Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Перспективы развития регионального ТВ: ставка на контент

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Перспективы развития регионального ТВ: ставка на контент

К выходу этого номера должен быть официально озвучен комплекс мер и условий по вхождению в третий федерально-региональный мультиплекс – так по крайней мере, постановила правительственная Комиссия по телерадиовещанию еще в феврале этого года. С этого момента началась официальная точка отсчета по формированию облика нового регионального ТВ. Давайте попробуем разобраться, кому цифра окажется “по зубам”
Екатерина Кожанова
Журналист

Дано

Согласно данным компании TNS Россия, доля регионального ТВ составляет 4,27% общего количество зрителей (TV Index, города 100 000+, 2013, полные сутки, население 4+). За последние несколько лет этот показатель увеличивался, но незначительно (4,13% в 2011 году).

Среди топ-10 самостоятельно вещающих локальных телеканалов за 2013 год (05:00 – 29:00, население 4+), согласно TNS Россия, – 6ТВ (Хабаровск) с долей 6,7%, “Волга” (Нижний Новгород) – 3,9%, ТВ-2 (Томск) – 3,5%, 100ТВ (Санкт-Петербург) – 2,9% и др.

С запуском первого и второго мультиплексов федеральные каналы могут отказаться от сетевых партнеров, так как получают возможность разом охватить всю территорию РФ. Минкомсвязи рапортует о реализации масштабных проектов по освоению населенных пунктов численностью населения от 50 и 10 тыс. чел., а также об успешном запуске спутника, что к 2015 году позволит довести уровень проникновения по стране до 98%.

Печально, так как годами именно на этом строился бизнес региональных вещателей – они вкладывались в развитие и продвижение сетевого партнера в своем регионе: оплачивали рекламные кампании, инвестировали в сеть и пр. По данным мониторинга (НАТ) в России насчитывается более 1000 региональных телекомпаний, имеющих лицензии на эфирное вещание, и только 100 из них имеют собственное программирование. То есть региональные вещатели могут остаться без контента и оказаться в одном конкурентном поле с федеральными каналами.

Из уже известных критериев при выборе телеканалов для третьего мультиплекса – круглосуточное вещание и уровень телеканала (наличие собственного и закупного контента, показатели медиаизмерений). От многих региональных компаний это потребует пересмотра существующей бизнес-схемы и поиска новых возможностей.

Создается впечатление, что и представители Минкомсвязи сами не до конца представляют, каким и когда будет третий мультиплекс. Все подтверждают важность локального ТВ, но пока не понимают, как на самом деле это будет работать. Среди проблем, которые предстоит решить, – высокая стоимость услуг связи для вещательных компаний – от 6 млн до 12 млн руб., отсутствие радиочастотного ресурса и др. Именно с размером стартового взноса и ежемесячной платы связаны основные опасения региональных вещателей.

Круглосуточное вещание, собственное программирование, производство контента потребуют от вещательной компании увеличения штата сотрудников как минимум вдвое. Что означает необходимость привлечения значительных инвестиций, а также решение кадрового вопроса, который для регионов стоит достаточно остро. Самое время для поиска отходных путей.

Альтернатива

Развитие различных платформ доставки телевизионного сигнала до зрителя идет полным ходом. Спутниковые, кабельные и мобильные операторы поспешили предложить альтернативные решения для региональных вещателей.

Так, осенью на конгрессе НАТ оператор спутникового телевидения “Орион Экспресс” в рамках собственной программы развития вещания региональных телеканалов рассказал о завершении формирования “Первого регионального спутникового мультиплекса”, в состав которого уже вошли каналы из многих федеральных округов. Одновременно с этим оператор рассказал о планах по созданию следующего мультиплекса. Оператор обещает, что участие региональных телеканалов в программе позволит им существенно сэкономить на средствах доставки сигнала до удаленных узлов связи, эфирных точек вещания, кабельных операторов, а также гарантирует прием программ телезрителями в труднодоступных районах.

Директор по развитию продуктов и услуг магистрального оператора “Транстелеком” Михаил Ерошин на конференции компании “Мастер решений” (новый дистрибутор контента на региональном рынке России) рассказал о возможностях по передаче ТВ-сигнала и о включении региональных телеканалов в базовые пакеты. Он подчеркнул необходимость ведения конструктивного диалога с вещателями. По его мнению, многие телеканалы переоценивают риски передачи сигнала без кодировки по IP-протоколу, при этом теряя доступ к огромной аудитории.

Практика трансляции региональных каналов кабельными и спутниковыми операторами достаточно распространена. Крупный оператор платного ТВ, как правило, имеет дело с огромным количеством каналов (более 200), вещающих на всю Россию. Поэтому и здесь к региональным каналам предъявляются достаточно высокие требования. Так, по словам Марины Загородной, старшего менеджера по подбору контента “Билайн”, принимая решение о включении того или иного локального телеканала, компания оценивает знание бренда, маркетинговую поддержку и знание каналом специфики своей аудитории. Немаловажным фактором является вещание в формате HD.

Скинуться на контент

При круглосуточном вещании потребность канала в контенте составляет не менее 200 премьерных часов в месяц. Допустим, треть можно закрыть локальным контентом, но чем заполнить остальное? На этот вопрос многим региональным вещательным компаниям придется найти ответ в самое ближайшее время.

“Услуги стороннего программирования и закупки контента – это разумный ход для региональных вещателей. Как работает эта схема? Наша компания собрала экспертов на рынке лицензирования и программирования, которые прошли школу эфирных каналов. Мы инвестируем в качественный контент, закупаем актуальные фильмы, сериалы, мультфильмы напрямую у мейджеров, очищая права на всю Россию. Крупнейшие правообладатели заинтересованы продавать контент на большую территорию и значительный охват. А региональным партнерам мы предлагаем заплатить за право вещания только в их регионе – это в десятки раз меньше. Далее мы выстраиваем всю цепочку – логистику, адаптацию, кодирование. Это отлаженная схема, которая работает как часы. Очень важный момент – это эффективное программирование исходя из медиаизмерений. Благодаря нашей региональной партнерской сети мы можем позволить себе включить в наш портфель фильмы, которые только прошли в кинотеатрах. Это реальная возможность для региональных каналов вступить в борьбу за зрителя и рекламные бюджеты”, – говорит Анна Кременецкая, соучредитель компании “Мастер решений”, специализирующейся на дистрибуции контента на региональном рынке России.

“С запуском первого и второго мультиплекса усилится борьба за позицию в третьем мультиплексе, районные и мелкие городские студии перейдут в кабель, или просто-напросто умрут, либо выйдут на договорные отношения с владельцами, – считает креативный директор “Первого областного телеканала” (г. Орел) Тимофей Карасев. – Думаю, будут размещать свой собственный контент с рекламой или выкупать время. Все зависит от договоренности. Наш канал существует с 2011 года. За это время “Первому областному” удалось наладить вещание на территории всей Орловской области. Схема распространения нашего телеканала – по каналам VPN. Считаем это своим ноу-хау. Телеканал молодой и амбициозный, конечно, постараемся попасть в третий мультиплекс”.

Телеканалы, которые имеют собственное производство, успешно решают вопросы распространения, безусловно, найдут свое место в условиях формирования третьего мультиплекса. Выстраивание самостоятельно всей цепочки, связанной с закупкой контента, потребует от канала значительных инвестиций. Региональным вещательным компаниям стоит обратить внимание на успешный мировой опыт по привлечению сторонних компаний к наполнению канала. Это может снизить издержки по наполнению канала, улучшить программирование и укрепить рыночные позиции. “С точки зрения контента, естественно, закупать его на аутсорсинге оптимально, так как пакетное предложение дешевле и разработано специально для ежедневного вещания. Да и найти профессионалов в региональных городах по лицензированию достаточно сложно, так как телевизионный рынок у нас очень маленький”, – заключает Тимофей Карасев.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2014
Посещений: 14984

  Автор

 

Екатерина Кожанова

Журналист

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций