Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Премии "Телегранд" 10 лет

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Премии "Телегранд" 10 лет

Телевидение и радио делают люди. Когда в XX веке технический прогресс создал эти могучие средства массовой информации, одним из главных их качеств стала возможность, охватывая многомиллионные аудитории, донести до них сущность человека: облик, характерность, интеллект и душевные качества. Но таким же удивительным образом проявляются и человеческие качества тех, кого не видит зритель и не слышит слушатель, — организаторов теле- и радиокомпаний, проектов, а также тех, кто обеспечивает техническую сторону.

Национальный исследовательский центр телевидения и радио, учредив в 1990 году профессиональную награду "Телегранд", предполагал отмечать ею именно тех представителей телерадиосообщества, которые внесли многолетний значительный вклад в развитие эфирных искусств и стали "людьми-легендами" отечественного радио и телевидения.

Время и люди российского эфира

Алексей Самохвалов
Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио

Залог успеха - талант и настойчивый труд

Профессиональные качества, эрудиция, эстетические и гражданские взгляды этих людей неминуемо проявятся и будут многократно умножены зеркалом эфирной аудитории. Радио и телевидение отличает от близких им по форме театра и кино еще одно качество -здесь нельзя, раз достигнув успеха, стричь купоны популярности. Успеха надо достигать постоянным настойчивым трудом, трудом, иногда продолжающимся десятилетиями. И только его итоги остаются в памяти благодарных зрителей.

Поэтому, когда Национальный исследовательский центр телевидения и радио в 1999 году учредил премию "Телегранд", этой премией изначально предполагалось отмечать представителей всех профессий, внесших многолетний значительный вклад в развитие национальных эфирных искусств. Лауреаты премии определялись Экспертным советом, в состав которого входят более 20 авторитетных специалистов в области электронных СМИ. Каждого из лауреатов можно по праву считать человеком-легендой, поскольку любая история без легенд не существует, и история отечественных электронных СМИ тоже.

Так, Энвер Мамедов осуществлял создание уже давно привычного нам общесоюзного вещания еще в 70-80-е годы прошлого столетия. Не стоит снова повторять, что содержание программ тогда строилось под мощным идеологическим прессом, но нельзя также отрицать, что именно в этот период большинство зрителей нашей страны смогло приобщиться к самой возможности получать информацию посредством телевидения. Продолжателем дела создания системы современного отечественного телерадиовещания стал Валентин Лазуткин, который в настоящее время успешно занимается развитием мультимедийных цифровых систем.

Кроме того, у телевидения советского периода были несомненные достижения, непревзойденные и по сей день. Они остались в памяти благодарной аудитории, всегда чутко откликающейся на любое проявление искренности и неординарности. Игорь Кириллов с его неподражаемым обаянием, элегантностью и артистичностью стал буквально олицетворением всего лучшего в телевидении той поры. А Валентина Леонтьева снискала всенародную любовь в качестве ведущей народной программы "От всей души". Тогда же стал популярен и ведущий КВН Александр Масляков, успешно продолжающий выступать в этом качестве и сейчас, после того как эта уникальная программа была закрыта по цензурным причинам в 1974 году и возобновлена в 1986-м.

Сергей Колосов является основателем жанра отечественного многосерийного телевизионного кино. Нынешний океан сериалов имеет своим источником поставленный им в 1964 году четырехсерийный, как мы теперь сказали бы, "боевик" "Вызываем огонь на себя". А другой его фильм"Операция "Трест" (1967) до сих пор остается прекрасным примером проявления режиссерского стиля.

О классиках отечественного телевидения

К рубежу 1960-1970 годов относится и творчество сценариста Александра Лаврова, одного из соавторов цикла "Следствие ведут знатоки", два фильма из которых "Шантаж" и "Побег" можно уверенно отнести к классике отечественного телевизионного детектива, как и фильмы по сценариям Аркадия Вайнера, в числе которых "Место встречи изменить нельзя" и "Визит к Минотавру". "Место встречи изменить нельзя" (1979) к тому же и по сей день является, наверное, самым известным режиссерским произведением Станислава Говорухина.

В этот же период создавали свои образцовые (журналистские) произведения в области международной журналистики Валентин Зорин, Генрих Боровик, Георгий Зубков. Одной из редких тогда радиопрограмм, обращенных к личным историям радиослушателей, стала уникальная "Встреча с песней", которую и сейчас ведет Виктор Татарский. Еще с тех пор, когда идеологический пресс был наиболее силен, и по сегодняшний день неизжитым потрясением для нашего зрителя является музыкальное развлекательное шоу Евгения Гинзбурга "Волшебный фонарь" (1976), которое вот уже тридцать с лишним лет удивляет поразительным уровнем творческой свободы.

Тогда же начала выходить в эфир легендарная научно-популярная программа "Очевидное-невероятное", редакторами и авторами которой долгое время были лидеры отечественного познавательного телевидения Сергей Капица и Лев Николаев. Долгое время знаковыми, как теперь говорят, фигурам были: в программе "Время" ведущая новостей культуры Нинель Шахова, для спортивных программ - Владимир Маслаченко, а у программы "Здоровье" Юлия Белянчикова.

Новое время выдвинуло на эфирную авансцену новых "звезд", вместе с появлением и самого этого термина. Первым в этой плеяде стоит имя Владимира Молчанова. Именно его авторская программа "До и после полуночи" стала знаковой в начинающемся периоде "телевидения перестройки". Инициатором и художественным руководителем программы Молчанова был руководитель службы информации Центрального телевидения Ольвар Какучая.


Истоки современного вещания

Говоря о телевидении конца 1980 -начала 1990 годов нельзя не вспомнить о программе "Взгляд", организатором которой был Анатолий Лысенко, а одним из ведущих Александр Любимов. Также ярким явлением этого периода стала творческая студия "Авторское телевидение", предлагавшая и осуществлявшая множество оригинальных творческих идей. Руководителями АТВ были и остаются Анатолий Малкин и Кира Прошутинская - многолетняя ведущая программы "Пресс-клуб", ставшей первой в череде отечественных ток-шоу. Все эти новации концентрировались вокруг молодежной редакции ЦТ, которой руководил тогда "человек-оркестр" Эдуард Сагалаев; позже его сменил Александр Пономарев. Открытие страны для всего мира символизировали международные телемосты, которые вел Владимир Познер, ставший через несколько лет президентом Российской академии телевидения.

Важным рубежом в развитии отечественного телевидения была утрата структурами Гостелерадио СССР абсолютной монополии на эфир. Первым шагом на этом пути было создание в 1990 году Российской государственной телерадиокомпании. Этой работой с момента указа Президента РФ Бориса Ельцина до начала вещания сначала paдио России - в декабре 1990 года, а затем и российского телеканала в мае 1991 года руководили первый президент ВГТРК Олег Попцов и директор канала Анатолий Лысенко. Первый выпуск "Вестей", ставших главной программой нового российского ТВ, вела Светлана Сорокина. В этот же период начала свое вещание радиостанция "Эхо Москвы", в которой с первого ее дня работал его нынешний руководитель Алексей Венедиктов. На "Эхе Москвы" прошло и становление Матвея Ганопольского, ведущего авторских радио- и телепрограмм.


С 1993 года в истории отечественного ТВ начался период появления новых телекомпаний. Первым в этом ряду была компания ТВ-6, в создании которой приняли активное участие уже упомянутые Эдуард Сагалаев и Александр Пономарев.

А в 1994 году начала свое вещание компания НТВ, быстро завоевавшая лидерство в отечественной тележурналистике. Заслуга создания НТВ принадлежит бизнесмену Владимиру Гусинскому и менеджеру Игорю Мала-шенко. Эталоном политических новостей и телеаналитики были выходившие на НТВ программы "Сегодня" и "Итоги", неразрывно связанные с именами Татьяны Митковой и Евгения Киселева. На канале НТВ расцвел в программе "Намедни" и талант Леонида Парфенова.

Следующим заметным шагом становления независимых телекомпаний стало появление в Москве под руководством Ирэны Лесневской канала РЕН-ТВ. Этот процесс продолжился и в российской провинции, где одним из самых заметных явлений стало создание Яковом Лондоном независимой телекомпании в Новосибирске. В период начала наступления лицензионной продукции отличалась своими оригинальными программами частная телекомпания Ml, созданная Владимиром Синельниковым.

Важным событием в жизни отечественного ТВ стало создание в 1997 году канала " Культура", художественным руководителем которого с первых дней является Татьяна Паухова. В начале нового века на поприще руководства независимого ТВ в России проявил себя продюсер Александр Роднянский, успешно реорганизовавший работу телекомпании СТС и осуществивший одно из самых удачных начинаний последнего времени телеканал "Домашний".

За прошедшие десять лет премии "Телегранд" были удостоены свыше шестидесяти человек. Их творческие биографии отражают все этапы развития отечественного телевидения и радио. По сути, эти люди делали историю нашего телерадиовещания, и без них она бы просто не состоялась.

Аристократы телевидения

Ирина Гоголева
Журналист

В необыкновенно теплой и сердечной обстановке прошла десятая юбилейная церемония награждения ежегодной национальной телевизионной премией "Телегранд". Объяснить это, наверное, можно было и радостью встречи бывших коллег, долгие годы проработавших плечом к плечу в "останкинском телеобщежитии", но не видевшихся уже многие годы, и тем, что среди лауреатов оказались вместе и учителя и ученики, принявшие у первых эфирную телеэстафету.

Лауреатами 2008 года стали:

  • Элеонора Беляева - за большой вклад в освещение музыкальной культуры на телевидении;
  • Владимир Батуров - за весомый вклад в становление современного информационного теле- и радиовещания;
  • Владимир Кондратьев - за большой вклад в развитие информационного вещания и общественно-политической тележурналистики;
  • Василий Песков - за большой вклад в создание научно-популярных и просветительских телепрограмм о природе;
  • Юрий Припачкин - за большие заслуги по развитию отечественного кабельного телевидения;
  • Николай Сванидзе - за большой вклад в становление современного российского телевидения и развитие телепублицистики;
  • Игорь Фесуненко - за большую плодотворную работу в области международной тележурналистики;
  • Юрий Федутинов - за большой вклад в развитие отечественного негосударственного радиовещания;
  • Анна Шатилова - за высокое профессиональное дикторское мастерство и заслуги в области тележурналистики;
  • Галина Шергова - за большой личный вклад в развитие отечественной телевизионной публицистики.

"Живые легенды", принимая премию из рук известного тележурналиста-международника Георгия Зубкова и чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, с теплотой вспоминали те прежние непростые годы, хотя тогда порой они работали и в условиях недостаточной технической оснащенности и "грозного свиста руководящих розг". Но это воспринималось как данность, и они в любых условиях всегда старались проявлять свои профессиональные качества, эрудицию, эстетические взгляды и гражданскую позицию.

"Музыкальный киоск", "В мире животных" - одни из немногих неполитических и очень любимых программ советского ТВ. Музыка и природа - это те ценности, без которых жизнь человека любого государства становится неполноценной вне зависимости от его политического устройства. И особенно приятно, что совет по премии именно сегодня вспомнил и оценил энтузиазм и профессионализм Э. Беляевой и В. Пескова, которые в свое время были кумирами многомиллионной телеаудитории.

Вручая статуэтку стеклянного быка журналисту-международнику Игорю Фесуненко, директор НИЦ Телерадио Алексей Самохвалов вспоминал, что еще в подростковом возрасте всегда с большим вниманием смотрел его репортажи из Латинской Америки. Запомнился ему и доверительный тембр голоса этого известного тогда всем телезрителям корреспондента. Разносторонние программы с широкой палитрой тем и интересные книги этого талантливого и честного корреспондента во многом способствовали развитию отношений нашей страны со странами Латинской Америки. В те далекие годы люди садились у экрана телевизора, чтобы увидеть своих любимых ведущих: А. Каверзнева, В. Зорина, В. Дунаева, И. Фесуненко, В. Цветова. Из этих передач зрители узнавали, какие события происходят в разных странах. Думается, что Игорю Фесуненко особенно приятно было получить звание гранда (пусть и телевизионного), ведь этот титул носили дворяне и аристократы в средневековой Испании.

"Превыше слов - любовь мильонных масс" - этими стихотворными строками присутствовавшего на церемонии Евгения Широкова ("телегранда" 2007 года) сопровождалось вручение премии диктору Центрального телевидения Анне Шатиловой. Еще в 10 лет, самозабвенно слушая радио и узнавая по голосам всех дикторов того времени, она выбрала для себя эту профессию и, вступив на этот путь, встала в один ряд со своими учителями Ольгой Высоцкой, Владимиром Герцегом, сделавшись большим мастером.

Большой вклад в документально-художественное кино и телевидение внесла Галина Шергова. Она всегда была не только соавтором, но и художественным, литературным, идейным руководителем документальных программ. О ней можно смело сказать: "Жизнь ее - сплошной бессменный мастер-класс".

О том, что им лестно быть в одном ряду с "телеграндами", говорили при получении призов такие "профи" современного телевидения и радио, как тележурналист-международник Владимир Кондратьев, Николай Сванидзе - историк, публицист, телеведущий, член Общественной палаты, Юрий Федутинов - генеральный директор радиостанции "Эхо Москвы", Владимир Батуров -главный редактор информационного агентства "Телемир".

Экспертный совет премии, состоящий из известных специалистов в области телерадиовещания, представляющих крупнейшие вещательные, научные и журналистские организации, по заслугам оценил многолетнюю деятельность Ю. Припачкина, президента Ассоциации кабельного телевидения России, доктора наук, лауреата Государственной премии. Большая работа этого лауреата по развитию отечественного кабельного телевидения во многом способствует тому, чтобы люди в крупных и малых городах получали качественные и разнообразные телепрограммы, имели свободу выбора, приобретая дополнительное окно в мир, позволяющее им расширить свой кругозор.

Двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, закрывая торжественную официальную часть церемонии, сказал, что если переходить на спортивную терминологию, то все лауреаты премии - это чемпионы мира каждый в своем виде. И пожелал всем в ожидании Олимпийских игр 2014 года в Сочи большого здоровья и новых творческих побед!

Фото: Никон Степанов

Оставить мнение и задать вопросы по статье можно здесь

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2009
Посещений: 12241

  Автор

 

Алексей Самохвалов

Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио

Всего статей:  4

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций