Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Форум MultiPlay'2009: цифровизация, регулирование, бизнес-модели, контент

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Форум MultiPlay' 2009: цифровизация, регулирование, бизнес-модели, контент


Очередной VI Международный форум MultiPlay, организованный медиакомпанией "Гротек" и Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР), собрал 14 мая в конференц-залах гостиницы "Рэдиссон С АС Славянская" около 250 участников из операторских компаний, общественных организаций, федеральных и региональных органов государственной власти, федеральных телеканалов, печатных и Интернет-СМИ, консалтинговых компаний и компаний-поставщиков оборудования. В центре внимания дискуссий Форума оказались:
  • практические вопросы перехода к цифровому вещанию;
  • вопросы регулирования и распределения "цифрового дивиденда";
  • конкурентная борьба федеральных холдингов, региональных операторов, районных и домовых сетей;
  • влияние кризиса на бизнес операторов и методы оптимизации операторского бизнеса;
  • альтернативные модели взаимодействия операторов и поставщиков контента (биржа контента).

Пленарное заседание

Традиционно Форум открылся с пленарного заседания, которое вызвало особый интерес у гостей конференции, так как в нем участвовали представители различных ветвей власти, ответственных за переход на цифровое вещание: заместитель министра связи и массовых коммуникаций Дмитрий Северов, депутат Государственной думы Илья Пономарев и руководитель ФГУП РТРС Алексей Малинин.

Дмитрий Северов в своем выступлении изложил основные положения государственной политики при переходе на цифровое вещание. В частности, он заявил:

- переход к 2015 году на цифровое вещание не означает, что будет полностью отключено аналоговое вещание;

- государство будет стимулировать инициативы по обеспечению в тех или иных регионах населения цифровым приемным оборудованием;

- сейчас со стороны Министерства связи и массовых коммуникаций ведется непосредственная работа по предложению внесения изменений в законы о связи, возможно потребует изменения закон о лицензировании и закон о средствах массовой информации;

- несмотря на существующую экономическую ситуацию, после доставки первого мультиплекса каждый житель в месте своего постоянного проживания получит восемь телевизионных каналов и три радиоканала;

- независимо от среды распространения, независимо от той цепочки юридических лиц, которые приняли участие в передаче сигнала от студии до телезрителя, цифровой сигнал должен претерпевать минимум изменений, и на приемном конце телезрители должны быть обеспечены гарантированным уровнем качества;

- достаточно важный момент (и здесь необходима инициатива от кабельных операторов в лице АКТР) - это отсутствие четкой проработанности на данный момент границ между кабельным оператором и тем, что называется коллективной антенной, то есть установкой коллективного приемника.

Отвечая на вопрос, почему до сих пор не была принята Федеральная целевая программа развития телерадиовещания, Дмитрий Северов ответил, что при подготовке документов Минсвязи сталкивается с очень жесткими требованиями к качеству предлагаемых документов со стороны принимающих министерств - Минэкономразвития и Минфина.

Алексей Малинин рассказал, какие шаги предпринимает РТРС для реализации Федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания.

По его словам, РТРС уже фактически приступила к реализации Федеральной целевой программы, хотя она еще не утверждена, так как в 2010 году, когда наступит срок реализации первого этапа этой программы, РТРС необходимо будет иметь полностью согласованный рабочий проект по всему первому этапу.

Алексей Весьмирович отметил, что, создавая инфраструктуру для первого мультиплекса, РТРС, по сути, создает ее и для последующих. При этом помимо той работы, которая ведется в рамках ФЦП, РТРС будет инвестировать собственные средства в эту программу, а также разрабатывать проекты в других регионах. Уже летом этого года должно быть запущено полномасштабное вещание в Курской области. Есть планы начать цифровое вещание в Москве и Московском регионе, в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, Татарстане, Калининграде. И это все будет делаться фактически за деньги РТРС.

Сейчас у РТРС есть договоренности с региональными властями, производителями приставок и оборудования, в результате которых на примере Калининградской области может быть проведено отключение аналогового сигнала. Так как основной проблемой может стать не построение цифровых сетей, а отключение "аналога". Что касается необходимости строительства дополнительных антенно-мачтовых сооружений, здесь можно пойти двумя путями - строить с нуля полностью свою сеть или же договориться с существующими операторами ("Ростелекомом", операторами сотовой связи) об обмене ресурсами. Учитывая разветвленную региональную сеть, которая занимается профессионально эксплуатацией ан-тенно-мачтовых сооружений, РТРС может более эффективно и с выгодой для сотовых операторов эксплуатировать ан-тенно-мачтовые сооружения, снизив общие затраты на эксплуатацию этих сетей.

Что касается кабельных операторов, то, как выразился Алексей Малинин: "мы с ними в одной лодке", так как на сегодняшний день кабельные операторы - это основной источник телерадиовещания для населения. И между РТРС и кабельными операторами тоже можно найти пути сотрудничества и оптимизации расходов.

Илья Пономарев осветил позицию Комитета по информационной политике, технологиям и связи ГД РФ с точки зрения развития регулирования отрасли телекоммуникаций.

По его словам, необходимо быть максимально консервативными с точки зрения изменения законодательства. Законодательство не должно само формировать и навязывать правила игры рынку, а должно фиксировать те правила игры, которые складываются на рынке.

В ГД планируется принятие закона "Об основах правового регулирования распределенных компьютерных сетей и сети Интернет". Цель этого закона -определить зоны ответственности за оффлайновые правонарушения, которые совершаются с использованием компьютерных сетей.

В комитете также хорошо понимают, что деятельность кабельных операторов (в том виде, в котором она сейчас есть) находится фактически вне закона. Существует двойственность трактовки статуса кабельных операторов.

Еще одна проблема, которой в комитете будет заниматься отдельная рабочая группа, - решение трансграничных вопросов, которые касаются деятельности СМИ, вещающих по экстратерриториальному, наднациональному принципу, таких, как спутниковые телевизионные каналы.

Третье направление, над которым работает комитет, - это вопросы, связанные с перспективным развитием отрасли информационных технологий, телекоммуникаций и связи. И здесь ключевым вопросом является развитие цифрового телевидения.

Представители комитета считают необходимым ввести для всех компаний, которые работают в сфере высоких технологий, специальный налоговый режим по аналогии с предприятиями малого бизнеса, когда платится единый налог. Это станет очень важным фактором развития отрасли.

Нужен ли рынку региональный оператор?

Этот вопрос обсуждался на одноименном круглом столе с участием Сергея Дмитриева ("Мультирегион"), Андрея Семерикова ("Эр-Телеком Холдинг"), Алексея Амелькина ("Макател"), Алексея Холмецкого (ЗАО "ТВИКС", г. Санкт-Петербург). Модератором круглого стола выступил Юрий Осипов (Ассоциация операторов кабельного телевидения Санкт-Петербурга (АОКТ)).

Алексей Амелькин в специальном докладе обозначил основные проблемы малых операторов:

- Взаимоотношение с телеканалами. Многие каналы требуют от оператора ежегодного прироста абонентской базы на 15-20% в год, то есть пытаются навязать свое видение бизнеса. Кроме того, каналы не хотят входить в цифровой пакет, что мешает нормальному пакетированию.

- Навязывание государством цифрови-зации и стандартов вещания.

- Необходимость принятия специальной законодательной базы для операторов вещания. Необходимость изменения порядка лицензирования.

Андрей Семериков в своем выступлении подчеркнул, что рынки кабельного телевидения, доступа в Интернет, телефонии - это локальные рынки, не связанные между собой, независимо от того, является ли оператор федеральным или региональным. Сеть определяет границы рынка. Отличие федерального оператора от регионального лишь в том, что он может уменьшить затраты на бизнес-процессы, то есть затраты конкретного оператора в каждом городе. По его словам, малые операторы не должны останавливаться на достигнутом, сеть необходимо развивать.

Сергей Дмитриев согласился с Андреем Семериковым в том, что крупные операторы отличаются от малых лишь ресурсами, которые они вкладывают и которые готовы развивать. А стать частью сети или развиваться самому - каждая компания выбирает самостоятельно.

Алексей Холмецкий в своем выступлении сказал, что малые операторы должны развивать конвергенцию услуг и им стоит объединяться для этой цели. Он также отметил важную проблему, когда малый оператор зачастую является монополистом и необходимо предусмотреть условия, при которых абонент не останется совсем без услуги при лишении оператора лицензии.

Подводя итог и отвечая на вопрос круглого стола, Юрий Осипов отметил, что в России около 1 тыс. независимых региональных операторов КТВ, всего же в 2008 было около 1,3 тыс. лицензиатов, но лишь около 300 входят в холдинги - это значит, что региональный оператор был, есть и будет, так как холдинги всех не скупят ни при каких обстоятельствах.

Альтернативный взгляд на услуги

Эта секция проводилась совместно с Ассоциацией домовых сетей в формате круглого стола под названием "Как независимый оператор может победить общефедерального? Альтернативный взгляд на услуги". В качестве преимуществ малых сетей были названы следующие:

- высокое качество обслуживания абонентов. У крупных операторов качество страдает;

- посредством АДСК можно решать вопросы размещения оборудования и доступа к этому оборудованию; подключения оборудования к электроустановкам жилого комплекса. Федеральному оператору эти вопросы решать сложнее;

- крупному оператору необходимо 1-1,5 года, чтобы ввести новую технологию, малому - 2-3 месяца;

- лучшее знание особенностей местного рынка;

- возможность вводить сервисы, доступные только малым операторам, например, поздравление абонентов с днем рождения.

Было отмечено, что малый бизнес может существовать в условиях сплочения, поэтому малым операторам необходимо объединяться, чтобы конкурировать с более крупными.

Бизнес-модели деятельности мультисервисного оператора

В этой секции обсуждались различные варианты деятельности мультисервисного оператора в современных экономических условиях.

Андрей Семериков (Эр-Телеком Холдинг) рассказал об инструментах управления многорегиональным холдингом на рынках КТВ, ШПД и телефонии. Здесь он опять повторил свою мысль, что все рынки платного ТВ, широкополосного доступа в Интернет и фиксированной телефонии России - это набор независимых локальных рынков. Клиенту безразлично, какой оператор работает на конкретном локальном рынке (федеральный или региональный). Поэтому маркетинговые характеристики - основные факторы конкурентоспособности оператора на развивающихся рынках. Но по мере развития процента проникновения долгосрочная конкурентоспособность оператора в большей мере зависит не от маркетинга, а от внутренней экономической эффективности. Управление холдингом -это управление группой локальных операторов. Основные цели холдинга - создание локального лидера рынка в каждом конкретном регионе и повышение его экономической эффективности.

Ренат Салихов (J'son & Partners Consulting) рассказал об инвестиционных сделках в период кризиса. Он отметил, что:

- на фоне обрушения сырьевых, финансового и производственного секторов телекоммуникации более устойчивы к кризису, прежде всего, с точки зрения потребления. Это подтверждается, в частности, наблюдаемой коррекцией биржевых котировок;

- в период кризиса немало случаев ускорения роста в секторе ШПД;

- падение рынка с точки зрения бизнеса незначительное;

- наблюдается острый дефицит ликвидности. Деньги доступны в основном в виде прямых инвестиций;

- IPO переносится на неопределенный срок;

- наблюдается сильное, во многом необоснованное, падение ожиданий и оценок инвесторов;

- необходим компромисс и понимание тенденций обеими сторонами - реалистичные ожидания со стороны продавцов и вера в бизнес и будущее со стороны инвесторов.

Евгений Соломатин ("Коминфо Консалтинг") проанализировал социальные сети как приложение для телекоммуникаций.

По его словам, ценность анализа социальных сетей для бизнеса состоит в следующем:

- социальные сети позволяют получать дополнительную информацию, недоступную при рассмотрении абонентов, изолированных друг от друга;

- можно анализировать взаимодействие клиентов;

- понимание того, как клиенты связаны в социальных сетях, позволяет точнее измерять эффект деятельности компании, охватывать большее число клиентов, знать реальную ценность клиентов, выявлять случаи подозрительного поведения (FRAUD).

Андрей Дорофеев (Media Consulting Group) выступил с докладом "Методы оптимизации издержек в период финансовой нестабильности". В частности, он рассказал, что для эффективной работы компании в текущих условиях рыночной нестабильности необходимо ясное понимание ключевых элементов управления компанией, таких как:

  1. стратегия;
  2. система управления;
  3. оптимизация издержек.

В период финансовой нестабильности медиакомпаниям необходимо стратегически переосмыслить отдельные направления бизнеса, отказаться от неэффективных направлений развития, запускать новые бизнесы, используя новые технологии или с "чистого листа", заняться реорганизацией и систематизацией ранее приобретенных активов, приобретать подешевевшие активы.

Биржа контента

В рамках форума MultiPlay прошло первое открытое заседание Ассоциации поставщиков интерактивных сервисов, где была представлена проблематика, для решения которой и создана ассоциация. Секцию вели создатели ассоциации Павел Ребров и Светлана Белова.

В рамках работы круглого стола обсуждались следующие вопросы:

- Действительно ли имеет место снижение ARPU и падение доходности в операторском бизнесе широкополосного доступа? Есть ли угроза дальнейшему развитию инфраструктуры цифровой доставки услуг и контента?

- Применимы ли концепции "длинного хвоста" в эпоху цифрового распространения медиаконтента?

- Является ли дороговизна контента и требование DRM препятствием к распространению платного контента?

- Кто основная жертва цифрового пиратства, и существуют ли эффективные средства борьбы с ним?

- Насколько актуальна проблема ухода телезрителей в Интернет, превращает ли этот переход пассивных телезрителей в активных? Насколько интерактивным может стать телевидение?

- Существует ли сегодня и должно ли появиться в ближайшем будущем новое распределение бизнес-ролей участников рынка цифрового распространения медиаконтента при обслуживании потребительских запросов пользователей-телезрителей?

- Чего не хватает современному рыночному и отраслевому регулированию для поддержки и стимулирования развития инфокома?

Завершая заседание, Павел Ребров отметил, что необходимо будет продолжить эту дискуссию.

Итоги Форума "MultiPlay'2009. Весна"

В рамках Форума также прошел брифинг "Регулирование цифрового пространства", где ключевым стал доклад Юлии Волковой (Радиочастотный центр МО) "Цифровой дивиденд. Где взять? И как поделить?". Брифинг проводил Александр Теппер ("Космос-ТВ"), в обсуждении принимали участие Александр Калин (ФГУП РТРС), Олег Колесников ("НТВ Плюс"), Александр Крылов (ЦКС "Сколково")

Еще одна секция была посвящена платформам IPTV. Провел эту секцию Виктор Конюков ("Искрателеком"). Здесь были рассмотрены следующие вопросы:

- Альтернативный взгляд на стандартные решения поставщиков. Собственные возможности малых операторов, докладчик Александр Хенкин (2КОМ)

- Опыт реализации интерактивных услуг на базе сети "Центрального телеграфа", докладчик Сергей Митин ("Центральный телеграф").

Впервые в рамках Форума прошла конференция "Защита видео контента", на которой ведущие российские и мировые поставщики оборудования и систем в этой области - компании Conax, Irdeto, NDS Ltd, Verimatrix - представили свои решения.

Участники Форума высоко оценили новый формат и новую тональность диалога операторского сообщества с основным регулятором (Минкомсвязи) и ФГУП РТРС. "Не помню другого такого мероприятия, на котором мы могли задавать вопросы в рамках пленарного заседания, а представители органов власти так откровенно и подробно отвечали на них. Это говорит о новой ситуации в отрасли", - поделился своими впечатлениями один из руководителей крупной операторской компании.

Интерес к такому формату характеризуют цифры: диалог сообщества с Минкомсвязи, Госдумой и РТРС продолжался почти 2 часа вместо запланированных 45 минут.

О накале дискуссий в секционных заседаниях свидетельствует и то, что заключительные секции Форума, на которые было отведено по 1 часу, продолжались более чем 2 часа. Участники сказали организаторам, что готовы были продолжать обсуждения практических вопросов своей деятельности до позднего вечера.

В заключение Форума прозвучала еще одна сенсация: старейшина цеха М.И. Кривошеее сообщил, что начались работы по подготовке международных стандартов для телевидения сверхвысокой четкости. Передача таких сигналов потребует очень высоких скоростей. Их трудно будет обеспечить в наземном вещании, но использование волоконно-оптических линий телевидения сверхвысокой четкости сможет предоставить многие услуги в multiplay. С учетом прогресса плоских экранов, настало время рассмотреть бизнес-модели телевидения сверхвысокой четкости в рамках форума MultiPlay.

Кто из операторов сможет занять эту нишу? Когда ожидать внедрения телевидения сверхвысокой четкости? Каких инвестиций от операторов потребует этот процесс и как он повлияет на отрасль? Эти вопросы будут среди других обсуждаться уже на ближайшем форуме MultiPlay, который пройдет во второй декаде ноября 2009 года.

Подробнее о секциях форума читайте в следующих номерах

Отчет о конференции "Защита видеоконтента" читайте в ВС№4, 2009

Оставить мнение и задать вопросы по статье можно на http://broadcasting.ru/forum.php


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2009
Посещений: 8931

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций