Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Основные положения отчетного доклада правления АКТР Общему собраию членов Ассоциации

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Основные положения отчетного доклада правления АКТР Общему собранию членов Ассоциации


Юрий Припачкин

Президент Ассоциации кабельного телевидения России

3 февраля состоялось Общее собрание Ассоциации кабельного телевидения России, на котором с отчетным докладом правления выступил президент Ассоциации Юрий Припачкин. В отчетном докладе были подведены итоги прошедшего года, обозначены основные проблемы отрасли и пути их решения, определены направления деятельности АКТР. Представляем вниманию читателей основные положения этого доклада

ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации"

Ровно год назад, подводя итоги 10-летней деятельности Ассоциации, мы вместе определили наши задачи на ближайший период. Напомню, что в качестве основной мы считали и считаем активное участие АКТР в формировании Концепции Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015)". Эта работа завершена - в конце ушедшего года Концепция была одобрена, и в ней содержится принципиальная оценка роли кабельного сегмента отрасли, максимально учтены интересы кабельных операторов.

Мнение кабельного сообщества услышано руководством Минкомсвязи, которое отметило позитивную роль кабельной отрасли на российском телерадиовещательном рынке и определило, что будущее этого рынка невозможно без интеграции всех традиционных средств и систем связи.

В Концепции отражены многие предложения, внесенные АКТР. Особенно важно, что определен состав обязательного пакета из 8 бесплатных каналов цифрового ТВ. Фактически утвержден социальный стандарт обслуживания. Все основные каналы будут распространяться операторами на основе коммерческих отношений с эфирными вещателями.

И, наконец, в этом важном документе признается, что кабельные операторы - это одна из опор программы ци-фровизации, особенно для городов с населением более 200 тысяч. Мы считаем, что содержащаяся в ней оценка развития кабельного сектора российского телерадиовещания будет способствовать достижению главной цели - максимально полному охвату населения страны качественным многопрограммным вещанием.

Отрасль платного ТВ и мультисервисных сетей

Как известно, в последние годы в России происходит взврывоподобное развитие современных мультимедийных технологий в крупных и средних городах и городских агломерациях. По оценкам АКТР, охват населения платным телевидением всех технологий уже превышает 65%. Уже сейчас в Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Перми кабельным телевидением обслуживается от 70 до 98% населения.

Спрос населения на услуги платного телевидения и мультисервисных сетей с 2005 года стабильно рос на 40% в год, такими же высокими темпами росли абонентская база и объем услуг. Особенно велик и устойчив этот спрос в регионах с суровыми природными условиями.

Объем рынка платного телевидения в 2007 году в Российской Федерации достиг S 650-700 млн, на 20% превысив показатель 2006 года. По прогнозам аналитиков, доходы платных сетей в 2008 году могут приблизиться к цифре S 800 млн.

В то же время на и 2009 год нашими экспертами прогнозируется некоторое снижение темпов роста рынка широкополосного доступа и платного ТВ до 20-25% из-за сокращения капитальных затрат большинством участников рынка.

Сегодня семь крупных операторов -"Национальные Телекоммуникации" ("Национальные Кабельные Сети"), "Система Масс-Медиа" (СММ) в составе АФК "Система", АКАДО, Связьинвест, ТВТ (Татарстан), ЭР-Телеком, Мультирегион - имеют свои сети КТВ в ряде крупных городов и обслуживают не менее 2/3 всей абонентской базы на сетях КТВ.

Не входящие в холдинги операторы КТВ оказывают, по нашим сведениям, услуги для 5 млн домохозяйств, подключенных к различным сетям КТВ. Все эти операторы являются, как правило, представителями среднего и малого бизнеса различной формы собственности (в том числе частными предпринимателями).

Согласно оценкам экспертов АКТР, к 2015 году в России на 45 млн домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн, услугами спутникового телевидения - 15 млн, остальные 5 млн - услугами цифрового эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах городов.

АКТР и цифровизация

В АКТР уверены, что согласованные действия операторов платного ТВ способны сгладить (и убрать надуманные) острые проблемы, возникающие при переходе на цифровые технологии вещания, в том числе в наиболее сложный момент отключения аналоговых эфирных передатчиков.

По нашему мнению, усилия государства по цифровизации ТВ и расширению пакета качественно принимаемых телеканалов необходимо направить на малые города и сельские населенные пункты, где нет развитых кабельных сетей. В крупные и средние города цифровое телевидение или уже пришло естественным путем с современными многоканальными информационными технологиями, или придет в ближайшие 2-3 года.

При этом большинство городов характеризуются тем, что эфирный прием телеканалов населением играет все меньшую роль. Это типично как для мегаполисов, так и для городов с населением более 200 тыс. человек. Отмечу, что регионы уверенно догоняют столицы в развитии многоканальных систем.

Под термином "кабельное телевидение" сегодня следует понимать широкий спектр услуг, интеграцию ресурсов и доступа, потому что участники рынка и государственные органы должны отчетливо сознавать, что приход в квартиру абонента цифрового доступа, в котором выделяются телепрограммы, Интернет, телефония, телеметрия и т.д., приводит к изменению модели функционирования всех участников рынка. На сегодняшний день наше бизнес-сообщество насчитывает более 1500 операторов-лицензиатов кабельного телевидения. Почти 90% из них имеют лицензии на оказание нескольких видов услуг, реально работают по моделям double-play и triple-play более половины всех операторов. Таким образом, можно сказать, что мы наблюдаем ведущую тенденцию - операторы кабельного телевидения трансформируются в операторов мультимедийных сетей, предоставляющих населению совокупность новых информационных сервисов.

Государственное регулирование

Переход на цифровое вещание - это в первую очередь законодательное обеспечение данного процесса, более того, по мнению операторов и Ассоциации кабельного телевидения, этот процесс должен опережать любые решения, связанные с выбором технологического или организационного механизма. Сегодня законодательству крайне сложно полностью соответствовать текущей ситуации на рынке.

Одной из главных проблем развития рынка остается проблема государственного регулирования правил игры на этом рынке. Эта проблема вызвана тем, что законодательная база не успевает за темпами процессов, происходящих в кабельном телевидении. Приведу один пример. До сих пор в правилах лицензирования вещательной деятельности операторам кабельных сетей не позволено иметь более двух лицензий на телевизионные каналы. Правила оказания услуг для целей телерадиовещания, принятые в конце 2006 года, вошли в противоречие с Гражданским кодексом. Операторам приходится изыскивать самые разные пути, чтобы "дружить" с нашим законодательством. Следует либо отменить лицензирование вещания по кабелю, либо предусмотреть упрощение процедуры. В начале 2008 г. по поручению правления АКТР Юридический комитет Ассоциации обобщил и подготовил предложения с поправками в действующее законодательство. Запланировано участие членов правления Ассоциации в заседании коллегии Минсвязи для представления позиции кабельных операторов-членов АКТР в ближайшее время.

Каналы - операторы

Проблема взаимоотношений телеканалов и кабельных операторов никогда не была простой, но в последнее время проявляются попытки ее политизировать и выработать в общественном мнении тезис типа "телеканалы - за народ, кабельщики - против". При таком подходе появляется опасность вымывания сути ФЦП, ее попадания в зависимость от коммерческих интересов группы телекомпаний.

Кабельные компании играют свою важную роль в решении задачи формирования информационного пространства России, создавая социально значимую, наиболее доступную для населения среду распространения информации. Качество этой среды определяет возможности предоставления населению страны доступа к информационным ресурсам и формирует стратегический потенциал страны.

Роль кабельных компаний в формировании информационного поля не ограничивается функцией распространения сигналов программ эфирного телевидения. Определяя политику формирования пакетов платных телевизионных каналов, кабельные компании, так же как и телевизионные вещатели, осуществляют создание источников информации, которые они самостоятельно доставляют до своих абонентов.

На рынке эфирного телевидения сегодня идут неоднозначные процессы. Существующая модель телевизионного рынка, когда все каналы делили рекламу в соответствии с некими рейтингами, видимо, будет претерпевать изменения. Очевидно, что телекомпании, получившие доступ в социальный пакет, поделят между собой весь объем того рынка рекламы, который обеспечивает существование сегодняшней модели эфирных каналов. Остальные эфирные каналы переходят в разряд кабельных и спутниковых. Соответственно изменятся правила их взаимоотношения с рекламодателями и правообладателями, потому что покупать продукт для систем цифрового телевидения, распространяющегося в кодированном доступе, стоит совершенно других денег.

С целью устранения имеющихся противоречий между эфирными вещателями и кабельными операторами и выработки общей позиции в ноябре прошлого года при непосредственном участии АКТР был учрежден Цифровой альянс России, главной целью которого является объединение усилий при разработке и реализации программы развития цифрового телерадиовещания в нашей стране. АКТР наряду с HAT является его учредителем. Теперь очень важно сделать этот альянс реальной площадкой для учета максимально полного спектра мнений, гармонизации интересов и совместной работы всех участников процесса - органов государственной власти, вещателей и кабельных операторов, разработчиков и производителей оборудования, ученых и бизнесменов. Основной задачей Цифрового альянса России должна стать выработка новой бизнес-модели взаимоотношений всех участников рынка телерадиовещания.

Нормативно-правовая база

2008 год охарактеризован продолжающейся практикой предъявления судебных претензий кабельным операторам в нарушении действующего законодательства. Основной причиной всех претензий как со стороны органов Россвязькомнадзора, так и милиции и РАО является несовершенство российского законодательства в области регулирования распространения телерадиоканалов. Чем крупнее становится бизнес операторов, тем более рискованным для них становится отсутствие надлежащей нормативно-право вой базы деятельности в области кабельного телевидения. В связи с этим в 2008 году АКТР активизировал работу по лоббированию внесения изменений в законодательство с целью приведения его в соответствие с новыми сложившимися отношениями на рынке платного телевидения. С этой целью в рамках работы Юридического комитета АКТР были описаны различные схемы отношений, возникающих между участниками деятельности по распространению телеканалов - правообладателями, вещателями, операторами связи и абонентами. Таких схем всего четыре:

1) отношения, возникающие при распространении обязательных общедоступных каналов;

2) отношения, возникающие при распространении эфирных каналов свободного доступа;

3) отношения, возникающие при распространении каналов на основании договора на предоставление кабельным оператором услуг связи вещателю;

4) отношения, возникающие при распространении платных каналов на основе лицензионных соглашений между кабельной компанией и телевизионным каналом.

С точки зрения существующего законодательства самой проблемной, совершенно не описанной является последняя схема, наиболее важная для операторов платного телевидения. Для этой схемы рассмотрены два пути решения существующих проблем:

1.  Признание кабельных компаний вещателями, поскольку в соответствии с существующим законодательством вещанием называется деятельность по распространению телеканалов, и выдача им вещательных лицензий.

2.  Изменение в законодательстве определения понятия "кабельное вещание", сделав в нем упор на производство телеканала и отделив от него распространение. Тогда во всех случаях вещателями будут телеканалы, независимо от того, распространяют ли они свои каналы самостоятельно или обеспечивают распространение третьими лицами - кабельными операторами.

Для каждой схемы были подготовлены предложения от АКТР по доработкам существующих законов и постановлений Правительства РФ, требуемых для обеспечения регулирования деятельности участников рынка. Предложения переданы в Министерство связи и массовых коммуникаций, и нам предстоит совместная работа при подготовке предложений по внесению изменений в законодательство, с которыми, в свою очередь, сможет выступить Министерство связи. С учетом понимания, которое мы видим у руководителей отрасли, мы с оптимизмом смотрим на возможность в 2009 году довести работу до логического завершения, когда кабельное сообщество получит прозрачную нормативно-правовую базу и сможет продолжить развитие бизнеса, освободившись от гнета существующих сегодня рисков.

В конечном счете нам необходимо выработать такую модель функционирования кабельной отрасли, в которой были бы учтены бизнес-интересы всех участников кабельного рынка.

РАО

Не могу не коснуться вопроса взаимоотношений с Российским авторским обществом. В течение года правление Ассоциации активно занималось этой сложной и противоречивой проблемой. В итоге длительного и непростого переговорного процесса с РАО нам удалось найти решение, защищающее интересы операторов кабельного телевидения. В основу взаимоотношений с РАО предлагается положить следующие принципы:

1.  Провайдеры услуг многопрограммного телевидения, осуществляющие распространение телевизионных каналов на основании полученной вещательной лицензии, должны осуществлять очистку авторских прав путем отчислений в РАО

2.  Размер отчислений составит 1% от выручки, полученной от абонентов за услуги по распространению телевизионных каналов.

3.  Использование кабельных сетей в качестве систем коллективного приема сигналов эфирного телевидения не требует дополнительной очистки авторских прав, поскольку в этом случае кабельные сети используются в качестве элемента системы эфирного телевещания, права на которое очищаются телевизионными каналами самостоятельно.

В этом случае оператор кабельного ТВ является только оператором связи и ему не требуется вещательной лицензии.

РАО заявило о своей готовности подписать Генеральное соглашение с АКТР на этих условиях на длительный срок - 5 лет.

Интерактивное вещание

Следующий этап развития кабельного телевидения - переход от традиционного к интерактивному вещанию. Активное развитие нишевых каналов и повышение ARPU абонента за счет интеграции сервисов и внедрения новых услуг также сегодня является определяющей тенденцией на рынке кабельного телевидения. Началось предоставление услуг HD, что стало переломным моментом в развитии цифровизации данной отрасли.

Деятельность АКТР

Разнообразие и актуальность проблем развития отрасли определяли и повестку дня заседания правлений, которые в строгом соответствии с Уставом проводились регулярно и в целом продуктивно.

Члены правления принимали активное участие в проведении многочисленных конференций и круглых столов, работе тематических секций Минсвязи и других профильных ведомств, где неизменно и с успехом защищали интересы нашей отрасли. Активно работал наш Юридический комитет, объединивший усилия отраслевых правоведов. Немало сделано для улучшения информированности членов Ассоциации - на сайте АКТР ежедневно размещаются новые материалы о жизни отрасли. Мы активно сотрудничаем с отраслевой и профессиональной прессой, Интернет-изданиями и агентствами. Ассоциация принимает активное участие в международной профессиональной жизни, занимает принципиальную позицию по возникающим проблемным вопросам. С учетом поступающих от членских организаций предложений и критических замечаний в 2009 году мы планируем шире привлекать к работе отраслевой актив, организовать ряд новых тематических секций. Не все вопросы нам удалось решить за прошедший год, но отчитаться за проделанную работу не стыдно, ведь АКТР принадлежит сегодня решающая роль в структурировании бизнеса кабельного телевидения в стране. Ассоциация, как главный модератор процесса гармонизации, сыграла ключевую роль в сохранении возможности для энергичного развития рынка кабельного телевидения. АКТР сформировала определенную позицию кабельщиков, донесла эту позицию до телевизионщиков и, самое главное, до государства, и у нас есть основания надеться на взаимопонимание.

Информационно-аналитический центр АКТР

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 10328

  Автор

Юрий Припачкин

Юрий Припачкин

Президент Ассоциации кабельного телевидения России

Всего статей:  1

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций