Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Отрасль будет идти вперед

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Отрасль будет идти вперед


Сергей Дмитриев

Генеральный директор ЗАО "Мультирегион"

Дмитриев С.А - инженер, изобретатель, автор 13 изобретений и более 120 научных работ.

После окончания МИРЭА по специальности "радиотехника" С.А. Дмитриев работал в НИИ приборостроения

(1973-1978 гг.). В дальнейшем, работая в Московском НИИ радиосвязи (1978-1981 гг.) и НПО "Волна" (1981 -1991 гг.), занимался вопросами разработки и внедрения волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В 1990 г. С.А. Дмитриев организовал и возглавил ассоциацию "Волоконно-оптическая техника" (в 1992 г. преобразована в акционерное общество). Под его руководством компания внесла значительный вклад в развитие волоконно-оптической связи в России. С 1993 г. Сергей Александрович - президент консалтинговой фирмы "Интеллектсвязь", специализирующейся на разработке концепций развития связи в регионах России, бизнес-планов проектов в области связи. В 2001 г. С.А. Дмитриев защитил докторскую диссертацию по теме "Анализ особенностей создания широкополосных многофункциональных сетей на основе оптических кабелей".

В 2004 г. Сергей Александрович создал и возглавил ЗАО "Мультирегион", торговая марка "Мультинекс". На сегодняшний момент "Мультирегион" является холдинговой компанией, объединяющей региональных операторов кабельного телевидения и широкополосного доступа в Интернет. Сергей Дмитриев является вице-президентом Ассоциации кабельного телевидения России, входит в состав президиума Международной академии связи, член редколлегии ряда научных журналов.

—  Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, с какими результатами компания закончила 2008 год, какие проекты были осуществлены?

— Главный результат 2008 года - это стабильная и эффективная работа компании. За 2008 год мы увеличили выручку примерно на 80%, а показатель EBITDA - в 2,5 раза. На сегодняшний день у нас более 850 тысяч абонентов телевидения и более 250 тысяч абонентов Интернета. Если рост абонентов телевидения был такой же, как и в 2007 году, - порядка 70-80%, то рост абонентов Интернета превышает 180-200%.

Кроме того, были осуществлены сделки по приобретению компаний в Иркутске, Хабаровске, подписан предварительный договор о сотрудничестве с "ТомТелом" (Томск, Северск). Уже подключили первых абонентов в Миассе Челябинской области и городе Бор Нижегородской области.

— Отразился ли кризис на работе вашей компании?

— Кризис - это не всегда плохо. Кризис помогает нам, во-первых, сделать бизнес эффективным, мы сокращаем те расходы, которые на самом деле не очень нужны, людей, которые не очень эффективно работают. Мы перестали рассматривать покупки, не дающие необходимой нормы прибыли. То есть, во главу угла поставлена эффективная работа. Я могу сказать, что все бюджетные показатели 2008 года, которые наши акционеры нам утвердили, мы выполнили и по многим статьям перевыполнили.

— В связи с кризисом обострится ли конкуренция на рынке?

— Считается, что жесткой конкуренции, как, например, у сотовых операторов, на нашем рынке нет. Хотя, на мой взгляд, такая оценка не совсем верна. Уже 2-3 года идет активная консолидация компаний. Сейчас рынок немножко замер, но я думаю, что в 2009 году, несмотря на пессимистические прогнозы аналитиков, слияния и поглощения будут. Я очень надеюсь, что мы завершим процесс переговоров с миноритарным акционером в первом квартале. И если завершим его успешно, то мы начнем выступать консолидаторами рынка.

— Прогноз развития компании и всей отрасли на 2009 год?

— Я думаю, что отрасль тоже не остановится, она будет идти вперед. Есть разные сценарии 2009 года. Пессимистический, антикризисный предполагает рост на 20-30%, а нормальный - на 70-80%, как и в 2008 году (и мне кажется, что именно второй сценарий и сработает). Так что я не жду какого-то спада. Может быть, замедление роста, но не спад.

Если мы поставим задачу тем, кто продает услугу, распространяет ее, -быть активными, будет рост. Нужно верить. Нужно работать каждый день.

— Вы не планируете начать производство собственного контента?

— Не планируем и никогда не планировали. Я считаю это совершенно другим видом деятельности. Об этом объявляли ряд операторов, в том числе "Акадо", но сегодня они отказались от этой идеи, и абсолютно правильно. Мне кажется, что нужно сконцентрироваться на своем виде бизнеса и успешно его делать.

А создание контента - это совсем другой вид бизнеса. Мы им заниматься не планируем. Мы - операторы связи. Мы не создатели контента. Заниматься своим делом - вот тезис, составляющий основу "Мультирегиона".

—  Мы с Вами общались на выставке CSTB в начале 2008 года, и Вы сказали, что абонент еще не проголосовал рублем за цифровое телевидение. За год что-то изменилось?

— В восьми городах мы стали предоставлять услугу цифрового телевидения. И за несколько месяцев рост составил 1%. То есть мы добавили к своей абонентской базе 1%. Это тоже результат.

Я не говорю, что цифрового телевидения не будет. Я не говорю, что не будет IPTV, HDTV. Я не противник этих технологий. Но мы делаем бизнес, а эти интересные будущие технологии пока в массы не пошли. Необходимо четко расставить акценты.

— В 2009 году вы планируете запустить цифровое ТВ в других городах?

— Мы планируем потихоньку эту услугу продвигать. Готовить абонента. Как я уже говорил - наши сети готовы. Появится всплеск интереса у потребителей - и у всех будет цифровое телевидение. Более того, в Тюмени мы сейчас предоставляем HDTV. Но это все нишевые услуги, они не дают большой доходности. Если мы говорим "Мультирегион" - мы говорим о бизнесе, а не о красоте. Это лозунг нашей компании.

— Но Вы считаете, что ТВЧ тоже не может пока приносить прибыли?

— У нас есть некие корпоративные стандарты. Продвигаемся ли мы территориально либо по какой-то новой услуге или новому виду сервиса - мы всегда смотрим на окупаемость этого действия. Так вот, окупаемость и HDTV, и IPTV, и цифрового телевидения пока выше наших корпоративных стандартов. Я не вправе называть эти сроки, они очень жесткие. Опять же это бизнес. Это эффективный бизнес, а не показуха и красота.

Как деньги потратить, все знают. Как их заработать - не всегда.

— Какие услуги, на Ваш взгляд, являются наиболее окупаемыми сейчас и перспективными?

— Драйвером роста является Интернет. Рост абонентской базы - 200% в год. Но стабильный доход приносит кабельное телевидение. Аналоговое кабельное телевидение - это хорошая "подушка", которая сегодня приносит нам больше 50% дохода.

—  Существует ли статистика предпочтения услуг по регионам?

— Я не готов выделить что-то определенное. Зачастую услуга хорошо продается пакетом. Либо телевидение в нагрузку к Интернету, либо наоборот. Существуют разные схемы подключения, очень много тарифных планов, планов продвижения. В разных городах они разные. То есть, допустим, подключаем и то и другое, а часть денег не берем за подключение. Или предлагаем подключиться к Интернету и смотреть телевидение несколько месяцев в подарок. Все зависит от маркетинговой политики в регионе.

У нас есть и уникальные достижения. Например, в небольшом городе Кирове в два раза больше подключений, чем в таких миллионниках, как Санкт-Петербург, Омск, Челябинск, Волгоград. Люди нашли определенный подход, изюминку.

—  То есть в компании есть региональные маркетинговые отделы?

— Юридические лица у нас в городах самостоятельные. Конечно, головная компания дает рекомендации, но как их использовать на местном уровне - они решают сами. Мы проводим семинары, обучение, обмениваемся опытом - это все есть в группе, но все работают самостоятельно для выполнения задач, поставленных нами.

— Какие новые услуги вы будете предоставлять в 2009 году?

— Массово две услуги как были, так и останутся - это Интернет и телевидение. В ряде городов мы активно участвовали и выиграли тендеры на строительство на нашей базе сетей для программы "Безопасный город". Это установка видеокамер, передача какой-то информации между органами власти на базе наших сетей. Это я считаю важным и интересным. Плюс это дополнительные деньги.

Вообще, мы делаем все то, что в нашем случае делают операторы. Сдаем в аренду каналы связи, немного предоставляем IPTV. Но массово - это Интернет и телевидение.

— А в скольких городах на сегодняшний день присутствует "Мультирегион"?

— 38 городов. Если учесть последние приобретения и договоренности - Хабаровск, Томск и Северск, то будет 41.

— А что значит — последние приобретения?

— В Хабаровске мы только вошли в состав учредителей, сейчас заканчивается процесс регистрации сделки. Мы по номиналу выкупили пакет со всеми разрешениями, которые эта компания уже имеет. В Томске и Северске мы подписали предварительный договор с компанией "ТомТел", сейчас идут все мероприятия, необходимые для того, чтобы заключить основной договор.

— Что в компании сделали или планируют сделать для улучшения сервиса для клиентов в период кризиса?

— Мы постараемся приблизить обслуживание сети к абоненту. У нас в каждом городе есть телефон круглосуточной поддержки. Есть бригады, которые круглосуточно на вызове, в любой момент могут решить все проблемы. Создаются, так скажем, промежуточные структуры, которые в каждом городе и регионе будут в течение получаса реагировать на возникающие вопросы. То есть мы - клиентоориентированная компания, поэтому очень трепетно относимся к абоненту и стараемся его проблемы решать. Интернет поддерживается круглосуточно. Мы решаем вопросы наиболее оперативно.

Мы также опрашиваем абонентов: все ли их устраивает, что бы они хотели видеть. У нас есть целая программа, рассчитанная на работу с клиентами.

— Перспективы и тенденции развития операторского рынка.

— Тенденция это то, что "Вымпелком" купил "Голден Телеком". То есть бизнес становится многофункциональным, оператор предоставляет диверсифицированную услугу. Мне показалось это правильным.

Перспективы развития операторского рынка лежат в ШПД. Это все понимают, все знают и на этом поле бьются. Поэтому у нас есть стратегический план, рассчитанный до 2015 года, который был объявлен на весеннем форуме MultiPlay.

И еще раз подчеркну, что мы в 2009 году намереваемся серьезно развиваться.

Мы поставили себе цель привлечь миноритарного акционера. Эти переговоры находятся на завершающем этапе. Да, наверное, кризис немножко задержал. Мы намеревались это сделать в конце прошлого года. Но я думаю, что этот процесс не продлится далее первого квартала. То есть я надеюсь, что мы закончим эту работу с подписанием бумаг и рассчитываем на приход денег в первом квартале.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2008
Посещений: 10298

Статьи по теме

  Автор

Сергей Дмитриев

Сергей Дмитриев

Генеральный директор ЗАО "Мультирегион"

Всего статей:  2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций