Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

NAB 2016. Что смотрим?

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

NAB 2016. Что смотрим?

18–21 апреля город греха Лас-Вегас в очередной раз примет самую главную мировую выставку технологий для телерадиовещания и кинопроизводства – NAB 2016. Параллельно, 16–21 апреля, проходит конференция NAB, равных которой также в мире нет. Выставка была учреждена 93 года назад, и уже много лет ее посещаемость близка к 100 000 человек, четверть из которых приезжают из-за границы. На количество участников не может повлиять даже постоянная консолидация крупных игроков рынка, взамен появляются новые стартапы. Так, в прошлом году свои продукты и решения выставляли 1789 компаний. Кстати, справедливости ради надо сказать, что среди них есть и российские разработчики, например “СофтЛаб-НСК”, Stream Labs, “Элекард”, “Триада-ТВ”, NetUP.
В каждом павильоне, а их на NAB 2016 три, есть своя “матка”, главный стенд, вокруг которого, как правило, собираются толпы. В северном павильоне это триумвират из Imagine Communications, Ross Video и Evertz. В центральном павильоне это Canon и Sony. В южном павильоне, который состоит из двух этажей, это Blackmagic Design, Red Digital Cinema и Grass Valley. Самый большой стенд на выставке будет у Canon – немногим более 2000 кв.м
Александр Широких
Генеральный директор “ЭкспоНАТ”

Разрешение

Производители телевизоров первыми ступили на арену Ultra HD. Падение продаж, снижение маржинальности, провал технологии 3D для ТВ и мировой кризис 2007–2009 заставили их найти панацею.

Технология 3D TV, бум на которую сразил всех экспонентов NAB несколько лет назад, умерла окончательно. В марте этого года Philips и Samsung объявили о прекращении производства 3D-телевизоров. LG и Sony, в свою очередь, сильно сократили количество моделей с поддержкой 3D.


Сегодня уже все основные производители телевизоров имеют Ultra HD-модели: Samsung, LG, Sony, Toshiba, Panasonic, Sharp и др. Большинство моделей имеют встроенную функцию Smart TV, что очень важно для VoD-приложений. В конце марта китайский производитель Xiaomi объявил о выпуске UHD-телевизора Mi TV 3S 65" на базе Android с ценой менее $1400. Пока только для внутреннего рынка, но это уже заявка.

За нехваткой UHD-контента и осо бенно UHD-каналов производители ТВ обратили взор на дополнительные удовольствия: HDR (High Dynamic Range), продвинутый звук. HDR-ом активно занялись пять игроков: BBC, Dolby, Philips, Sony и Technicolor. Однако лидер в HDR – все-таки компания Dolby c технологией Vision, которую уже адаптировали такие OTT-монстры, как Net-flix и Amazon.

Кстати, на конец прошлого года у европейского спутникового оператора SES в UHD-пакете было уже 8 каналов: pearl.tv, Fashion One 4K, Airtel 4K, Dish UHD Promo, High 4K TV, INSIGHT, NASA TV UHD и UHD-1.

Ultra HD (4K, 8K)

Sony анонсировала компактный 4K-камкордер PXW-Z150. Камкордер имеет встроенный Live-стриминг, поддерживает беспроводную работу с FTP и микрофонами, поддерживает высокоскоростную съемку Full HD со скоростью 120 кадр/с, что дает 5-кратный Slomo.

Panasonic покажет VariCam LT, пополнение кинолинейки. Это лайт-версия 4K-кинокамеры VariCam 35 – легкая и компактная. Камера уже есть в России, 22 марта состоялась ее российская премьера – мастер-класс на “Ленфильме”.

Ikegami покажет не только портативную 4K-камеру UHK-430, но и первую 8K-камеру SHK-810. На самом деле, это уже четвертое поколение камеры 8K, разработанной совместно с японской телекомпанией NHK в далеком 2002 году. За 14 лет камера изрядно похудела – в 10 раз – и прилично набрала в плане функционала.

For-A, еще один японский производитель, продемонстрирует видеомикшер HVS-2000, камеру FT-ONE и ее облегченную версию FT-ONE-S со скоростью съемки до 360 кадр/с, позволяющие осуществлять Live-продакшен в 4K.

Компания I-MOVIX, известная съемочными решениями для спорта, привезла на NAB новую Ultraslomo-систему Infinite, построенную на базе камеры Vision Research Phantom Flex 4K и платформы I-MOVIX X10. Infinite может без остановки снимать более часа Ultra Motion в HD и может работать самостоятельно – без продакшен-сервера.

Компания Evertz продемонстрирует целый ряд Ultra HD-инноваций, например систему повторов Dream-Catcher для Ultra HD, телеканал в коробке OvertureRT Live с поддержкой 4K (OVRT-LIVE-4K), энкодеры 3080UEP и 3482TXE для компрессии Ultra HD-сигналов.

Однозначный лидер России по количеству инсталляций эфирных видерсерверов компания Harmonic покажет компактный видеосервер Spectrum X с поддержкой SD/HD/Ultra HD, SDI и IP-входами/выходами, а также опциональными возможностями иметь встроенную графику и систему автоматизации Harmonic Polaris. Максимальное количество каналов в форм-факторе 1RU – 4.


Компания Cinegy, разрабатывающая программные решения для обработки видео, управления контентом, автоматизации вещания и playout'а, покажет решение Cinegy Air, эфирный Real Time-сервер и многоканальную автоматизацию с возможностью воспроизведения контента 8K. Именно 8K кажется руководству компании Cinegy важным в то время, когда даже 4K-телевизоров еще нет даже в трети домохозяйств. Ядром 8K-play-outа станет новый кодек на базе GPU – Daniel2, релиз которого как раз состоится на NAB 2016.

Компания Snell Advanced Media (SAM) впервые покажет серию компактных и бюджетных видеомикшеров Kula 1 и 2 M/E, поддерживающую сигналы 4K. Продажи начнутся в мае 2016 года, цена в США и Европе – от $17 000. Также SAM продемонстрирует линейку видеомикшеров Kahuna с поддержкой не только 4K, но и IP.

Grass Valley также покажет 4K-версии своих популярных продуктов: системы повторов K2 Dyno, видеомикшеры Kayenne и Karrera, телеканала в коробке iTX.

Компания Axon покажет обновленную систему управления и мониторинга Cerebrum. Система позволяет через единый интерфейс мониторить и управлять матрицами, видеомикшерами, серверами, декодерами, мультиэкранниками, осциллографами.

Новая версия поддерживает протоколы SAM, Imagine Communications, Clear Com, Grass Valley, Trilogy.

Инжест- и playout-платформа Venice компании Rohde & Schwarz получила 4K-версию, предлагающую ту же гибкость и легкость в работе, как и у HD-версии.

Качество картинки

Компания Grass Valley стала первой, предложившей инновации для съемок в формате UHD, и первой озадачилась модным HDR и внедрила его в серию 4K-камер LDX86. Камера поддерживает программные апгрейды, Super Slow-Motion, расширенный цветовой охват и 15 F-стопов HDR.

Компания SAM продемонстрирует обновленную версию Quantel Rio – инструмента для цветокоррекции, монтажа и финишинга. Отныне система поддерживает разрешение 8K, HDR и Wide Color Gamut, интегрирована с Avid.

IP: ASPEN или AIMS?

То, что телевидение идет в IP, сомнений не вызывает. Другое дело, что рынок разделился на две части. Обе уверяют, что их технологии и методы не проприетарны, а строятся на открытых стандартах.

Первой появилась технология Adaptive Sample Picture Encapsulation (ASPEN), презентованная компанией Evertz год назад – на выставке NAB 2015. Спустя год о входе в сообщество ASPEN уже объявили компании AJA, Chyron-Hego, Cinegy, EditShare, Evertz, For-A, Hitachi, Leader, Matrox, Pixel Power, Phabrix, Ross Video, Sony, Tektronix, TVU Networks, Vizrt и др.

В конце прошлого года появился второй игрок – Alliance for IP Media Solutions (AIMS). Его основателями стали Grass Valley, Imagine Communications, Lawo, Snell Advanced Media (SAM) и Nevion, к которым позже присоединились AJA, Arista, Cisco, Dejero, EVS, Harmonic, Net Insight, Panasonic, Tektronix, Telos Alliance, Utah Scientific и др.

Как видно, оба альянса достаточно широки и авторитетны. Но многолетние конкуренты остались по разные стороны баррикад: Sony vs. Panasonic, Evertz vs. Grass Valley/Imagine Communications и др. Для клиентов, то есть телекомпаний, это означает лишь одно. Если выбор в пользу той или иной IP-технологии надо делать сейчас, то в будущем есть вероятность, что ваше оборудование будет несовместимо с оборудованием другого альянса…


Вместо того, чтобы теперь подробно описывать новинки каждой из компаний-участников одного из альянсов, лучше расскажу про пару знаменательных проектов.

По словам менеджера Evertz по продажам в России и СНГ Макса Попова, в мире осуществлено уже более 40 больших инсталляций на ASPEN. Им пользуются такие компании, как NEP Broadcasting (3 ПТС), Time Warner Cable Sports, The Weather Channel, Dome, Game Creek Video (1 ПТС); из европейских представителей: Kabel Deutschland, норвежский телеканал TV2, все они также вошли в состав сообщества. В 4К-ready IP (ASPEN) машинах NEP Broadcasting используются камеры Sony и гибридные матрицы Evertz EQX (576x540) и EXE (1152x1152). На последнем кубке Super Bowl эти машины работали вкупе с IP-оборудованием Evertz также на ASPEN, установленном на арене Levi's Stadium в Сан-Франциско, которая принимала юбилейный суперкубок в феврале 2016 года. Что касается эфирных комплексов на ASPEN IP, то в мире есть пара ASPEN IP-play-out’ов: AMC Networks в США (на базе OvertureRT Live-IP и двух 28RU ЕXE-матриц) и TV2 в Норвегии (с теми же серверами и двумя 64 портовыми матрицами IPX). Некий пилотный проект по IP-продакшену на базе ASPEN сделала NBC Sports совместно с Sony и Evertz. ESPN, один из первых внедренцев IP-технологий, уже 2 года работает как в JPEG2000, так и в некомпрессированном ASPEN-формате. Скоро первая большая IP-матрица на базе ASPEN появится и в России…

Члены альянса AIMS тоже стараются работать совместно. Так, 1 марта на базе бельгийской телекомпании VRT реализовали проект LiveIP – прямую трансляцию часовых дебатов, сделанную полностью в IP. В проекте, который координировал Европейский вещательный союз (EBU), приняли участие Axon, Grass Valley, EVS, Nevion, Lawo, Tektronix и др. IP-студия была построена с использованием стандартов SMPTE 2022-6, AES67 и PTP.


На рынке SDI тоже бывают новинки. SAM решила не отставать и планирует представить матричный коммутатор Vega 432 в классе 128x128. Подробностей о продукте пока нет. Помимо этого, компания наконец выпустила долгожданный встроенный мультиэкранник для матриц серии Sirius 800 с поддержкой новой системы мониторинга Media Biometrics.

На IBC 2015 компания Ross Video представила уникальный продукт – Ultrix. Это компактный матричный коммутатор (1/2RU) с встроенным софтверным мультиэкранником Ultriscape и поддержкой коммутации UltraHD через Single lLnk. Поставка начнется только с апреля 2016 года. В своем классе (36x36 или 72x72), с глубиной только в 35 см, с встроенным мультиэкранником, коммутацией сигналов до 12 Гбит/с, мощной аудиоматрицей и “рецессионной” ценой, Ultrix пока не имеет аналогов.

Любопытно будет посмотреть на развитие и других продуктов, анонсированных на IBC 2015, например Grass Valley Node.

На NAB 2016 американская компания Utah Scientific также показала матрицу UHD-12G для коммутации 4K SDI (12 Гбит/с) через Single Link (а не Quad Link). Размерность: 32x32, 144x144, 288x288. Гарантия 10 лет и бесплатная техподдержка.

COTS

Больше софта, меньше проприетарного железа. Все больше вендоры идут в сторону отказа от производства собственного железа, которое могут обслуживать лишь их инженеры. Большинство переходят на использование стандартных серверных платформ (HP, Dell, IBM, Supermicro), максимально виртуализируя свои продукты. Очевидно, что в перспективе телекомпания будет покупать лишь набор программного обеспечения под необходимые нужды, а работать все это будет на стандартном серверном оборудовании, так называемом COTS (Commercial Off-The-Shelf).

Облачные технологии

Согласно опросу 700 телевещателей 2016 Focus Forward Report, какие три части комплекса вы готовы перевести на облачные технологии, более половины респондентов ответили, что это энкодирование/ транскодирование. Рекламные процессы готовы поднять в облако 36% опрошенных, эфирные/playout-компоненты (playout) – 32%.

Компания Evertz, например, покажет облачные версии MAM-системы Mediator-X и телеканала в коробке OvertureRT Live. Облачная технология идеальна для построения резервных комплексов или запуска временных каналов.


Компания Cinegy планирует на выставке NAB запустить услугу “Cinegy как сервис”. Все продукты Cinegy, включая Cinegy Air, будут портированы для работы в облаке, например Amazon Web Services, и будут поддерживать HD и 4K.

Компания Pebble Beach Systems разработала виртуализированный телеканал в коробке – Orca. Он построен на базе решения Dolphin, работает по IP на виртуальной машине в частном или общественном облаке.

Компания SAM также двигается в направлении виртуализации продуктов. Так, на NAB 2016 будут показаны различные вариации телеканала в коробке ICE, а также система автоматизации Morpheus, MAM-система Momentum и платформа xFile.

Будущее: VR, 8K

Первой пробой технологий будущего станет ближайшая летняя олимпиада Рио 2016.

Недавно японцы сообщили, что планируют частично снимать и показывать летнюю олимпиаду Рио 2016 в формате 8K. И любой небедствующий самурай, который к лету купит себе 8K-телевизор Sharp за $130 000, сможет увидеть около 130 часов трансляций, включая церемонии открытия и закрытия, а также ряд соревнований популярных видов спорта типа плавания. Звук тоже обещан неплохой – 3D, 22.2. Вполне возможно, что уже к олимпиаде Токио 2020 технология станет доступнее.

Виртуальная реальность также однозначно выплывет в Рио. Подробностей пока нет.

Никаких сомнений, что виртуальная реальность (VR), которой теперь активно занялся и основатель Facebook Марк Цукерберг, войдет и в телевидение будущего. Английский оператор Sky уже начал эксперименты с виртуальной реальностью (VR). Компания построила так называемую Sky VR Studio, первыми съемками оттуда стали тестовые заезды “Формула 1” в Барселоне. Благодаря технологии VR зрители переносятся с питлейна в боксы команд и на трассу. В ближайшие месяцы Sky обещает внедрить VR в съемки бокса тяжеловесов, велогонок Tour de France, а также в новости и развлекательные шоу.

Слияния и поглощения

В конце февраля Harmonic, когда-то поглотившая Scopus, объявила о завершении сделки по приобретению Thomson Video Networks. Таким образом, на мой взгляд, Harmonic окончательно утвердился в качестве лидера рынка компрессии, купив серьезного в первую очередь в технологическом плане конкурента. На NAB 2016 Harmonic уже показывает экс-томсоновские новинки: энкодер ViBE 4K UHD и Contribution-платформу ViBE CP6000. По словам директора российского представительства Harmonic Будимира Сердитых, во всех тестовых испытаниях заказчики всегда отмечали качество компрессии Thomson VN. Таким образом, Harmonic приобрел не только новые инженерные разработки и ресурсы, но и новых европейских клиентов благодаря тому, что Thomson VN – французская компания с сильными позициями в Южной Европе.

Спустя две недели, за месяц до выставки NAB 2016, стало известно еще об одной любопытной сделке. Компанию Volicon, известную решениями для мониторинга вещания, приобрела Verizon Digital Media Services (VDMS), которая, в свою очередь, входит в холдинг AOL. QoE- и QoS-технологии Volicon будут интегрированы в платформу Video Lifecycle Solution компании Verizon Digital Media Services, что предоставит клиентам возможность бесшовно перенести существующие вещательные потоки и каналы в OTT-модели на базе облачных технологий.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2016
Посещений: 7179

Статьи по теме

  Автор

 

Александр Широких

Генеральный директор “ЭкспоНАТ”

Всего статей:  10

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций