Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Ноу-хау Общественного телевидения России – это командная игра

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Ноу-хау Общественного телевидения России – это командная игра

Павел Ожиганов
Технический директор “Общественного телевидения России”
Пять лет назад президент Российской Федерации выступил с предложением о создании общественного телевидения. Уже в 2013 году появился канал "Общественное телевидение России", который сразу вызвал бурю эмоций: от резкого неприятия (мол, это мертвое, искусственное телевидение, которое никогда не выживет) до "глубокого удовлетворения" (наконец-то появился канал, воспитывающий вкус, без рекламы и режущих глаз шоу-программ). Пока ломались копья и лаяли собаки, ОТР медленно шел своим путем, попав в первый мультиплекс, создав свой рецепт региональной информационной сети, наращивая рейтинги и свою постоянную аудиторию. Технический директор "Общественного телевидения России" Павел Ожиганов рассказал нам, каково это: создать с нуля в рекордные сроки канал федерального значения, постоянно поддерживать качество современного цифрового телевидения и не отставать от новых веяний в масс-медиа

Как начиналось “Общественное телевидение России” и когда вы появились среди его руководителей?
– Я начал работать на ОТР еще до получения лицензии на вещание, то есть с самого-самого начала. У меня была “простая” задача: построить канал с нуля и вывести его в эфир. “Общественное телевидение России” появилось не само по себе, идея о его создании была высказана Дмитрием Анатольевичем Медведевым в 2011 году, а указ был подписан уже весной 2012 года.

После согласования всех возможных сроков реализация проекта состоялась 19 мая 2013 года. Насколько я знаю, никто в такие сжатые сроки не запускает телеканал на уровне первого мультиплекса. Параллельно велась достаточно серьезная работа с коллективом, разрабатывалась концепция, создавалась техническая база и система распространения. В последнем аспекте нам в значительной степени облегчил задачу статус обязательного общедоступного телеканала.


На момент подготовки у нас в команде были генеральный директор Анатолий Лысенко, генеральный продюсер Станислав Архипов, заместитель гендиректора Игорь Найговзин и еще 2–3 человека. И этой маленькой командой мы все и начинали. По сути, все сводилось к тому, что все исполняли несколько функций. То есть, на моем примере, тех-дирекция не только покупала железки, но и полностью создавала архитектуру канала и технологию, включая большое техническое задание.

С февраля 2013 года в полный рост начала работать редакция информационного вещания. Началось накопление архива для того, чтобы информационные программы выглядели достойно, начали работать выпуски новостей, сформировался коллектив информационного вещания. Также были запущены несколько проектов, которые стали основой вещания на первое время, и три четверти из них до сих пор в строю – это “Прав!Да” и вышедший из него “За дело!”, “Большая страна” и другие, связанные с региональной работой.

– Как вы понимаете уровень первого мультиплекса? Многим кажется, что это достаточно размытое понятие…
– Наоборот. Каналы, входящие в первый мультиплекс, – это каналы, обязательные к распространению во всех сетях операторов для целей эфирного и кабельного телевидения. Соответственно, нам нужно понимать, что сеть распространения, например, должна обеспечивать доставку нашего сигнала до любого другого оператора. Это, конечно, облегчает задачу, потому что у каналов, не являющихся обязательными общедоступными, возникают расходы на такую сеть.


Уровень первого мультиплекса можно рассматривать в нескольких плоскостях. С моей стороны, это технологическое оснащение. В этой части мы ориентируемся на федеральную целевую программу перехода на цифровое вещание и на оснащение наших коллег по первому пакету. На момент нашего прихода в первый мультиплекс таких каналов было восемь (сейчас их десять), все участники которого имеют достаточно древнюю историю. Для того, чтобы играть на этом рынке (а для “технарей” это означает легко обмениваться контентом, выглядеть по качеству, по картинке и по технологиям на равных), мы внесли в техническое задание определенные параметры хранения и обработки данных. Но так как эфирные сети у нас пока не готовы к HD-вещанию, сейчас у нас запускается SD-версия в цифровом формате DVB-T и DVB-T2 на территории Российской Федерации. Тем не менее, с прицелом на то, что наш комплекс должен проработать лет 7–10, мы сразу заложили формат высокой четкости и формат компрессии, аналогичный требованиям первого мультиплекса с тем, чтобы нашим творцам, продюсерам и другим подразделениям было легко обмениваться контентом с каналами первого мультиплекса. Соответственно, региональную стрингерскую сеть мы подтягиваем по формату на тот же уровень. Для этого мы согласовываем оборудование, которое используется при подготовке сюжетов для нас, и таким образом получается формат единого уровня качества. Да, конечно, к сожалению, сейчас перед подачей на сеть качество понижается, чтобы подать это на РТРС-1.

Для создателей и организаторов мультиплексов сейчас главная цель – это завершить начатое большое дело, для того чтобы на следующем уровне перейти на подготовленную цифровую сеть. Сейчас переход с аналога на цифру – это значительная переделка, большое количество техники оборудования и адаптация сети и людей к работе в цифровом формате, включая замену телевизионных приемников и распространение приставок. Переход с SD на HD значительно легче происходит, в отличие от аналога.

– Вернемся к каналам. Расскажите подробнее о развитии стрингерской сети.
– Все просто. Мы – российский телеканал, лицензия у нас ограничена территорией Российской Федерации. И мы имеем одну версию, у нас нет орбитального вещания, Это еще больше упрощает работу с операторами, у нас нет региональной модификации, рекламных вставок, строить нашу сеть относительно легко.


Понятно, что замыкать весь канал, весь концепт внутри Москвы никак нельзя, если ты претендуешь на какое-то место среди российских телеканалов. Нам нужна прямая связь с регионами. Ввиду того, что наш бюджет на порядок отличается от бюджетов коллег, у нас нет возможности разворачивать корпункты, серьезную корреспондентскую сеть, организовывать сложные командировки. Поэтому мы используем весь технический потенциал, дешевый или бесплатный, который нам дают современные технологии. Это SMS, Skype, Viber, любые средства общения и работы с сайтом. Плюс к этому мы наладили файловый обмен с нашими партнерами в регионах, это наши физические и юридические лица, которые по заданию редакции или на свое усмотрение готовят материалы. Все эти люди аккредитованы по творческому и техническому качествам, и весь материал, который мы используем в эфире, оплачивается. Таким образом, мы получаем довольно развитую сеть, несколько тысяч свободных корреспондентов, назовем их так, с которыми мы работаем по стране. Поэтому наше информационное поле наполняется разными событиями, даже теми, которые проходят мимо информационных агентств.

Мы стараемся учитывать при показе время, которое актуально в том или ином регионе, и, таким образом, на одной новостной ленте отражается общая полноценная картина государства.

– Что такое техническая аккредитация и что для нее нужно?
– Мы составили перечень технических требований на материалы, предоставляемые нашими контрагентами. В первую очередь, это формат компрессии (насколько сжат материал, как закодирован), чтобы при загрузке в наш комплекс не терялось качество. Потому что внутри комплекса у нас моноформат, мы не используем никакие рекомпрессии, в который приводятся все материалы прямо при входе в ходе в комплекс. Таким образом, если мы научим нашего стрингера использовать наш формат, нам не придется тратить время и деньги на переформатированные и на потерю качества.

– Но одно дело научить, другое – чтобы у него было техническое оснащение для этого.
– Конечно. Нужно учитывать, что наш формат поддерживают камеры, скажем, среднего ценового сегмента. Но подготовка материала осуществляется на стороне стрингера. Мы не тратим на это свои процессорные мощности. Одно дело, когда из двух тысяч человек каждый у себя сконвертирует по пять минут, и совсем другое дело, когда к нам эти две тысячи свалят весь материал, и нам придется все это у себя обрабатывать.

– Насколько отстает техническое оснащение регионов?
– Очень по-разному. Есть регионы, которые оснащены гораздо лучше, чем центральные телеканалы. Например, всем известный Ханты-Мансийск. А есть регионы, которые работают на уровне центральных каналов начала 2000-х годов. Потом, филиальная сеть ВГТРК переоснащается на HD уже несколько лет. Мы делали прямой эфир с Калугой, очень достойно выглядела ТК “Ника”. Оснащение регионов – это сложный вопрос. Наверное, лучше запросить статистику у интеграторов, которые поставляют оборудование.

– Какие задачи вы ставите перед интеграторами?
– В своей работе мы готовим техническое задание, документ на 50 страницах, в котором очень четко описываем всю технологическую модель и набор технических средств. Понятно, что интеграторы почти всегда работают с определенным кругом брендов. Мы организовываем конкурсы не по конкретному бренду, а по функционалу. Простой пример – центральная аппаратная, у которой есть входные и выходные линии, большое коммутационное поле. Мы, со своей стороны, посещая выставки, наблюдая, у кого какие проекты, общаясь на уровне техдиректоров по рынку, понимаем, какое оборудование работает хорошо, какое – не очень. Определяем для себя круг брендов, с которыми мы готовы работать, формируем ТЗ, связанное с простой размерностью и функционалом, и предлагаем интеграторам свое предложение. Они уже рассматривают его по брендовой и по ценовой составляющим.


В такой работе очень важна унификация, поддержка и соответствие нашим требованиям. В унификации мы придерживаемся политики, что, борясь за минутную экономию, не нужно ставить 20 брендов на площадке, выполняющих одну и ту же функцию, потому что в итоге на объеме одного бренда можно получить скидку, это большая поддержка от одного производителя, а не десяти. Наша собственная квалификация позволяет общаться с производителем, то есть в максимальном количестве случаев избегать чужой поддержки и лишних трат.

В части унификации мы еще рассматривали площадку. Канал находится в телецентре “Останкино”, мы прекрасно понимаем, что здесь “живут” соседи-каналы, у них есть оборудование и программное обеспечение, похожие на наши, с похожими версиями. Соответственно, при возникновении проблем разбор полетов происходит лучше, потому что ты можешь собирать статистику не только со своего комплексов, но и с комплексов соседей. У всех есть запасной инвентарь, есть резервы, и таким образом можно как-то здесь жить. На свежем оборудовании все достаточно стабильно, но в процессе старения комплексов мы можем с коллегами “играть в пинг-понг” и поддерживать друг друга.

Например, конкретно в этом комплексе мы остановились на оборудовании, которое стоит на телецентре, на “Первом канале”, на “Первом канале. Всемирная сеть”, то есть у наших соседей. Наши техдирекции довольно плотно общаются, вплоть до того, что версионность программного обеспечения в части автоматики мы выдерживаем одинаково. Либо мы тестируем и потом говорим, все ли хорошо, либо они тестируют и рассказывают нам. Для творцов важно, чтобы сервис был доступен. Наша работа заключается в том, чтобы монтажка работала любыми способами. Эфир должен идти. Командная игра – это наше ноу-хау. Часто компании являются конкурентами на рынке, но в технических дирекциях издавна принято делиться достижениями и трудностями. Техническое поле неделимо.

– У вас есть стратегия технического развития? Вы упоминали о том, что канал работает семь лет, почему именно этот срок?
– Обычный срок работы комплексов такого уровня – порядка пяти лет. Если взять статистику, то дальше они претерпевают модернизацию, развитие, замену. Это не только у нас, так происходит во многих отраслях, например в автомобильной. Мы рассчитывали увеличить этот срок в полтора–два раза, строили HD-комплекс, несмотря на то что есть SD, архив мы тоже храним в формате высокой четкости. И эксплуатируем его таким образом, чтобы он проработал дольше. Мы хорошо подготовились по инженерным системам, по вентиляции, кондиционированию, по оснащению серверных. То есть мы поставили оборудование в хорошие условия и рассчитываем на то, что оно прослужит дольше, что позволит компании отсрочить капитальные затраты на более поздний срок. В течение семи–десяти лет мы будем плавно подходить к развитию.

В части системы хранения этот процесс уже идет, он неизбежен, канал более 70% материалов производит самостоятельно. Это наша капитализация. Это то, что мы будем использовать в будущем, продавать, передавать, создавать библиотеки в VoD. Сейчас мы как раз разбираемся с OTT-сервисами, с IPTV. Ведь пользователь уже не хочет смотреть линейное телевидение, а хочет иметь доступ ко всем программам сразу. В этом направлении мы ведем сейчас основную работу, отталкиваемся от нашего сайта, как от отдельного СМИ. В части OTT сейчас идет юридическая работа.

Перевод комплекса в 4K мы сейчас не рассматриваем. У нас много студийного производства, кадры и планы у нас не особо динамические, в основном это разговоры. Если появится потребность, то конверсия в 4K пройдет безболезненно и качественно. Но запрос есть, на рынке продается большое количество телевизоров с высоким разрешением. Сейчас мы ведем совещание, чтобы предложить 4K-операторам, посмотрим на их реакцию.

Также мы активно ищем недорогие технологические решения для сбора информации, позволяющие, например, проводить телемосты, организовывать постоянные корпункты, добавлять больше интерактива. То есть вовлекать аудиторию в процесс.

– По-вашему, что ждет в будущем эфирное телевидение?
– Смотря для чего оно существует. Есть обязательство государства информировать граждан, для этого есть обязательные общедоступные каналы. То есть всякий человек должен иметь доступ к информации. Для того, чтобы обеспечить каждого гражданина, и существует эфирное телевидение, и от этого никуда не деться. Поэтому ответ однозначный – такое вещание обязательно будет жить. Кабельное телевидение действует в крупных населенных пунктах, дальше – только эфир. В Советском Союзе покрытие существовало исходя из территорий. Сейчас расчет осуществляется исходя из населения, по-моему, это более эффективный расход средств, чтобы до каждого гражданина довести информацию.

Беседу вела
Анна
Заварзина

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2016
Посещений: 7720

  Автор

Павел Ожиганов

Павел Ожиганов

Технический директор “Общественного телевидения России”

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций