Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" 10 лет в отрасли

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" 10 лет в отрасли

Десять лет назад читатели увидели первый номер журнала "Broadcasting.Телевидение и радиовещание".

В рамках юбилейного номера мы провели опрос среди членов редакционного совета - признанных и уважаемых в отрасли специалистов, и попросили их ответить на следующие вопросы:

1. Журналу Broadcasting в этом году исполняется 10 лет. Какие изменения произошли в отрасли за это десятилетие?

2. Повлиял ли журнал ВС на эти изменения и как?

3. Какие вопросы сейчас наиболее важны для обсуждения на страницах журнала?

Третья телевизионная революция - даешь комфорт!


Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

1. Это было очень значимое, важное десятилетие: развитие телевидения в этот период вполне можно определить как "третью телевизионную революцию", характеризуемую объективными возможностями для профессионалов создать по-настоящему комфортные условия для телезрителя! Базой для такого шага являются накопленные к этому времени многие достижения науки и техники и, прежде всего, новые цифровые информационные технологии.

Для первой телевизионной революции, о чем уже писали в ВС, наиболее значимым событием была "электронизация", то есть переход от первых примитивных систем телевидения с механической разверткой изображения к системам электронного телевидения с "качеством изображения, пригодным для коммерческого использования" (по Д. Сарнову).

Признаком второй телевизионной революции является "колоризация": развитие массового цветного телевидения в 1960-е годы в ведущих странах мира, а также появление систем цветного телевидения PAL и SECAM.

Все действующие до сих пор обычные стандарты формировались при скудных технологических возможностях 1930-1950-х годов с соблюдением главного принципа: ничего лишнего, но не должно быть дискомфорта! Поэтому создатели телевизионных систем экономили по возможности на всем: на числе строк разложения, на полосе видеосигнала, а позже - и на полосе частот сигналов цветности.

Теперь нам уже ясно, что очень сомнительным было применение чересстрочной развертки - первого радикального шага в истории вещательного телевидения по сокращению полосы частот видеосигнала. Но это решение стало непреложной догмой, и оно долгое время было в мировой науке фактически вне критики. Как сказал мудрец: "Консервативнее стандартов бывают только люди!"

Исключение составляла советская группа специалистов из ЛЭТИ во главе с Я.А. Рыфтиным, которая долго и упорно доказывала теоретическую бесполезность чересстрочной развертки в электронно-лучевых приборах с накоплением сигнала. Мне известно, что эти взгляды разделял СИ. Катаев, признанный глава московской научной школы телевидения. Не могу забыть заключительную фразу в одном из докладов по этому вопросу на конференции в ЛЭТИ: "Эффективная апертура коммутирущего луча вместо правильного круга приобретает форму копыта".

Лучшим, хотя и запоздалым, подтверждением верности исследований школы Рыфтина стало весьма успешное (и, должен честно признаться, лично для меня довольно неожиданное) развитие в США вещательных сетей, транслирующих программы альтернативного ТВЧ-формата 720р.

В России все компании, начавшие ТВЧ-вещание, предпочли по достаточно понятным причинам рутинный формат 1080L Теперь, чтобы избежать фалыпстарта во внедрении ТВЧ-вещания (как это было с началом цифровых телепередач обычного формата), нужно всерьез озаботиться культурой потребления российской телеаудиторией этой принципиально новой услуги - телепрограмм повышенной комфортности! Это тем более важно, что экономические модели ТВЧ-вещания для большинства применений выглядят пока еще неубедительно. Даже для американских вещателей в свое время оказалось неожиданным, что рекламодатели вовсе не жаждут участвовать в финансировании проектов ТВЧ, поскольку на эффективности рекламы оно практически не сказывается.

Ведь при просмотре нужно обязательно учитывать, что в формате ТВЧ изображение передаваемое не только широкоформатное (16x9), но еще и большое! В ТВЧ увеличенное число активных строк (1080 вместо 576) позволяет зрителю ближе придвинуться к экрану, не замечая его строчной структуры. Это означает, что оптимальное расстояние до экрана ТВЧ составляет две высоты экрана, а не 4-5, как при обычном ТВ. При этом изображение займет все поле ясного зрения, и зритель сможет рассмотреть все его детали, вращая не только глазами, но и головой, а также ощутить настоящий стереоэффект в звуковом сопровождении программы. Для сохранения привычки смотреть телевизор с дивана зрителю придется приобрести ТВЧ-панель, соответственно больших размеров, или же видеопроектор. Это решение сделает логичным следующий шаг: установку акустической системы формата 5.1, чтобы полнее реализовать все преимущества звукового сопровождения ТВЧ.

2. Наш журнал в ряду родственных изданий занимает по своей тематике самый интересный, плодородный и вместе с тем самый опасный участок в телерадиовещательной системе, так как находится на стыке производственно-технических и гуманитарных технологий. Его можно уподобить приливной зоне на океанском берегу, где, по некоторым теориям, возможно и зародилась жизнь на Земле, но куда лучше не заплывать без местного лоцмана, то есть журнала ВС.

По этой причине и по многим другим (включая весьма удачное название!) я всегда считал и считаю ВС наиболее читаемым и влиятельным журналом в отрасли.

3. Наиболее важные вопросы:

- Наметившийся при "цифровиза-ции" постепенный отход от чересстрочной развертки в вещательном телевидении - несбывшаяся ранее мечта патриархов отечественного телевидения СИ. Катаева и Я.А. Рыфтина, которых я считаю своими учителями. Они более полувека назад доказали теоретически всю призрачность выигрыша в визуальном качестве изображения у потребителя при чересстрочной развертке за счет перемежения растров при явно несоразмерном усложнении и удорожании аппаратуры, прежде всего телевизоров. Но, как водится, услышаны не были.

Полагаю, что у нас с вами скоро будет возможность оценить качество изображения в новых системах ТВЧ с прогрессивной разверткой (1080р и другими), в которых будут реализованы в неприкосновенности классические принципы анализа и синтеза телевизионных изображений. Этим мы почтим память классиков, идеи которых далеко опередили технологические реалии их эпохи.

- Актуальны проблемы технологической совместимости перспективных систем мобильного телевидения с действующими вещательными сетями в универсальных вещательных системах с так называемой "функцией трех и четырех экранов". В этих проблемах пока что все запутано, но ужасно интересно.

Революционный поворот в области технологий студийной и внестудийной техники


Константин Кочуашвили

Советник генерального директора ОАО "НТВ Плюс", председатель Технологического комитета HAT

1. За минувшее десятилетие произошел революционный поворот в области технологий студийной и внестудийной техники. Появились новые форматы видеозаписи, камеры стали компактнее, были созданы камкордеры с записью на жесткие диски или карты памяти. Начался плавный переход на безленточные технологии. Соответственно появились возможности архивирования на базе серверов. Была создана технология компрессии телевизионных и звуковых сигналов. Появилось несколько поколений кодеров и декодеров.

Началась эра телевидения высокой четкости. На сегодня практически вся линейка создания программ построена по схеме HD/SD. На телевидении внедряется стереовещание. Радиовещание практически переходит на цифру. Появились новые средства отображения. Были созданы новые технические средства и программное обеспечение для организации автоматизированной выдачи программ в эфир. Стремительно развивается кабельное телевидение и телевидение по IP-технологиям, у которого большое будущее. Иными словами -это революция, о которой много можно писать.

2. Любое массовое издание, в том числе и журнал ВС, влияет на информированность вещателей, знакомя их с новыми технологиями. Это своего рода заочная техучеба. Немалую роль играют и рекламные вставки в журнале от фирм-производителей, дилеров, интеграторов. Большое значение имеет и электронная версия журнала.

3. Естественно, переход на цифровое вещание до 2015 года. Следует обратить внимание и на технологические аспекты перевода сети вещания на цифру, и, что очень важно, на правовые.

За прошедшие 10 лет фактически создана нормативно-правовая база


Павел Барабаш

Главный ученый секретарь Смольного университета Российской академии образования, г. Санкт-Петербург

1. 10 лет - это много для журнала, но мало для целой отрасли. Именно данный временной отрезок пришелся на становление и развитие кабельного телевидения в нашей стране.

Конец прошлого века - начало нового тысячелетия характеризуются появлением в России большого количества частных компаний кабельного телевидения. Они строят аналоговые кабельные сети первого поколения, абонентами которых становятся миллионы россиян.

Середина минувшего десятилетия приходится на создание оптоволоконных цифроаналоговых сетей, предоставление по ним новых узкополосных и широкополосных интерактивных услуг. Интернет становится весомым источником доходов кабельных операторов.

Последние два года по сетям кабельного телевидения успешно предоставляются услуги телефонии. Таким образом, кабельные компании стали полновесными конкурентами телефонистам, и теперь уже телефонные компании стремятся расширить пакет услуг, предлагая своим абонентам в том числе и телевизионные каналы.

За прошедшие 10 лет фактически создана нормативно-правовая база, которой сегодня руководствуются кабельные компании, на сетях сменилось не одно поколение оборудования. Полагаю, что следующее десятилетие пройдет в жесткой конкурентной борьбе, но непревзойденная широкополосность кабельной сети является залогом грядущих побед!

2. Наш журнал фактически формировал техническую, правовую и организаторскую политику для кабельных операторов. На страницах журнала обсуждались проекты технических стандартов и законодательных документов, широко представлялись образцы нового оборудования для сетей кабельного телевидения, многие кабельщики делились своим опытом по созданию и эксплуатации кабельных сетей, предоставлению новых услуг.

Журнал подробно информировал читателей о форумах и выставках, заседаниях правления и годовых собраниях Ассоциации кабельного телевидения России. Если внимательно посмотреть все тематические материалы по кабельному телевидению, которые опубликованы за прошедшие 10 лет, то без преувеличения можно назвать их коллективной энциклопедией знаний подотрасли.

3. Для отрасли важным является переход на цифровое телерадиовещание до 2015 года. Это трудный процесс. Журнал обязан помочь читателям пройти этот путь с наименьшими издержками.

В эпоху перехода от индустриального общества к информационному, когда производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, на мой взгляд, следует уделять пристальное внимание новейшим информационным и телекоммуникационным технологиям, процессам формирования глобальной информационной инфраструктуры, а также связанным с ними социальным, культурным и экономическим последствиям.

Искренне поздравляю коллектив журнала и всех читателей с десятилетием! Желаю вам новых творческих успехов.

Именно аудитория выбирает, каким завтра будет телевидение


Андрей Милехин

Президент исследовательского холдинга "Ромир", доктор социологических наук, кандидат психологических наук, академик РАЕН

1. Если говорить про ТВ-рынок, то, по существу говоря, он и появился-то у нас не так давно, где-то в последние 15 лет. Но сейчас это уже гигантский рынок. Однако на сегодняшний день еще очень много вопросов к этому рынку, потому что он непрозрачный, деформированный. В принципе это не удивительно, рынок пока еще проходит некий этап становления, и ему далеко до совершенства.

Если мы говорим о контенте, то здесь успехов намного меньше. Да, у нас бурными темпами развивается развлекательное телевидение, имеется много успешных проектов в этой области. В то же время практически нет репортажей, качественного документального кино, образовательных программ, развивающих программ, за редким исключением. И объяснять это тем, что они устарели, неправильно. Просто функции ТВ немножко деформировались. Да, когда-то оно носило идеологический характер, а сейчас оно стало развлекательно-рекламным.

И, наконец, аудитория. Она рассматривается нами не как галактика через телескоп, а как микроб через микроскоп, на который еще и натянута сетка рейтинга. Вот столь примитивное понимание аудитории, столь откровенное ее использование дает возможность обосновывать деградацию ТВ и радио ее качеством. Снижение качества произошло именно в области контента, в области несения чего-то яркого, полезного, высокого.

2. Журнал изначально взял на себя очень важную миссию. Он стал местом, где встречаются эксперты, те люди, которые творили и продолжают творить историю телевидения и радио. Журнал стал площадкой для общения людей, которые и сегодня являются игроками этого рынка. Но... у ВС изначально была некая техническая специализация. Хотелось бы больше статей на тему рекламы, контента.

3. Будущее за потребителем. Именно аудитория выбирает, каким завтра будет телевидение. Уже сейчас идет фрагментирование аудитории. Сегодня уже практически каждый человек имеет свой телевизор, а значит, уже завтра каждый телезритель будет формировать меню (программную сетку) под себя. И если ТВ не несет чего-то важного, полезного, то никакие провода и лицензии не смогут помочь ему достучаться до человека. Человек просто будет отключать телевизор. Если мы сегодня этого человека не увидим, если не поймем, как с ним взаимодействовать, то мы проиграем. А взаимодействуем мы в первую очередь через контент. Надо давать телезрителю то, в чем он нуждается, то, что его развивает. Именно об этом надо говорить на страницах журнала.

Начаты работы по стандартизации объемного ТВ-вещания и по видеоинформационным системам


Марк Кривошеев

Главный научный сотрудник ФГУП НИИР

1. События, повлиявшие на отрасль в России и в мире за этот период:

-  1999 год - организация ФКК по телерадиовещанию, способствующая созданию новых телерадиостанций и ускорению эффективного использования выделенного радиоспектра.

-  1999-2000 годы - в МСЭ принят пакет стандартов по цифровому ТВ-вещанию, ставших фундаментом его внедрения в мире и в России.

- 2004-2006 годы - Региональная радиоконференция в Женеве, разработавшая технические основы и частотные планы цифрового наземного ТВ-вещания в 120 странах, в том числе и в России.

- 2004 год - Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 706-р -Признать целесообразным внедрение в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB.

- 2006 год - создание правительственной комиссии по развитию телерадиовещания в России.

- 2007 год - Распоряжением Правительства РФ утверждена "Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы".

- 2007 год - "НТВ-Плюс" начала спутниковое цифровое ТВЧ-вещание.

- 2009 год - Указ Президента РФ "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах по цифровому ТВ-вещанию" № 715.

- 2008-2009 годы - по инициативе России в МСЭ-Р начаты работы по стандартизации объемного (3-мерного) ТВ-вещания и по видеоинформационным системам ("наружное" телевидение).

2. За истекший период в сложной обстановке, связанной с многочисленными проблемами старта внедрения цифрового ТВ-вещания, общепризнано, что журнал заслуженно занимает позицию флагмана в потоке информации на эту тему и творчески способствует разработке отечественной концепции развития цифрового ТВ в широком спектре вопросов.

Убежден, что имеются основания выразить от имени читателей большую благодарность основателям журнала и организаторам его деятельности - председателю редакционного совета В.В. Лазуткину и его заместителю В.Г. Маковееву. Статьи Валентина Валентиновича по важным событиям и новым задачам всегда отличаются остротой постановки проблемы с указанием правильных направлений ее решения. Владимир Григорьевич организовывал и исключительно квалифицированно возглавлял серию круглых столов, вошедших в историю как плодотворная площадка не только для общественного обсуждения сложных ситуаций в телерадиовещании, но, и главное, для консолидации усилий их участников. Оригинальный раздел ведет В.Г. Маковеев - и сегодня мудрость Кузьмы Пруткова нам в помощь.

3. Информацию о ходе внедрения цифрового ТВ-вещания и развития так называемого multiplay представляется целесообразным концентрировать в специальных разделах журнала:

- 3-мерное ТВ-вещание;

- интеграция ТВ-вещания с видеоинформационными системами.

Отрасль сложилась как полноценный организм


Ирина Герасимова

Генеральный директор, художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра

1. Во-первых, у отрасли появился столь уважаемый журнал, как Broadcasting.

Если появляется какое-то серьезное отраслевое издание, которое существует не один год, а десятилетия, то такой факт означает, что отрасль сложилась как полноценный организм и ее игроки интересуются не только своим отдельно взятым положением, но и тем, что происходит вокруг.

Что касается глобальных событий - я затрону радиовещание, поскольку представляю этот бизнес. В настоящее время увеличение веса основных игроков, таких как РМГ, ВГТРК, ЕМГ, ВКПМ, достигло максимума и стало четко понятно, кто лидеры на рынке. Но глобальные события произойдут позже, когда будет осуществлен переход на цифру со всеми вытекающими отсюда последствиями и для медиаметристов, и для новых радиостанций нишевого характера.

Надо сказать еще и о том, чего не произошло. Не случилось так ожидавшегося стремительного рывка в увеличении рекламного пирога в области радиовещания. Но надеемся, что некое ощущение себя единым рынком, некоторые движения в пользу отраслевого рынка, а не лично в свою позволят эту ситуацию изменить в лучшую сторону.

2. Как и отрасль, журнал значительно "повзрослел". Он стал интереснее, богаче тематически, стал более солидным по оформлению и содержанию. Соответственно чем солиднее становится журнал, тем больше он влияет на отрасль.

3. Главное - это Федеральная целевая программа по переходу на цифровое вещание, сейчас самое время ее обсуждать, так как первые наброски документа появились, когда кризис еще не существовал и мыслить можно было иными финансовыми категориями. Это касается не только России, но и Европы, в частности Европейского вещательного союза, поскольку понятно, что программа перехода на цифру в определенной степени связана и с нашими отношениями с европейскими вещателями.

Переход от ленточных носителей информации к альтернативным


Александр Мкртумов

Генеральный директор НИЦРИТ

1. В комплексах подготовки и выдачи телерадиопрограмм произошел массовый переход от аналогового к цифровому оборудованию. Местами оно еще работает по аналоговым стыкам, что несколько снижает его преимущества, но это, вероятно, скоро поправится. Также немаловажным является постепенный переход от ленточных носителей информации к альтернативным. Информационные технологии все глубже проникают в процессы создания и хранения программ, в частности в использовании метаданных. И, наконец, в спутниковом эфире появились программы телевидения высокой четкости.

2. В наше время значение информации трудно переоценить, а журнал и является источником информации для специалистов разных звеньев и профилей в отрасли вещания. Как повлиял? В той же мере, как и любое из ведущих изданий в своей области.

3. Общим приоритетом, видимо, будут вопросы внедрения цифрового вещания, включая, естественно, переходный период. В связи с этим приходится отметить отсутствие на сегодня четкой общей системы нормативно-технического регулирования в отрасли вещания, особенно в части формирования программ. Даже не только системы, а вообще ее концепции. А это необходимая часть общего комплекса задач, и над этим надо работать.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 10368

Статьи по теме

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций