Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Революция в индустрии кабельного ТВ

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Революция в индустрии кабельного ТВ

Часть 2

Индустрия традиционного кабельного телевидения сегодня, благодаря появлению новых сетевых технологий, получает импульс перехода на новый качественный уровень

Структура сервиса и доходов MSO после модернизации сетей

Основной задачей кабельных операторов всегда было стремление удержать имеющихся и завоевать потенциальных абонентов, обеспечить более высокий уровень собираемых доходов за счет предоставления новых видов услуг. Проведение крупномасштабной модернизации сетей позволило операторам не только приблизиться к решению этих задач, проникнуть на новые рынки, существенно повысить прибыль, но и радикально изменить структуру денежных поступлений.

Общепринятым понятием в последние годы стал так называемый трипл-плей-сервис (tripl play service), то есть внедрение трех основных видов услуг: видео, Интернета и телефонии. На самом деле количество услуг, которые предоставляют операторы абонентам, значительно больше, поскольку каждый из этих сервисов неоднороден и продается пакетами, ориентированными на различные группы потребителей (табл. 1).

Операторы кабельного телевидения, внедряя расширенный спектр услуг, вышли на рынки, ранее традиционно занятые телефонными и компьютерными компаниями. Процесс конвергенции сетевых технологий привел к резкому обострению соперничества во всех видах связи. Действительно, предоставляя потребителю видеосервис, MSO конкурируют с операторами наземного вещания, MMDS/LMDS, а также компаниями непосредственного спутникового вещания. Как организаторы Интернет-доступа, MSO вступают в борьбу с телефонными компаниями, продвигающими технологию ADSL. Предоставляя офисные подключения для предприятий, кабельные операторы врываются на рынок системной интеграции, традиционно занятый телекоммуникационными и компьютерными фирмами. Поскольку увеличивается количество источников дохода, положение модернизированных MSO становится все более устойчивым (табл. 2).

Каждый из перечисленных видов сервиса характеризуется рядом параметров, совокупность которых дает численное представление об эффективности работы оператора:

  1. Общее количество телевизионных домохозяйств (television housholds - TVHH). Данный параметр совпадает с количеством жилья в исследуемой местности или стране и показывает предельный потребительский потенциал оператора.
  2. Количество домов, охваченных сетью (home passed). Данный показатель отражает количество помещений (квартира, частный дом), которые присоединены или могли бы быть подключены к сети без больших затрат. Например, для США показатель TVHH составляет 108,4 млн, а home passed - 102,9 млн, что означает, что 95% американских домохозяйств может быть предоставлен хотя бы один из сервисов кабельного ТВ.
  3. Количество потребителей (customers или customer relationships) - отражает количество абонентов, имеющих договор на предоставление хотя бы одного из видов сервиса. Данный параметр учитывается также отдельно по всем видам предоставляемого сервиса.
  4. Доходная единица (RGU - revenue generated unit). Показатель отражает общее количество подписчиков основных видов сервисов. Так, если один абонент принимает 3 вида услуг (ТВ, Интернет и кабельную телефонию), то показатель равен 3 RGU.
  5. Проникновение сервиса (penetration) - процентное соотношение потребителей сервиса (customers) к количеству домов, охваченных сетью (home passed). Проникновение учитывается операторами отдельно по всем видам сервиса. Этот параметр сильно варьируется в зависимости как от вида сервиса, так и от местности. Так, самыми "сильными" штатами США являются Коннектикут и Гавайи, где проникновение базового видеосервиса составляет 89%. Самыми "слабыми" - Айдахо и Юта, с уровнем проникновения 45%.
  6. Среднемесячный доход с потребителя (ARPU или average revenue per user) - учитывает среднемесячный доход от абонентской платы и инсталляции в пересчете на одного подписчика. Считается по аналогичной методике отдельно для пользователя всех видов сервиса, а также для RGU.

Величины показателей ведущих операторов

Приведем более подробные данные по каждому из сервисов.

  1. Видеосервис

    Проникновение составляет 70±10%. Несмотря на введение новых видов услуг, доход от видео по-прежнему является финансово-определяющим.

    • Аналоговое ТВ. Проникновение составляет 60±10%. Услуга продается абоненту в виде пакетов телеканалов:

      • базовый пакет, 10-30 некоммерческих телеканалов за $10—20 абонентской платы;
      • расширенный пакет от 30 до 50 каналов, дополнительно к базовому пакету за $20-60 абонентской платы;
      • премиум-каналы - в пределах $10-15 за канал;
      • плата за просмотр (pay-per-view) - от $3 до $200 за один просмотр. ARPU в среднем составляет $40±10.

    • Цифровое ТВ. Пакеты программ включают в себя те же услуги, что и в аналоговом ТВ, только количество каналов в цифровых пакетах колеблется от нескольких десятков до сотен. Стоимость цифровых пакетов составляет от $30 до $120. ARPU находится на уровне $20±10. Большинство компаний бесплатно или за символическую плату предоставляет абонентское устройство (STB- set-top box).

    • Телевидение высокой четкости (HDTV). Предоставление данной услуги позволяет потребителю просматривать программы с пятиканальным звуковым сопровождением (Dolby Digital surround sound) и большей разрешающей способностью изображения (1280x720 или 1920x1080 пикселей при чересстрочной или прогрессивной развертке и широкоформатном экране 16x9) по сравнению со стандартными аналоговыми и цифровыми телепрограммами. HDTV становится все более популярной услугой, проникновение у наиболее "продвинутых" операторов доходит до 15-20%, стоимость составляет от $4 до $10 за канал.

    • Цифровое видео - записывающее устройство (видеорекодер или VCR). Данная услуга устраняет все ограничения при просмотре телепрограмм в реальном времени. Практически потребитель пользуется устройством VCR как домашним DVD-плеером: осуществить перемотку назад, поставить новости или фильм на паузу, выделить и записать программу заранее. Это вид сервиса, безусловно, обладает колоссальным потенциалом, он активно внедряется всеми ведущими операторами, но оценивать его экономические возможности пока рано.

    • Видео по запросу (video on demand, VoD). Данная услуга уже сегодня предоставляется почти всеми ведущими западными операторами. Стоимость услуги колеблется от $1 до $15 за выбор телепрограммы или фильма. Несколько упрощенным вариантом этого сервиса является видео по запросу по предварительной записи (SVoD - Subscriber Video on Demand), что позволяет заказывать абоненту программы не в реальном времени, а заранее.

  2. Сервис высокоскоростного доступа в Интернет (High-speed data services)

    Для лидирующих представителей отрасли уровень проникновения летом 2004 года составлял 15-18%. Показатель ARPU - на уровне $30-40. Услуга доступа продается пакетами, с градациями по скорости потока в восходящем и нисходящем направлениях. Таким способом операторам удается охватить большую массу Интернет-аудитории - от тех, кто получает e-mail один раз в неделю, до фанатов broadband.

    Многие операторы стремятся продемонстрировать готовность своих сетей к экстремально высоким скоростям. Осенью 2004 года появились сообщения об экспериментах, проведенных в Нидерландах, с доведением нисходящего потока до 30 Мбит/с. Но как показывает практика, максимальной скоростью доступа удается "завоевать" только элитную публику. Подавляющему большинству абонентов такие скорости пока не нужны. Самая распространенная группа потребителей предпочитает оставаться в 20-долларовой зоне абонентской платы с высоким уровнем надежности соединения и скоростями не выше 128/64 кбит/с.

  3. Кабельная телефония

    В последние годы доля потребления услуги доступа в Интернет росла ударными темпами и вплотную приблизилась к своему насыщению. Данный сервис пока занимает скромное место в доходах MSO. Основная проблема для MSO заключается в том, что ни один оператор не может пока предоставлять голосовой сервис на национальном уровне. Для этого необходимо договариваться с телефонными компаниями, являющимися основными конкурентами.

    В 2004 году наметилась тенденция сближения операторов мобильной связи и кабельщиков. Было замечено, что значительная часть разговоров по мобильным телефонам происходит в квартирах и домах абонентов, где есть broadband-доступ по кабелю. Создание шлюза между двумя сетями - кабельной и мобильной - позволило бы улучшить качество связи, решить вопрос с национальным и транснациональным доступом и стать одним из ключевых факторов будущего прорыва в кабельной телефонии. Многие аналитики считают, что голосовой сервис (VoIP - voice over Internet Protocol) начнет стремительный рост уже в 2005 году.

Современные MSO

Самым крупным и быстро растущим рынком мировой кабельной индустрии остается Северная Америка (США и Канада). Развитие сетей идет с начала 50-х годов прошлого века как частная предпринимательская инициатива. Преобразования последних восьми лет были особенно интенсивными (см. табл. 4). Необходимо также отметить, что 10 крупнейших операторов контролируют более 92% рынка США.

Кабельная индустрия Великобритании одна из самых развитых в Европе. Она начала интенсивно развиваться с 1991 года, когда было принято политическое решение о либерализации телекоммуникационной отрасли. В частности, MSO было разрешено предоставлять все виды услуг - от телевидения до телефонии и передачи данных. Либерализация законодательства привела к резкому росту инвестиций со стороны финансовых компаний, прежде всего американских, использовавших Великобританию как европейский полигон для отработки решений. Особенностью Соединенного Королевства стало то, что телевидение попало в сферу деятельности телефонных компаний. К сожалению, это привело к распространению неинтегрированных сетей: коаксиал и витая пара прокладываются параллельно. Тем не менее сегодня более 50% английских домов подключены к сетям современной архитектуры.

В Нидерландах и Бенилюксе уровень проникновения кабельного сервиса самый высокий в мире - почти 100%. Большинство сетей было построено еще в 70-е годы прошлого века как инициатива местных властей и сообществ горожан. К настоящему времени многие сети морально и физически устарели и нуждаются в коренной реконструкции. Это затрудняет организацию Интернет-доступа, не говоря о более сложных видах сервиса. Кроме того, рынок крайне диверсифицирован и характеризуется огромным количеством мелких "игроков", системы которых разрозненны и часто охватывают только один район или городское предместье. Идет процесс скупки таких сетей более крупными и финансово-мощными MSO.

Скандинавский рынок, особенно шведский, считается одним из самых сильных и "зрелых" в Европе, уровень проникновения сервиса очень высокий (более 70%). Этому способствовала, в частности, политика правительства, гарантирующая обязательное предоставление социального пакета телепрограмм (must carry) в каждый шведский дом. Всего в Швеции насчитывается порядка 70 операторов, хотя основную массу рынка контролируют 4 MSO. Техническое состояние сетей отвечает современному уровню развития, ведется реконструкция для обеспечения двунаправленности.

Среди самых молодых и быстро растущих кабельных районов Европы можно назвать Испанию, Италию и Португалию. До конца девяностых годов XX века в доставке телепрограмм господствовали спутниковые вещатели, для городов характерен индивидуальный прием с неизбежным "лесом антенн". В Испании, например, кабельные операторы охватывают только 10% потенциальной аудитории, но темп строительства новой инфраструктуры стремительный, все построенные сети полностью цифровые и готовы к внедрению всех вышеперечисленных видов сервиса.

Заключение

Преобразование индустрии начинается, как правило, с либерализации телекоммуникационных законов. Монополизм подавляется, конкуренция стимулируется и обостряется, инвестиции привлекаются и проливаются дождем на MSO. Акции операторов открыто котируются и продаются. За счет привлечения средств развертывается строительство и модернизация сетей. Обеспечивается их двунаправленность, готовность к цифре, увеличивается пропускная способность. Идет череда слияний, объединений и поглощений мелких компаний. Количество игроков уменьшается, но уровень конкуренции растет. Операторы, расширяясь, скупают сети в разных регионах. Влияние местных властей на развитие и использование сетей снижается. Необходимость объединить участки сетей доступа, иногда отстоящие друг от друга на тысячи километров, в единое целое толкает MSO к созданию трехуровневой модели сетевой структуры (access - aggregative - backbone). Идет интенсивное строительство национальных и транснациональных оптических транспортных структур, используются технологии SDH, DWDM, ATM. Устанавливаются централизованные цифровые головные станции и серверы. Когда общее количество абонентов переходит некий порог (несколько миллионов абонентов), то бизнес становится гарантированно окупаемым. Операторы направляют высвободившиеся силы и средства в производство контента, развивают телекоммуникационный сегмент, предоставляя коммерческим предприятиям комплекс услуг связи. В результате MSO становятся многопрофильными мощными организациями, которые играют существенную роль в экономике регионов.

Такая схема развития отрасли характерна преимущественно для всех стран, и, как представляется, может быть применена и для России.

В статье использованы данные открытых источников National Cable&Tele-communications Association u European Cable Communications Association.

ОАО "Мостелеком''
Станислав Егоров

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2005
Посещений: 14265

  Автор

Станислав Егоров

Станислав Егоров

Начальник отдела технической инвентаризации ОАО "Мостелеком"

Всего статей:  3

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций