Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Европа открыла для себя Россию

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Европа открыла для себя Россию

Медиакомпания "Гротек" представила исследование рынка широкополосного доступа и цифрового телевидения России, проведенного по заказу European Audiovisual Observatory Совета Европы.

10% домохозяйств в РФ уже принимают телесигнал в цифровом формате. Проникновение широкополосного доступа в Москве достигло 85 %. В сегменте спутникового телевидения 100% вещания в РФ производится в цифровом формате. В сетях кабельного телевидения на 1 апреля 2007 г. как минимум 1 миллион абонентов (7,4% от общего числа абонентов кабельного телевидения) принимали цифровые каналы.

Презентация данных исследования российского рынка цифрового телевидения, проведенного медиакомпанией "Гротек" по заказу European Audiovisual Observatory Совета Европы, была организована на пресс-конференции "Цифровое телевидение в России", прошедшей 23 сентября 2008 г. в гостинице "Рэдиссон САС Славянская".

В своем докладе директор по развитию бизнеса медиакомпании "Гротек" Александр Власов рассказал, что уникальность исследования заключалась в том, что был описан рынок платного ТВ в России по сегментам, выявлена степень цифровизации ТВ, рассмотрены бизнес-модели и бизнес-стратегии, а так же привлечены внутренние данные основных игроков рынка, дан комплексный портрет доходов и расходов на рынке ЦТВ (включая сети, абонентов, контент). Все это было сделано впервые.

Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, сообщил, что отчет о рынке ЦТВ в России, подготовленный медиакомпанией "Гротек", разослан им политическому руководству страны. По его мнению, была проведена серьезная, основательная работа, которая, несомненно, окажется солидным подспорьем для всех специалистов, занимающихся цифровым телерадиовещанием в России.

Глава European Audiovisual Observatory Вольфганг Клосс подчеркнул, что Россия рассматривается организацией как часть европейского аудиовизуального пространства, и поэтому ЕАО включила ее в поле своей деятельности. Члены ЕАО остались довольны работой сотрудников "Гротек" по подготовке и проведению исследования. Отчет был разослан по 1500 адресам европейских специалистов, занимающихся вопросом цифрового телерадиовещания.

Руководитель департамента информации ЕАО Андре Ланж сказал, что результаты исследования "Гротек" представляют большой интерес для Обсерватории, и сотрудничество общественной организации и российской медиакомпании, скорее всего, будет продолжено.

В пресс-конференции приняли участие: Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Вольфганг Клосс (Wolfgang Closs), исполнительный директор European Audiovisual Observatory; Александр Власов, директор по развитию бизнеса медиакомпании "Гротек"; Андрей Рихтер, профессор МГУ, директор Института проблем информационного права; Сью-зан Никольчев (Dr. Susanne Ni-koltchev), руководитель департамента юридической информации European Audiovisual Observatory; Андре Ланж (Dr. Andre Lange), руководитель департамента информации European Audiovisual Observatory. Также присутствовали представители "Первого канала", "Российской газеты", газеты "Московский комсомолец", НП "Медиакомитет", компании "Эра", ВНИИТР, АКТР, HAT и др.


Вольфганг Клосс

Директор Европейской аудиовизуальной обсерватории

Европейская аудиовизуальная обсерватория входит в Совет Европы. 15 лет назад было принято решение о необходимости создания такой организации, которая была бы публичной (общественной) и занималась бы исследованием состояния рынка вещания, телевидения, кино и новых медиа. Это было сделано для того, чтобы отслеживать развитие телерадиовещания и кинопроизводства. В организации представлены 12 стран, штаб-квартира находится в Страсбурге.

В Европе над нашими проектами работают 400 человек, которые собирают всю необходимую информацию - проводят исследования, организуют интервью, с тем чтобы потом отправить нам всю необходимую информацию. Например, мы имеем сведения о том, сколько фильмов производится в Европе - 950 фильмов в год. Естественно, встает проблема авторского права и пиратства, о которой мы, проведя все необходимые исследования и анализ, сможем заявить во всеуслышание и донести всю необходимую информацию до первых лиц государства.

В Европе данным, полученным ЕАО, доверяют, поскольку мы являемся независимой некоммерческой организацией.

В Европе специалисты и государственные деятели, безусловно, заинтересованы в получении информации о состоянии российского рынка цифрового вещания. Поскольку в Европе ситуация абсолютно иная, то для понимания российского пути развития ЦТВ нельзя опираться только на свой опыт, а необходимо глубже изучить российские реалии.

Проведение компанией "Гротек" исследования для Европейской аудиовизуальной обсерватории было необходимым, полученные данные представляют огромный интерес.


Сьюзан Никольчев

Руководитель департамента юридической информации Европейской аудиовизуальной обсерватории

Россия - не самая простая страна для проведения исследования. Наше обращение к данным исследования и приезд в Россию были нацелены на то, чтобы понять картину развития ЦТВ в России.

Сейчас, кстати, мы уже не говорим о телевидении, а скорее о новых аудивизуальных медиа, поскольку существует множество промежуточных возможностей и сервисов.

Рабочая группа ЕАО занимается тем, что сравнивает модели внедрения и развития цифрового ТВ в разных странах. Чтобы добавить в этот список сравнения Россию, нам было необходимо провести данное исследование. Сравнив различные бизнес-модели, мы сможем предложить рынку конкретные примеры и дать практические советы, рассказать об опыте коллег из других стран.

Учиться на опыте коллег -это хороший путь! Только через общение можно понять, чем живет, какие проблемы решает телерадиовещательная отрасль в той или иной стране.

Значимость проведенного исследования сложно переоценить, поскольку при разработке документов и стандартов цифрового вещания необходимо учитывать мировой опыт, и информация, представленная кратко, "концентрированно", как в исследовании, организованном медиакомпанией "Гротек", очень важна. Обмен опытом, особенно в части разработки бизнес-моделей перехода на цифру, имеет огромное значение. Европейская аудиовизуальная обсерватория готова получать информацию о развитии новых технологий в России и предоставлять необходимые сведения о процессах, проходящих на Западе.

В дальнейшем все зависит от того, насколько широко будут использоваться интерактивные возможности, будут ли они бесплатными, будет ли государство оказывать поддержку пользователям и т.п. Эти и многие другие показатели определят, как быстро и насколько успешно будет внедряться ЦТВ.


Андре Ланж

Руководитель департамента информации Европейской аудиовизуальной обсерватории

В Западной Европе существуют различия между моделями развития и внедрения цифрового телевидения в разных странах. Например, в таких странах, как Германия, Великобритания, очень популярно спутниковое телевидение. В Бельгии и Нидерландах кабельное телевидение имеет наибольшее распространение. В Италии кабельного ТВ нет вообще; во Франции, Испании кабельное телевидение недостаточно развито, а популярность имеет DVB-T. Каждая страна ищет свой уникальный путь развития, чтобы на его основе максимально успешно внедрить цифровое телевидение. Европейская комиссия разрабатывает общие принципы, согласно которым должен осуществляться переход к цифровому вещанию к 2012 г. Кто-то может не успеть сделать это к 2012 г., а некоторые страны, напротив, уже перешли к цифровому вещанию (Люксембург, Нидерланды, Финляндия). Швеция и Германия переключатся на ЦТВ к концу этого года.

Отключение аналогового вещания уже начато во многих странах. А в других, например, еще не разработан даже политический курс по переходу на цифру (Польша).

Цифры и показатели перехода на ЦТВ везде разные, их непросто отследить и проанализировать. Так и Россия имеет свой уникальный путь. Исследование медиакомпании "Гротек" во многом помогло пониманию того, как этот процесс идет в России.

Что касается России, то в силу большой протяженности территории страны наземное вещание не будет единственным способом передачи телесигнала, кабельное и спутниковое телевидение получит определенную популярность. Все зависит от того, где какой вид трансляции сигнала окажется наиболее приемлемым. Вид вещания определяется и существующей инфраструктурой.

На сегодняшний день люди заинтересованы в многоканальном телевидении, тематических каналах (детские, развлекательные, например). Многие хотели бы сами определять, какие именно и сколько каналов они будут смотреть. Цифровое телевидение дает все эти возможности. Также очевидным и известным преимуществом цифрового ТВ является повышение качества изображения, просмотр телевидения высокой четкости. Нельзя не упомянуть и всевозможные интерактивные сервисы, такие как VoD. Хотя пока такие сервисы недостаточно востребованы, рынок ЦТВ только набирает обороты.

Исследование рынка цифрового телевидения в России приблизило нас к пониманию, какие сервисы и насколько востребованы пользователями в этой стране.

В ближайшем будущем мы планируем провести исследование рынка кинопроизводства в России.


Владимир Григорьев

Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

— Как Вы оцениваете перспективы развития российского телевидения?

- У российского телевидения огромные перспективы. В нашей стране есть достаточное количество экспертов, которые занимаются фундированным подходом к системе развития российского телерадиовещания.

Я думаю, что уже в этом году будет представлена общественности федеральная программа развития цифрового телевещания в Российской Федерации, где будут определены исполнители, а также количество денег, которое будет затрачено государством и частными компаниями для перехода на цифру.

План по внедрению цифрового вещания правительством уже, по сути, принят, он выполняется и будет выполнен. Но при этом важна гармонизация нашего законодательства и наших форматов. Ведь мы должны будем соответствовать европейским стандартам. Поэтому сейчас Евросоюзу и важно, на каком этапе по развитию цифрового вещания стоит та или иная страна.

- Сейчас много говорят о развитии цифрового вещания, но при этом меньше уделяется внимания развитию отечественного рынка контента. Какова позиция агентства по этому вопросу?

- В принципе это большая проблема. Конечно, у нас не хватает детских фильмов, у нас не хватает мультфильмов, вообще, огромный провал в контенте, предназначенном для детей. Но это проблема не только наша, но и Министерства культуры, и Министерства связи и массовых коммуникаций, и творческих союзов. Сейчас, по крайней мере, необходимо возродить мощные студии, которые будут производить хотя бы 10-20 мультфильмов в год.

И они уже появляются - в Санкт-Петербурге, Москве. Я говорю о детском контенте, потому что это самый показательный сегмент телевизионного рынка, который, в большинстве своем, должен быть основан на национальных продуктах. Ведь потребляя телевизионный продукт, дети должны впитывать и часть нашей культуры.

— Как Вы оцениваете исследование, проведенное компанией "Гротек"?

- Это мнение достаточно профессиональных людей, которые опросили экспертное сообщество. Получился интересный фундированный доклад, и наши партнеры теперь понимают, чем они занимаются. Доклад был переведен и разослан всем экспертам европейских стран. Компания свою функцию выполнила.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2008
Посещений: 9587

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций