Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новая эра телесмотрения

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новая эра телесмотрения

Юлия Митрович
Генеральный директор ОАО “ВебТВ” (Zoomby.ru)
Юлия Митрович родилась 11.08.1983 года в Москве. Получила степень бакалавра по специальностям "Экономика" и "Бизнес" в University of British Columbia (Ванкувер, Канада). Юлия обладает богатым опытом работы в медиабиз-несе – в течение 5 лет работала консультантом в глобальной консалтинговой компании Boston Consulting Group и McKinsey & Co., занимаясь проектами в области телекоммуникаций и медиа. С января 2008 года присоединилась к акционерам WebMe-diaGroup в должности директора по стратегии. С 2009 года является партнером холдинга. С марта 2011 года является генеральным директором ОАО "ВебТВ", входящего в холдинг, и непосредственно занимается развитием портала Zoomby.ru – одного из крупнейших в России развлекательных видеопорталов и лидеров сегмента онлайн-ТВ

- Услуга онлайн-ТВ является довольно специфической для России. Есть ли статистика, сколько человек сегодня ее используют? Каков портрет аудитории?
- Вообще, просмотр видео в Интернете - это очень популярный сервис среди пользователей, но, к сожалению, у нас очень долгое время было мало легальных сервисов, которые предоставляли достаточное количество контента. Уже давно многие смотрят видео в социальных сетях и скачивают в торрентах. Но мы хотим сделать эту услугу более цивилизованной. Наш сервис, а также другие подобные ему, дают возможность совершенно легально смотреть огромное количество контента - как телевизионного, так и фильмового. Что касается популярности, то на данный момент мы - крупнейший агрегатор, на наш сайт заходит порядка 4 млн уникальных посетителей в месяц, что в принципе уже близко к аудитории кабельных каналов.

- Какова экономика онлайн-ТВ, за счет чего должны окупаться подобные проекты? Расскажите, пожалуйста, о российском и мировом опыте.
- Моделей несколько. Первая модель - рекламная. Именно по этой модели работает наш сайт. У нас нет оплаты за просмотр контента. Вторая схема, так называемый pay per view, когда абонент платит за единицу контента. Существует и модель подписки. Так что вариантов довольно много, еще не очень понятно, какой из них приживется на российском рынке. На наш взгляд, платить российские абоненты еще не готовы. Рекламная модель на сегодняшний день, как нам кажется, гораздо эффективнее. Будущее покажет.

-  Охотно ли идут рекламодатели на ваш сайт? И кто ваш рекламодатель?
- Рынок рекламы онлайн-ТВ пока очень маленький, в прошлом году доход составил порядка 12 млн долларов. При этом нельзя сказать, что это часть рынка интернет-рекламы, я думаю, что он будет развиваться как часть рынка телевизионной рекламы, потому что основные компании - это те же крупные телевизионные рекламодатели, типа Procter & Gamble, Mars, Coca Cola. Они лучше остальных понимают, что видеореклама в Интернете более таргетирована, поэтому она эффективнее, и для них размещение видео в Интернете - достаточно логичный и естественный выбор.

- Это понимают все потенциальные рекламодатели или нужно проводить большую разъяснительную работу?
- Этот рынок только развивается, здесь еще нужно очень много работать. Но сфера достаточно яркая, поэтому темпы роста видеорекламы превышают темпы роста интернет-рекламы в целом.

- Когда проект, подобный Zoomby может выйти на самоокупаемость?
- Это очень затратный проект, прежде всего из-за стоимости контента. Да и платформа тоже стоит дорого. Поэтому невозможно добиться окупаемости за год-два, но мы рассчитываем за три года этого достигнуть.

- Вы готовы составить конкуренцию пиратским сайтам?
- Мы очень на это надеемся. Ведь пиратство существует потому, что пользователи просто не могут найти то, что они хотят, на легальных ресурсах. Они идут на торренты не оттого, что очень хотят использовать пиратский контент, а просто потому, что нет другой опции, мы пытаемся предоставить им альтернативу.

К сожалению, многие вещи просто невозможно получить легально и быстро настолько, насколько хочет этого пользователь. Например, фильмы мейджоров, которые сейчас идут в кино, никак нельзя легально получить ни за какие деньги в Интернете в течение нескольких месяцев после премьеры, таков принцип работы индустрии, существуют специальные медийные окна. Сначала фильм идет в прокате, потом выпускается на DVD, потом транслируется на платных каналах и только через год он дойдет до Интернета в бесплатной модели.

С телевидением дела обстоят немного проще. Телевизионный контент через 2-3 часа после эфира можно показать в Интернете. Наша цель - получить самую большую базу контента Catch Up, размещаемого сразу после эфира.

- А что касается качества контента? Ведь на торрентах можно скачивать HD-контент...
- И у нас есть HD. Весь контент, который мы показываем, транслируется в разных потоках в зависимости от канала. Его можно смотреть как в низком качестве - на мобильном, например, и меньше платить за трафик, - так и в HD-качестве, если позволяет сеть.

- То есть в принципе можно смотреть на большом мониторе?
- Да, можно смотреть на большом мониторе, конечно, это будет не FullHD, но не хуже DVD-качества - абсолютно точно.

- На ваш взгляд, в идеале через какое время после премьеры фильм должен попадать в Интернет, дав возможность заработать правообладателю и оставшись интересным для аудитории?
- Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы это происходило в самые короткие сроки. Но тут есть свои нюансы. Например, западные правообладатели немного отличаются от российских. С российскими правообладателями работать несколько проще. Дело в том, что наш рынок платного телевидения намного меньше западного. В США, например, доход от кабельного телевидения составляет более 30 млрд долларов. Поэтому, если фильм идет сразу в Интернет, то он минует этот большой платный сегмент. Наш рынок кабельного телевидения гораздо меньше. Не факт, что мы, как Zoomby, не можем заработать для правообладателя столько же, сколько кабельные каналы, поэтому они могут изначально идти к нам.

Что касается глобальных кинохитов, я надеюсь, что все поменяется. Но не знаю, что и когда заставит сломать эту систему.

- Вы работаете только с эфирными каналами?
- Нет, с платными тоже.

- У кого контент дороже стоит?
- Принцип простой - более популярный контент стоит дороже. Если брать западный контент, то он очень дорогой, потому что западные мейджоры только тестируют нашу модель. Он может быть популярен там, но не факт, что он будет успешен здесь. Но это бренд, поэтому он дорогой.

- Как вы общаетесь с правообладателями?
- Это, с одной стороны, самый тяжелый процесс, ведь переговоры
с правообладателями занимают огромное количество времени, но с другой стороны - это главная составляющая успеха подобного проекта. Ведь запустить онлайн-ТВ несложно, самое главное - правильно подобрать контент. Та библиотека, которая у нас есть сейчас, во много раз больше той, что была в начале запуска проекта. И конечно, через полгода она будет совершенно другой, это непрерывный процесс.

- Есть ли у вас проблемы с лицензированием?
- Нет, мы работаем совершенно легально, со всеми правообладателями подписаны договоры, в которых они передают нам права на трансляцию их контента.

- Как вы боретесь с проблемой пиратства?
- С проблемой пиратства очень сложно бороться, если на одном сайте нелегальный контент и убрали, то на следующий день он появляется в другом месте. Мы пытаемся так усовершенствовать наши услуги, чтобы не оставить шанса пиратству. Когда в США появились легальные сервисы, как тот же Hulu, уровень пиратства за год уменьшился на 60%.

- Как продвигать подобные сервисы?
- Телевизионный эфир - самый сильный инструмент продвижения. Есть реклама в Интернете, в основном это контекст. Если пользователь в поисковиках ищет определенный сериал, то, естественно, он попадает на наш ресурс. Вот таким образом мы продвигаемся.

- Кто составляет основную аудиторию портала? Москвичи?
- Нет, наоборот, аудитория Москвы составляет порядка 30%, все остальное - регионы.

- А каков средний возраст пользователей?
-  Мы предоставляем контент для аудитории разных возрастов, у нас есть западный молодежный контент и российские программы для более зрелой аудитории.

- Но согласитесь, что люди после 40 предпочитают традиционное телесмотрение...
- Не соглашусь. Безусловно, наша аудитория немножко отличается от той, что смотрит телевизор, так как интернет-аудитория моложе, но это не значит, что она ограничивается 35 годами.

- Когда интернет-телевидение сможет составить конкуренцию кабельному и эфирному телевидению?
- Это хороший вопрос, но я думаю, сейчас нет человека, который знает на него ответ. Дело в том, что аудитория пока разная. Мы проводили анализ рынка американского контента, чтобы понять, насколько аудитория онлайн-ТВ в США каннибализировала аудиторию традиционного ТВ, и поняли, что уменьшения нет вообще, онлайн-ТВ является неким дополнением. Можно рассмотреть конкретный пример: после того как сериал “Отчаянные домохозяйки" появился на Hulu, Itunes и прочих подобных ресурсах, аудитория его выросла на 30%. Это говорит о том, что те, кто смотрел сериал, так и продолжают это делать. Но добавляется еще огромное количество людей, которые не смотрят телевизор, а предпочитают другую модель.

- В каком направлении вы планируете развиваться далее?
- Мы планируем расширяться в части увеличения количества контента. Мы готовы работать с любыми каналами, добавлять фильмы, спортивные программы. Для нас важно показывать максимальное количество качественного контента на всех возможных гаджетах, и это тоже одно из приоритетных направлений. Мы уже сделали приложения для iPhone, iPad, Android, для телевизоров с выходом в Интернет. Идея в том, что мы готовы показать пользователю то, что он хочет, когда он хочет и где он хочет.

Беседу вела Анна Заварзина

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2011
Посещений: 12084

Статьи по теме

  Автор

Юлия Митрович

Юлия Митрович

Генеральный директор ОАО “ВебТВ” (Zoomby.ru)

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций