Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Оценка эффективности деятельности государственных телерадиокомпаний Часть 2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Оценка эффективности деятельности государственных телерадиокомпаний

Часть 2

В данной статье авторы предлагают подход к оценке эффективности работы телерадиокомпании, при котором наряду с экономическими результатами их деятельности учитываются и социальные аспекты производимой продукции (теле- и радиопрограммы)

Социально-экономическая эффективность

Социально-экономическая эффективность - экономическая эффективность, рассчитанная при условии выполнения объектом нормативного уровня (социального заказа). Для ее определения необходима нормативная база производства передач. Основным принципом формирования нормативной базы является классификация всех передач по программно-технологическим признакам их производства с последующим определением стоимости одного часа подготовки передачи каждой формы (по оплате труда и материальному обеспечению - стоимостные нормативы) и удельных затрат труда при их производстве (норматив численности).

Для заданной цели (социального заказа), сформулированной в виде "ассортимента" передач для одной или группы компаний, рассчитываются необходимые ресурсы и сравниваются с реальными ресурсами компании. На этом основании определяется ее социально-экономическая эффективность.

Оценка эффективности производится с учетом всех совокупных доходов (поступлений) компании, а за величину расходов принимается нормативная (условно-начисленная) стоимость продукции собственного производства (Рн), рассчитанная для фактических объемов компании по экономическим нормативам для различных форм передач и широкоформатной структуре программы. Следует подчеркнуть, что при определении эффективности принципиальным является использование данных об объемах собственного производства как наиболее трудо- и ресурсоемкой сферы деятельности компании. По результатам анализа отчетных показателей прошлых лет многие компании существенно завышают показатели объемов собственного вещания, вкладывая в них все (или практически все) объемы вещания. Поэтому стоимость такой программы, рассчитанной как широкоформатная по нормативам, абсурдно высока. Особенно это касается объемов собственного производства радиопрограмм, где, в отличие от телевидения, исторически сложилось отсутствие разделения объемов на "собственное" и "прочее" вещание.

Прибыль компании должна быть показана как

П = ДобщН,     (1)

а социально-экономическая эффективность как

ЭСЭ=П/РН,         (2)

где: Добщ - совокупные финансовые поступления, предназначенные для производства программ;

Рн - нормативная (условно-начисленная) стоимость создания передач (программы).

Если общие доходы (Добщ) больше нормативных расходов (Рн), компания прибыльна при качественном выполнении своих задач (Эсэ>0).

Если Добщн, то Даже формально прибыльная компания (Ээ>0) не выполняет своих социальных функций и ее социально-экономическая эффективность Эсэ<0. Компания может стать прибыльной, уменьшив объемы вещания (производство собственных передач) или обеспечив тем или иным способом большую величину доходов (финансовых поступлений). В этом случае уменьшится величина Рн.

Логика данного подхода состоит в том, чтобы исключить следующее противоречие: "малозатратное" вещание, по-видимому, вполне устраивает государственные экономические органы, но вряд ли может удовлетворить политические, которые заинтересованы в эффективном вещании, выполняющем важные социальные функции. Проверочные расчеты "формальной" экономической эффективности и социально-экономической эффективности региональных ГТРК, проведенные авторами по показателям деятельности компаний за 2000, 2001 годы и предварительным показателям за 2002 год, дали следующие результаты.

В 2000 году из 65 телерадиокомпаний, по которым проводилось исследование, 52 признаны рентабельными предприятиями, при этом лишь 5 из них следует считать эффективными с точки зрения выполнения социального заказа (положительные значения социально-экономической эффективности). Остальные из этих компаний показали прибыль (или отсутствие убытка), но при этом, по-видимому, существенно "упростили" структуру своих программ или не обеспечили соответствующее качество передач (см. "экономический индикатор качества").

В 2001 году количество компаний, которые могли считаться эффективными при соблюдении экономических нормативов производства программ, увеличилось до 8, а по предварительным данным 2002 года - до 17.

Основным фактором низкой социально-экономической эффективности является то обстоятельство, что ряд компаний существенно завышают объемы собственного производства передач, вероятно в расчете на увеличение ассигнований из федерального бюджета. При этом многие из них, в принципе при любых ассигнованиях, не могут обеспечить указанный объем собственного производства передач (возможности технической базы, численность персонала и т.д.). Расчет финансовых средств на производство таких объемов, проведенный в соответствии с экономическими нормативами, показывает, что они существенно превышают имеющиеся ресурсы.

Тенденция к росту количества "социально-эффективных" компаний очевидно объясняется тем, что наряду с некоторым увеличением их доходов происходит процесс приведения величины объемов собственного производства в соответствие с имеющимися (планируемыми) ресурсами (корректировка цели). Вероятно, здесь играет роль то обстоятельство, что объемы вещания и финансовые ассигнования из федерального бюджета на 2001 и 2002 год определялись экономическими службами ВГТРК с учетом экономических нормативов.

Для расчета социально-экономической эффективности использовалась нормативная база из компьютерной системы "Норматив", разработанной ИПК работников телевидения и радиовещания в 2000 году. Эта нормативная база формировалась на основе статистических и экспертных данных, полученных в результате единовременного опроса практических работников телерадиовещания в 1999-2000 годы, разработки технологических моделей для передач различных форм и расчета на их основе трудовых и экономических нормативов. В системе реализован принцип "открытости" процесса формирования нормативной базы, то есть доступности внесения в нее изменений квалифицированным пользователем на основе новых данных или соответствующих разработок [2].

Практическое использование предложенного метода определения социально-экономической эффективности предполагает следующие условия:

  • внедрение отраслевых форм отчетности, обеспечивающих "прозрачность" основной деятельности телерадиокомпаний, в первую очередь состава (ассортимента) основной продукции - объемов подготовленных компанией передач различных форм и величины затрат на их производство;
  • периодическое обновление (пересмотр) экономических нормативов на подготовку передач различных форм в соответствии с меняющимися условиями деятельности телерадиокомпаний: уровень технической оснащенности, внедрение перспективных технологий, инфляционные процессы, изменение тарифов на оплату топливно-энергетических ресурсов, изменение уровня оплаты труда, в том числе за счет региональных коэффициентов, изменение законодательства в области условий хозяйствования, в том числе в политике налогов и отчислений и т.д.

Данный подход к определению социально-экономической эффективности может быть дифференцирован. Например, могут быть рассмотрены варианты деятельности региональных ГТРК приразличных соотношениях источников поступлений (их увеличение или уменьшение), в частности:

  1. Перевод компаний на полную самоокупаемость. Тогда в финансовых поступлениях будут фигурировать только собственные доходы компании. В этом случае при сохранении широкоформатного вещания, как правило, должны быть уменьшены объемы передач собственного производства, величина которых может быть рассчитана.
  2. Перевод компаний в ведение местных органов государственной власти - тогда величина финансовых поступлений складывается из собственных доходов компании и поступлений из бюджетов регионального уровня.
  3. Полное обеспечение производства пакета социально значимых передач из федерального бюджета. Производится расчет необходимых для этого бюджетных поступлений.

Во всех этих вариантах заказчик должен четко сформулировать цель (объем и номенклатуру программного продукта). При этом он может кардинально изменить "стандартную" (широкоформатную) структуру программы, например, оставить только информационное вещание или сделать компанию только производящей телевизионные фильмы.

Подобные варианты в настоящее время обсуждаются специалистами и общественностью [3,4,5]. В частности, рассматриваются следующие проблемы: создание окружного телевидения, разделение компаний на производящие и вещательные, определение понятия "государственный заказ", перевод финансирования и деятельности региональных ГТРК в ведение региональных органов власти, минимизации участия государства в СМИ.

Реализация последнего предложения в его крайних проявлениях, понятого как минимизация государственного финансирования региональных РГТРК, приведет к утрате контроля федерального центра над программной политикой региональных ГТРК. Региональные ГТРК будут иметь возможность (или будут вынуждены) использовать любой "формат вещания", в том числе малозатратный, но "рейтинговый" (что вполне совместимо), приносящий наибольшую прибыль. По нашему мнению, федеральный центр должен оставаться постоянным заказчиком на создание и распространение пакета социально значимых программ в таких объемах и структуре, которые бы составляли основу региональной программы. За рамками государственного заказа компания может иметь любые объемы, структуру, количество каналов и т.д., но при этом использовать другие (любые) источники дохода. В общем, все это имеет место и сейчас, за исключением одной существенной детали -продукция компании "не разделена" на государственный заказ и прочую деятельность компании, поэтому предложения региональных компаний хотя и проходят ревизию объемов по своей величине, но "социальная сущность" этих объемов выражена в отчетной и плановой документации лишь направлениями вещания, включающими кроме передач собственного производства всю видео- и аудиопродукцию стороннего производства. Такая отчетность не обеспечивает экономической оценки основной деятельности компании - создания передач, соответствующих требованиям социального (в данном случае, государственного) заказа.

Литература

  1. Сеславинский М.В. Экономические отношения в области СМИ являются базовыми //Broadcasting. 2002. № 3.
  2. Грызунова О.И., Дерибас Г.Т., Косова Т.С., Немировская М.Л. Нормативная база телерадиовещания в современных условиях: концепция и пути формирования//Учебное пособие. ИПК, 2001.
  3. Лившиц В.Г. Электронные СМИ: повестка на завтра//Broadcasting. 2002. № 3, 4.
  4. Хлебников В.И. Телерадиосеть: модернизация или деградация.// Broadcasting. 2002. № 4.
  5. Лесин М.Ю. Государство уходит с рынка CMH//Broadcasting. 2003. № 1.

ИПК работников телевещания и радиовещания
Марксана Немировская
Генрих Дерибас

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2004
Посещений: 12276

Статьи по теме

  Автор

 

Генрих Дерибас

ИПК работников телевещания и радиовещания

Всего статей:  2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций