИ-Регион” каждый раз проходит в каком-то региональном городе, а премия “СТРАНА” – всегда в Москве. Общаясь с нашими участниками, я пришла к пониманию, что если мы проведем мероприятие, к примеру, в Саратове, то к нам придут все, кто живет в этом городе и его окрестностях, но при этом у нас не будет никого из удаленных регионов, например из Ханты-Мансийска. Москва же для всех интересна богатыми возможностями для обмена опытом – помимо предлагаемых нами мастер-классов, участники премии могут, к примеру, нанести визит в различные профессиональные телестудии. Я считаю что чем больше различных премий и фестивалей в телеиндустрии – тем лучше, потому что любое жюри на подобных мероприятиях выражает в своих оценках пусть и профессиональное, но все-таки субъективное мнение. И все эти мнения очень важны для регионов, потому что способствуют их развитию. Поэтому я бы не сказала, что мы с “ТЭФИ-Регион” прямые конкуренты. Кроме того, давая оценку содержанию работ, мы пока никак не оцениваем результаты их трансляций в эфире. Мне бы хотелось, чтобы со следующего года мы стали уделять внимание и этому аспекту.

– Должно ли, на ваш взгляд, государство способствовать развитию региональных телеканалов?
– Я считаю, что государство должно поддерживать региональное телевидение, потому что ему, как мне кажется, зрители доверяют больше, чем центральным телеканалам. Но при этом региональным каналам стоит избегать прямой зависимости от государства, поскольку в этом случае возможности для творчества будут сильно ограничены. С другой стороны, частные каналы развивать намного сложнее – их владельцы должны четко понимать, чего они хотят добиться и в каком направлении для этого двигаться, уметь привлекать рекламные средства, в том числе и федеральные. Иначе успеха добиться невозможно.


– Раньше федеральные рекламодатели шли в регионы через сетевых партнеров, но с развитием цифровизации этот процесс стал постепенно сворачиваться. Насколько, по вашей оценке, цифровизация сильно ударила по регионам?
– Я не считаю, что все это негативно сказывается на развитии регионального телевидения. Можно было ожидать некоторой стагнации рынка, но по факту этого не происходит – все как-то приспосабливаются. Более того, постоянно появляются новые региональные телеканалы. Безусловно, некоторые в этом году закрылись, так как никто не готов работать в убыток, но их считанные единицы. На мой взгляд, небольшие региональные каналы никогда не жили за счет федеральных рекламодателей, а потому никогда от них не зависели. Но для того, чтобы привлекать федеральную рекламу, им в первую очередь надо грамотно выстраивать свой имидж: большая проблема региональных каналов заключается в том, что они не умеют себя презентовать. Если бы кто-то целенаправленно занялся телеизмерением телеканалов в регионах, и появилась хоть какая-то более-менее объективная оценка их деятельности, то для них это была бы существенная поддержка.

– Существует ли разница в отношении к контенту между регионами и центром?
– Мы несколько раз в год встречаемся с представителями регионов, знакомимся с тем, кто чем живет, чтобы понимать, в частности, в какую сторону в плане контента развивать нашу премию. Разница в восприятии контента, безусловно, есть. В частности, в регионах до сих пор пользуются спросом телевизионные концерты и спектакли. При этом региональные телекомпании пока не в состоянии снимать полнометражные художественные фильмы и сериалы. Точнее, некоторые из них могут это делать, но им это просто не нужно – гораздо выгоднее закупать готовый контент.

– Ждут ли региональные каналы появления пресловутой “21 кнопки” или у них и без этого все хорошо?
– Очень ждут. Раньше можно было часто услышать от региональных игроков такое мнение: какая разница, на какой кнопке работать – на 21-й или, к примеру, на 85-й – если канал в регионе знают, то все равно будут смотреть. Но после подписания соответствующего федерального закона многие осознали, что большинство телезрителей, особенно старшего возраста, просто не будут искать канал дальше первых двух десятков. И если в Москве к этому закону относятся скептически и считают что проблема надуманна, то в регионах – напротив, отношение очень серьезное, и все ждут не дождутся, когда правительство осуществит выбор каналов, которые в каждом регионе будут закреплены за 21-й позицией на телевизионном пульте. В апреле нынешнего года мы проводили семинар, посвященный данному закону, и на него приехало более 100 участников из регионов – то есть тема для них действительно животрепещущая. Причем чем меньше телеканал, тем это для него важнее – ведь для многих из них это вопрос выживания.

– Как вы оцениваете перспективы развития регионального телевидения исходя из опыта взаимодействия с его игроками?
– По моей оценке, ниша регионального телевидения, несмотря на все трудности, остается привлекательной, и в ней постоянно появляются новые телеканалы. В последнее время на телевидение приходит очень много молодежи, в том числе – топ-менеджеров с образованием, полученным за границей. Для регионального телевидения это безусловный плюс, потому что они постоянно находят какие-то бизнес-модели, в частности активно продают интернет-вещание как новую рекламную среду.

– Когда начнется прием работ от соискателей премии “СТРАНА” на 2017 год?
– В следующем году мы хотим ее немного переформатировать. В частности, есть задача возобновить питчинги с целью привлечения инвесторов. Региональным телекомпаниям трудно развивать бизнес, поскольку мало кто готов вкладывать в него деньги. У нас есть успешный опыт питчингов, в частности один из наших победителей Юрий Курочка смог привлечь инвестиции в свой фильм “Я – хакас”. Хотелось бы, чтобы инвесторы находились для всех перспективных проектов, а талантливые люди из регионов чаще попадали со своими работами на центральные телеканалы. Номинации на будущий год будут добавляться или меняться вместе с интересными и важными изменениями, происходящими в России. Заявки на участие мы принимаем в течение года, но, как правило, начинаем это делать в апреле–мае. Конкретные даты проведения награждения на следующий год пока не определены, но, скорее всего, так же как и в этом году, оно состоится в ноябре. Ну и, конечно, хочется, чтобы участие в нем принимало как можно больше представителей регионов. В целом мы стремимся к тому, чтобы премия стала эффективной площадкой для профессионального общения и обмена опытом.

Беседу вела
Анна
Заварзина

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2016
Посещений: 6076

Статьи по теме

  Автор

Юлия Яцкова

Юлия Яцкова

Генеральный директор Национальная премия “СТРАНА”

Всего статей:  1

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций