Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IBC-2015: новые игроки, новые тренды, новые решения

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IBC-2015: новые игроки, новые тренды, новые решения

Главное внешнее впечатление от IBC-2015 – выставка стала еще больше, активно задействовались все павильоны, которые были просто переполнены компаниями. По-прежнему продолжают будоражить умы дроны, и на выставке появилась outdoor-зона со специально выделенной площадкой IBC Drone Zone, где производители демонстрировали всевозможные квадрокоптеры. Что касается впечатлений по существу, то индустрия, как мне кажется, в настоящий момент находится на перепутье. IBC-2015 охарактеризовалась сразу несколькими направлениями движения, которые разом пришли в медиаотрасль
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.ру”, к.т.н.

Приход гигантов телекома

Первая и самая масштабная новость – огромный интерес и приход гигантов телекома в медиаотрасль. На сессии IABM (International Association of Broadcasting Manufacturers) выступали гиганты из пятерки крупнейших в телеком-индустрии (IBM, Microsoft, Akamai, HP, Сisco), и все они в один голос говорили, что пришли в медиа всерьез и надолго. Они готовы тратить миллиарды долларов на исследования и разработки (R&D) в этой отрасли, они инвестируют огромные деньги в IT- и телеком-решения и их адаптацию и предлагают их своим медиазаказчикам. Подобного рода гигантов и, соответственно, подобного рода инвестиций наша отрасль еще не видела никогда. Ни один из самых крупных производителей решений для медиапроизводства никогда не обладал не то что сравнимым бюджетом на R&D, но даже сравнимым оборотом с теми деньгами, которые в этом году предполагается инвестировать в разработки, связанные с медиаиндустрией, каждой из этих компаний. Это очень существенный момент. Но деньги – это еще не все. Приход гигантов телекома – не эволюционный, а революционный скачок: это привносит в индустрию абсолютно новый взгляд людей, у которых нет зашоренности, нет устоявшихся привычных мнений по поводу отраслевых явлений и проблем, нет шаблонов отношения к ним. А еще это опыт каждого из гигантов, опыт, который они приобрели в течение последних 20–25 лет трансформации, слома, который произошел в телекоме, – от аналоговой телефонии начала девяностых ко всем сверхсовременным телекоммуникационным технологиям, которые мы видим сейчас. Люди, обладающие мощнейшей экспертизой в этой области, приходят сейчас в медиаиндустрию и приносят туда свой гигантский опыт, огромные деньги и готовность справиться с этой масштабной задачей.

Король – контент

Если говорить о каких-то более предметных вещах, то ситуация такова, что одновременно в каждой части телепроизводства происходят существенные изменения, влияющие на отрасль, на всю цепочку от съемок и производства до доставки и распространения контента. Причем контент остается королем. Именно контент является самым главным, поэтому все, что позволяет сделать его более привлекательным для конечного пользователя, развивается семимильными шагами. Никого уже не удивишь не то что Full HD, даже 4К. В этом году трендом стало не просто по отдельности улучшение качества, скажем, картинки, но одновременно всестороннее изменение схемы съемок и контента.

Одновременно презентованы 4К и 8К и HDR (High Dynamic Range) с высоким динамическим диапазоном передачи цветов и новое цветовое пространство BT.2020 – не привычное нам RGB, CMYK или YUV, а новый стандарт, который принципиально переносит качество картинки, глубину цвета, яркость на какой-то совершенно другой фантастический уровень, позволяя обладателю такого рода устройства снимать фильмы с головокружительным качеством изображения.

AIP

Следующий этап – Content Production, когда элементы контента надо правильно упаковать в вещание, применить к нему необходимые эффекты, составить расписание, проиграть и т.п. И здесь тоже происходит структурный сдвиг – индустрия медленно, но верно движется к отказу от устаревшей коаксиальной технологии, переходит на все то, что называют AIP (Аll-IP). Все переводится в IP, и примером являются разработанные стандарты SMPTE 2022-6, описывающие, как с помощью IP-сетей 1/10/40 Гбит/сек передавать данные видеоизображения в несжатом виде внутри студии. Это первый серьезнейший шаг именно с точки зрения студии в переходе на универсальные IT-технологии построения – а значит, снижение стоимости как оборудования и инфраструктуры, так и специалистов, которые это обслуживают.

Почему облако?

Следующим трендом с точки зрения продакшена является облако. Оно уже не просто прочно вошло, оно де-факто становится стандартом даже с точки зрения производства. Это произошло потому, что понимание гибкости и способности производить некоторые действия над контентом сместилось от традиционного телевизионного в сторону телекоммуникационного. Я имею в виду следующее. Что такое традиционный запуск телеканала? Это минимум год работы над проектированием и созданием этого канала, это десятки миллионов долларов на запуск – приобретение оборудования, создание студии, обучение персонала. То есть огромный инфраструктурный проект со специализированным оборудованием, которое надо купить, выстроить и понести огромные капитальные затраты, причем с неизвестным результатом и довольно долгим сроком вхождения. Это не недели, а месяцы и даже годы.

Сегодня же заказчик приходит с классной идеей – “Вот мы впятером собрались и придумали концепцию нового телеканала”. У этих креативных ребят нет ни сотен, ни десятков миллионов долларов. Тем не менее, они хотят запустить свой канал, причем сделать это условно в течение недели, заплатить минимально возможные деньги, а лучше получить все это на условиях разделения будущей прибыли. Если не получилось – забыть, если получилось – начать расти, не вкладываясь в инфраструктуру, железо и операторов. Pay as You Go (плати по мере роста) – вот что владеет умами всех современных создателей. Конечно, это модель для нишевых каналов, для которых сначала хотят провести такую разведку боем, а потом, возможно, остаться на этой платформе и построить что-то выделенное, если в этом будет смысл.

Современная телевизионная индустрия просто не готова к подобного рода вещам. Никто не готов к работе по модели “разделения прибыли”, все хотят продать железо, софт, коробку – все, что угодно. А конечный заказчик этого не хочет. Он хочет с минимальными затратами очень быстро войти в рынок, заплатить исходя из результата и, если ему это не нужно, уйти. Если нужно – платить больше по мере роста. И вот здесь телеком со своими облаками подходит идеально. Инфраструктура уже вся есть. Взять ее в аренду ты можешь в нужном тебе объеме и на то время, какое тебе нужно. Если нет необходимости – ты можешь ее отключить. Если есть необходимость роста, в один момент одним кликом мышки можешь добавить мощности, пропускной способности, полосы, объемов хранения и прочего. Тебе не нужно ничего строить, IT-гиганты уже все за тебя сделали. Тебе не нужно ничего выдумывать с точки зрения рабочего процесса, твой рабочий процесс – это несколько кликов мышки, и у тебя появился твой канал вещания. Не нужно думать о способе доставки – его уже продумали CDN-операторы и их партнеры. Не нужно думать о механизме монетизации, они уже отработаны – подписочный либо условно бесплатный с учетом рекламного времени. Для продвижения можно использовать современные среды – социальные сети, YouTube, OTT, интернет-ТВ, что позволяет очень быстро войти на рынок. Пример этой ситуации – Mobile Gaming. На некоторых рынках, особенно сильно играющих, азиатских – Япония, Южная Корея, – рост с нуля до десятков и даже сотен миллионов абонентов может занимать всего шесть недель! Аналогично – если ты попал в яблочко – может получиться и с ТВ.

Грядет коллапс?

Теперь о распространении. Взрывной рост интернет-ТВ и нелинейных схем смотрения привел к тому, что интернет-сети испытывают огромную нагрузку от подобного рода трафика, причем эта нагрузка растет экспоненциально. Сети передачи данных вообще не были рассчитаны на медиаконтент. Сейчас каждый хочет смотреть свою версию программы, соответственно, объемы передаваемых данных растут пропорционально числу пользователей, в десятки тысяч и миллионы раз, что приводит к угрожающей нагрузке. Угрозой становится и увеличение веса передаваемого контента: тяжеленный 4К-контент, который в моменты важных событий начинают потреблять одновременно, – это серьезно. И неслучаен прогноз, что однажды это приведет к коллапсу. Уже сейчас половина всего трафика, передаваемого в США, это поток с Netflix и YouTube. Завтра, перейдя с HD на 4К, они займут всю доступную полосу. Трафик будет на 99% состоять из видео и 1% прочего. Пока какое-то время у операторов связи есть, но скорость и темпы, с которыми индустрия развлечений и медиа растет и предлагает все лучшее качество контента, не соответствуют той скорости, с которой индустрия телекома готова перестраивать свои сети и масштабировать их, чтобы справиться с таким контентом. Поэтому сейчас перед всеми участниками индустрии встает вопрос: что делать дальше? Мы близки к пределу интерактивного ТВ, когда оно может съесть всю доступную полосу. К сожалению, на этот вопрос ответа пока нет. Такие гиганты, как Netflix, Amazon Prime, Roku, Apple TV, Microsoft Xbox и прочие, делают все, чтобы активно монетизировать удовольствие пользователя от просмотра ТВ на подобного рода устройствах. Но совершенно ничего не предлагают в обмен тем, кто заведует проводами, оптическими каналами, в которых этот контент бегает. Это приведет к тому, что в какой-то момент эта полоса закончится. Неудовлетворенные пользователи будут требовать от своего оператора решить проблему, что оператор сделать не в состоянии – хотя бы потому, что он не получает никакой прибыли от того, что кто-то гоняет контент по его сетям связи. И это замкнутый круг. Абоненты могут массово отхлынуть от режима нелинейного смотрения в случае проблем с пропускной способностью сетей. Это может стать крахом для всей индустрии интернет-телевидения в том виде, каком мы его знаем сейчас. Поэтому сейчас вся отрасль активно думает и ищет средства решения этой непростой задачи.

Наши на выставке

Нашей компании выставка показалась очень успешной. Во-первых, потому что наше видение мира ТВ-индустрии значительно совпадает с тем, куда индустрия движется. Наше решение по медиамониторингу реализуется в трех вариантах: как лицензия на программное обеспечение, как SaaS-модель и – новый вид услуг, который мы презентовали на IBC, – MaaS (Monitoring as a Service).

Вообще несмотря на санкции в этом году на IBC было больше российских компаний. Россия активно продвигала свои наработки, в том числе по импортозамещению, на стенде под эгидой ВГТРК, который никогда не пустовал. Хотя кризис в индустрии закончился – наблюдается небольшой, 1,5% в год, но уверенный рост, – люди научились тратить деньги с большой осторожностью. И текущая ситуация со стоимостью рубля на фоне доллара делает российские продукты, которые, может, и не так блестяще отполированы, как иностранные, очень привлекательными по цене, а это существенный фактор.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2015
Посещений: 7726

  Автор

Андрей Гайнулин

Андрей Гайнулин

Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Всего статей:  33

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций