Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Радио на кризисной волне

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Радио на кризисной волне

Обвал рекламных ротаций в I квартале 2009 года наблюдался на радиостанциях почти всех медиахолдингов Москвы и Санкт-Петербурга. Лишившись значительной доли финансовых поступлений, компании включились в антикризисную борьбу за выживание. Однако, в отличие от других сфер, увольнять с радио "через одного" не стали. Может ли вторая волна кризиса привести к массовым сокращениям?


Ольга Храмцова

Специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ"

"Больной" скорее жив, чем мертв

Динамика развития сегодняшнего рынка стихийна. Новые тенденции, положительные или негативные, выявляются и меняются ежемесячно. "Уже к середине лета объемы рекламы на радио выросли в несколько раз по сравнению с периодом январь-март, - рассказывает Елена Горланова, аналитик медиамониторинговой компании AdMonitor. - Рекламному радиорынку, потерявшему в первом квартале 36% денежных средств (прибыль составила всего 4,2 млрд руб.), во II квартале удалось избежать нового обвала в основном за счет рекламодателей из категории "Медицинские услуги, лекарства" и "Банки, финансовые услуги и инвестиции", которые сильно увеличили свое присутствие в эфире". По словам эксперта, объем рекламы в сетевых блоках вырос в 1,3 раза. В локальных московских блоках рекламы стало больше на 21%. Спонсорское сетевое и московское размещение составило в I квартале 4,26 тыс. мин., во II - 5,67 тыс. мин.

Тем не менее компании не стали преждевременно радоваться положительной динамике, ведь многие аналитики предвещали вторую волну кризиса, а снижение рекламных бюджетов отразилось на внутренней политике радиостанций. "Доходы, конечно, не выросли, но новые эффективные пути и креативные ходы искать, пусть со скрипом, начали, - рассказывает Николай Яременко, главный редактор радиостанций "Говорит Москва" (92 FM), "Радио Спорт" (93,2 FM), "Главное радио" (Общественное российское радио - ОРР).

Лишние люди

Первоочередные антикризисные меры были самыми ординарными. "Прежде всего, радийщики, по опыту других компаний, взялись урезать расходы, - комментирует Маргарита Удовенко, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ", - сократили затраты на хозяйственные и транспортные статьи бюджета, на связь, некоторые даже поменяли офис, переместившись за МКАД. Дальше оптимизация опять шла по классической схеме для всех работодателей - начали избавляться от лишних людей. Причем сокращали штат в разных пропорциях, но масштабных увольнений не было. В больших компаниях нашлись ненужные офисные работники. Более мелкие радиостанции, подвергшись панике из-за резкого сокращения объемов рекламы, "урезали" отдел рекламы".

Говоря о возглавляемых им радиостанциях, Николай Яременко уточняет, что количество сотрудников не сократилось - "уменьшилось разве что время на их перекуры". При этом, оценивая кадровые изменения на всем рынке, он замечает, что первыми из большинства станций исчезли менеджеры "по чаю, швабрам и скрепкам". "Затем дошла очередь до не самых эффективных сотрудников. Все прекрасно понимают, что от ведущего с высоким рейтингом или сотрудника рекламного отдела, приносящего реальные деньги, никто избавляться не захочет, - поясняет Николай Яременко. - А вот от тех, кто выполнял сугубо техническую работу с 10:00 до 18:00 с обедом и еще лечил при этом зубы, попытались избавиться везде. Кризис крепко почистил рекламные отделы, и это, на мой взгляд, большое благо для всего радиорынка".

Ему вторит гендиректор радио "Roks FM" Андрей Андреев: "Сотрудники коммерческих служб привыкли сидеть на телефоне в раздумье - кому бы позвонить... Таких работников надо ставить перед фактом - либо вы начинаете шевелиться (читать, общаться, учиться), либо ищете новую работу. Ведь, продавая продукт, надо именно продавать его, то есть отлично понимать, что клиенту нужно в данный конкретный момент".

По словам продюсера "Сити FM" Ольги Манаковой, в ее компании произошли определенные реформы внутри коллектива. "Незначительные изменения, но они есть, - говорит эксперт. - Правда, какого-либо резкого сокращения кадров не было и пока не ожидается. По сути дела, штат и так оптимален и даже близок к минимуму. За несколько лет работы радиостанции уже удалось прийти в состояние некого баланса. Главная задача: максимально сохранить коллектив и оптимизировать другие (вне зарплатные) расходы".

Генеральный директор "Радио Шансон" Владимир Маслов, рассказывая о примененных антикризисных мерах, замечает, что при оптимизации затрат на радиостанции внимание в первую очередь было обращено на то, "кто" и за "что" работает. "Но скажу сразу, что много людей мы не сократили, человек пять, наверное, то есть тех, кто только время проводит на работе, ничего особенно полезного не делая", - констатирует он.

Таким образом, в отличие от других сфер деятельности, с радиостанций целыми отделами не уходили. "Ситуация с кандидатами в данном секторе из-за кризиса сильно не изменилась, - говорит Маргарита Удовенко (ЮНИТИ). -Сегодня, как и прежде, квалифицированных сотрудников найти очень сложно. Среди дефицитных специалистов - звукорежиссеры, креативные и саунд-продюсеры, ведущие музыкальных программ".

Мнение рекрутера подтверждает Ольга Манакова: "Радиорынок, к сожалению, никогда не был перенасыщен профессионалами. Так что сейчас, как и раньше, в цене прежде всего компетентные и профессиональные сотрудники. Неважно кто - ведущие новостей, редакторы или продюсеры, главное, чтобы человек мог быстро понять специфику работы конкретной радиостанции, формат и технические особенности, ну и, конечно, влиться в коллектив".

Тем не менее, по словам продюсера "Сити FM", во время кризиса у части сотрудников объем задач немного уменьшился пусть из-за небольшого, но сокращения некоторых проектов.

В то же время Николай Яременко, напротив, уверен, что у радиокомпаний, которые думают о будущем, проектов стало не меньше, а больше. "Из эфира исчезают монологические продукты, превышающие получасовки. Современная аудитория не выносит "нудности". Динамичность, агрессивность, современное звуковое оформление - вот тренды нынешнего российского эфира. Чем хуже ситуация на рынке - тем жестче конкуренция. И потому не проходит недели, чтобы мы не предложили слушателям хотя бы один новый проект. Если этого не случается, аудитория моментально уходит на другую волну. Так что кризис заставил шевелиться и запускать больше проектов - разве что с меньшими затратами, чем раньше", - поясняет Николай Яременко.

Приводя примеры оптимизации расходов при производстве программ, он рассказывает, что станции стали меньше пользоваться услугами фрилансеров -сотрудников, приходящих на отдельные проекты. При этом большая часть работы по созданию новых проектов легла на штатный персонал. "Кроме того, мы сделали ставку на молодежь -талантливую, трудолюбивую, амбициозную! - поясняет Николай Яременко. -Приглашать "звезд", которые могут только прочесть подводку к материалу и тем самым якобы повысить рейтинг станции до "небес", - не наш путь. Предпочитаем выращивать "светила" из собственных молодых журналистов. Это, кстати, гораздо выгоднее, чем использовать гастролеров".

По мнению Маргариты Удовенко, несмотря на кризис, на особом положении в радиокомпаниях оказались и квалифицированные технические сотрудники, поскольку от их работы зависит качество вещания. "Надо заметить, кризис сказался на проектах по обновлению оборудования, - говорит эксперт кадрового центра "ЮНИТИ". -Подход к данному вопросу стал прагматичным: компании предпочитают в ближайшей перспективе избегать дополнительных расходов. Однако это не повлияло на спрос работодателей в отношении специалистов по 1Т-сопровождению. Ведь качество сигнала напрямую зависит от работы оборудования, а значит, от квалификации сотрудников. Поэтому ни увольнений, ни даже серьезного сокращения зарплат у технарей не было".

Сомнения, прогнозы, перспективы

Все лето радиорынок ждал, как будут развиваться события. Вторая волна кризиса пугала всех, но компании не торопились расставаться с кадрами, отдавая себе отчет, что на радио единственная производительная сила - человек. Сейчас, когда дело касается прогнозов, у всех экспертов чувствуется оптимистичный настрой, хотя большинство из них предпочитают не загадывать далеко вперед.

Елена Горланова осторожна в оценке перспектив рекламного рынка, в прямой зависимости от которого находится вся радиоиндустрия. "Сценариев развития ситуации, как бы их ни дробили разные эксперты на подпункты, только два, -поясняет она. - Либо в стране снова "станет плохо" экономике, и она потянет за собой вниз рекламный рынок, либо осень и зима следующего 2010 года не введут потребителей в шоковое состояние, кривая развития рекламного рынка зафиксируется на точке непадения, и дальше начнется рост по отдельным рекламным категориям. В одночасье весь рынок, конечно, не восстановится. В то же время можно с уверенностью сказать, что паника его участников прекратилась. Во многом на это повлияла гибкая политика ме-диаселлеров, которые с началом кризиса шли на уступки и делали скидки, доходящие порой до 25%. Рекламодатели смогли расширить присутствие в рекламном эфире, не увеличивая при этом свой бюджет. А значит, они сэкономили средства, которые можно будет пустить на крупные программы по развитию в конце III - начале IV кварталов 2009 года. Кстати, ближе к концу года рынок всегда традиционно оживает благодаря предпраздничным кампаниям и предложениям по скидкам и распродажам. Сезон осень/зима должен быть заметно "громче и ярче" первых кризисных периодов, и мы с оптимизмом ставим на дальнейший рост объемов размещений".

Александр Варин, президент радийного подразделения "Проф-Медиа", считает, что резкое сокращение радиорынка в первом квартале - это своеобразная плата за быстрый рост медиарынка в целом и радио в частности. "Это серьезное падение, но это - и новые условия работы. У нормальных радиостанций есть "подушки безопасности" - по затратам на промоушен, например, а рентабельность высокая (нормальная рентабельность - 30% и больше). Поэтому падение не выводит радиостанции в отрицательный cash flow. Так что рынок просто работает в новых условиях, вот и все", - отмечает Александр Варин. По его словам, очевидно, что на данный момент падение не усугубилось. "Оно будет таким же или меньше, и это не может не радовать. Еще некоторый оптимизм внушает то, что в III квартале активизировались рекламные поступления, и уже поступило достаточно много заказов на сентябрь. Можно сказать, что трагической осени ждать не стоит", - уверяет эксперт.

Положительный настрой коллеги по радиоцеху поддерживает и Николай Яременко, говоря о том, что кризис, вне всякого сомнения, дал радиокомпаниям дополнительные возможности. "Гром грянул, петух клюнул - началось движение. И новые клиенты, и эффективные технологии работы, и принципиально другой уровень мотивации деятельности сотрудников - все это, увы, реалии только кризисной эпохи. Все подтянулись и взбодрились. Динамика радиорынка России сегодня показывает, что процессы его формирования еще не закончились. Свидетельство этому - множество ниш, которые, несмотря на никакие кризисы, заполняются новыми проектами. Будущее - за динамичными, акустически грамотно оформленными, сжатыми и лаконичными по подаче продуктами. Они позволяют держать и не отпускать слушателя, избегать серости в эфире. Темп жизни пульсирует и в эфирных частотах. А то, что радиорынок России не выдержит кризиса, - чушь и фантазии. Ни одна станция не разорилась, ни один главный редактор не сидит у метро с протянутой рукой. А вот новые станции, проекты и даже целые форматы появились. Больше творчества - меньше жира и лени. Тогда слушатель всегда будет с нами".

"Думаю, что сотрудникам радиокомпаний массовые сокращения не угрожают, - делает очередные выводы Маргарита Удовенко. - Безусловно, всегда остается шанс, что события станут развиваться не просто плохо, а очень плохо. Однако на данный момент рекламный рынок начал восстанавливаться. Главная его характеристика - острая конкуренция. Это означает, что быстрее из кризиса выйдут те, кто не тратит время на панику, а динамично реагирует на изменения обстоятельств новыми предложениями и решениями. Конечно, для конкурентной борьбы компаниям потребуются квалифицированные кадры. А хороших специалистов и раньше было мало, а в кризис и вовсе не прибавилось, поэтому радиостанции будут "держать" своих. Но жесткие условия рынка заставят работодателя поднять планку требований к качеству выполнения задач и при подготовке программ, и при выпуске их в эфир, и при поиске новых рекламодателей. Поэтому, если кого-то и уволят, так это тех, кто не хочет или не может работать засучив рукава".

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2009
Посещений: 10614

Статьи по теме

  Автор

Ольга Храмцова

Ольга Храмцова

Специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций