Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Самый конкурентный рынок FM-вещания на планете

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Самый конкурентный рынок FM-вещания на планете


Александр Варин

Президент "Вещательной корпорации "Проф-Медиа"

Радиоиндустрия в России продолжает развиваться, удивляя весь мир масштабностью своих проектов, оригинальностью идей, остротой конкуренции. Утверждаю это под впечатлением от участия в конференции NAB'2008 no вопросам радиовещания, которая прошла нынешней осенью в Лондоне. Так что есть повод и возможность привести некоторые примеры.

Формат National Hits, рожденный у нас в России в виде "Русского радио", де-факто экспортирован в несколько европейских стран, включая страны Западной Европы, и находится там на вершинах рейтингов. Промо-акции "Вещательной корпорации "Проф-Медиа" и раньше вызывали удивление и получали самые высокие награды, а теперь еще являются предметом копирования и лицензирования. Успехи "Европейской медиа группы" в России стали предметом гордости глобальной группы Lagardere.

По данным TNS, национальные объемы ежедневной аудитории - 10 млн человек и более, а еженедельной - 25 млн человек и более у трех ведущих российских сетей - "Европа Плюс", "Русское радио" и "Авторадио" - не имеют прецедента в мире.

Миф о разобщенности радиосообщества надо похоронить

Московский рынок FM-вещания -самый конкурентный на планете. Только за последние две недели в Москве появились четыре новых FM-радиостанции: "Ньютон FM" на 93,6 МГц, "Ю-FM" на 94,0 МГц, "Свежее радио" на 98,4 МГц и "Радио Орфей" на 99,2 МГц. Сейчас в FM-диапазоне работает 47 радиостанций, в то время как в Москве выдано ровно 50 лицензий на вещание. Мы ожидаем открытия еще трех радиостанций.

За последний год в России появились и бурно развиваются два новых сетевых формата: "Дорожное радио" и "Юмор FM". По данным TNS, оба уже входят в десятку крупнейших российских вещателей.

Продолжаются процессы консолидации на радиорынке. Приступила к работе группа "Выбери радио", объединяющая более 50 региональных радиостанций. Расширяется сеть филиалов ВКПМ и ЕМГ.

Происходят изменения на радиорекламном рынке: заметно усилились позиции радиохолдинга ВГТРК (продавец рекламы -"Видео Интернэшнл"), создан sales house для реализации рекламных возможностей радиовещательных активов "Газпром-Медиа".

Бурно развивается сегмент новостного и разговорного радио: Business FM, "Вести FM", "ChthFM", "Русская служба новостей", "Маяк" в формате talk-радио. При этом не сдает, а укрепляет свои позиции в рейтингах старейший информационный вещатель "Эхо Москвы".

Долгое время бытовавший миф о разобщенности радиосообщества теперь надо окончательно похоронить. Первым крупным шагом на пути к консолидации радиовещателей стало создание экспертного совета при HAT для компетентного анализа рынка радиорекламы. Его деятельность началась с оценки рынка в III квартале прошлого года, продолжилась оценкой всего 2007 г., корректировкой данных за 2006 г. и успешно продолжается в этом году в режиме ежеквартальных заседаний. Теперь мы имеем признанные всем сообществом консенсусные данные, сформированные на максимально широкой экспертной базе, включая крупнейших сетевых московских и региональных игроков, и преемственные к предыдущему периоду.

Так, по оценке HAT, рынок радиорекламы в России в прошлом, 2007 г. составил 15 млрд 700 млн руб. - он вырос на рекордные 35% к предыдущему 2006 г., и доля радио в общем объеме медиарекламного рынка впервые в истории достигла 7%. При этом впервые было зафиксировано превышение объемов региональных рынков над московским. Эти оценки признала Ассоциация коммуникационных агентств России.

(АКАР), и они вошли в официальный отчет АКАР.

К сожалению, темпы роста отрасли в этом году замедлились еще до наступления финансового кризиса. За 9 месяцев 2008 г. объем радиорекламного рынка, по оценке HAT, составил 10 млрд 350 млн руб., что всего на 3% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом на московском рынке наблюдается отрицательная динамика.

В целях повышения авторитета индустрии

Решающим этапом на пути консолидации радиосообщества стало создание под эгидой HAT Российской академии радио (РАР). Дата учреждения РАР - 7 декабря 2007 г. После ряда организационных заседаний было решено включить в состав Академии 36 действующих топ-менеджеров, руководителей редакций крупнейших радиохолдингов, радиостанций Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Уже работает сайт Академии радио http://rar.nat.ru.

На сегодняшний момент РАР - это главный индустриальный институт. Уже идет активная работа по ряду направлений. Самый актуальный вопрос на данный момент - это урегулирование вопросов авторских и смежных прав как в интересах правообладателей, так и в интересах радиоиндустрии как бюджетообразующего и наиболее добросовестного плательщика РАО.

Действует рабочая группа РАР по подготовке требования сообщества к измерителям аудитории. Развернутый доклад этой группы был заслушан на заседании Академии. Идет мобилизация сил радиосообщества на борьбу за достойную долю радио в рекламном "пироге". Готовится единая рекламная кампания по продвижению радио как эффективного медиа, особенно в условиях кризиса. В планах - организация яркого индустриального события с привлечением рекламодателей и рекламного сообщества.

Уверен, что деятельность HAT и РАР послужит дальнейшему процветанию радиоиндустрии в России на удивление всему миру.

Из выступления на XII Конгрессе HAT


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2008
Посещений: 10275

  Автор

Александр Варин

Александр Варин

Президент "Вещательной корпорации "Проф-Медиа"

Всего статей:  3

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций