Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мобильное телевидение: перспективы развития. Часть 1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мобильное телевидение: перспективы развития

Часть 1


Светлана Домбровская

Консультант Media Consulting Group

Сегодня, в век информационных и телекоммуникационных технологий, изменилась скорость и дистанция коммуникаций. Теперь письмо доходит за минуту, и вы легко можете прочесть его на своем мобильном телефоне - этим уже никого не удивишь. А вот мобильное телевидение для российских пользователей сотовой связи в новинку. Все это стало возможно благодаря мобильным коммуникациям, а именно: новому поколению сетей и стандартов цифрового вещания для сотовых телефонов DVB-H (Digital Video Broadcasting Handheld). И хотя во всем мире сотовые операторы уже активно расставляют свои 3G- и другие цифровые сети, тенденции развития рынка мобильного телевидения до сих пор не определены однозначно.

Общие тенденции рынка мобильного ТВ в России и в мире

Спрос на услуги мобильного телевидения в мире до сих пор до конца не изучен. Стратегия развития мобильного телевещания состоит в том, чтобы предоставлять пользователям дополнительную, а не основную возможность просматривать выбранные телепрограммы или фильмы. В настоящий момент контент в основном предоставляется в сетях 3G. Специалисты утверждают, что их пропускной способности недостаточно, чтобы обеспечить пользователям изображение желаемого качества. Недавний опыт чемпионата мира по футболу показал, что более половины абонентов, которые воспользовались видеопотоковыми сервисами, остались недовольны качеством и стоимостью мобильного телевидения.

В Европе, где сети 3G были развернуты несколько лет назад, мобильный Интернет сегодня пользуется спросом, чего не скажешь о мобильном телевидении. Опросы показывают, что только 13% пользователей карманных компьютеров и мобильных телефонов хотели бы иметь возможность смотреть телевизионные передачи с помощью своих устройств. Причина непопулярности этой возможности очевидна - маленький экран: неудобно смотреть длинные передачи или фильмы, неудобно смотреть на ходу. Есть и технические причины: зарядки аккумулятора хватает ненадолго, качество приема нестабильно. Эти недостатки со временем можно решить.

С другой стороны, скорость жизни потребителей постоянно растет. Вместе с ней увеличивается и потребность в мобильных сервисах, в том числе и в телевидении.

По прогнозам, к 2010 году мировой рынок мобильного контента вырастет до 43 млрд долларов. Технологии мобильного телевидения удастся достичь 12%-ного проникновения на мобильные телефоны. К 2013 году более 330 миллионов пользователей во всем мире будут иметь мобильные телефоны, способные принимать сигналы бесплатного ТВ, и около14% пользователей будут пользоваться платными мобильными телевизионными сервисами. Согласно прогнозам аналитиков, к 2013 году доход от мобильного телевидения составит 2,7 млрд долларов в год.

В России сети 3G только начинают развиваться

Зона их покрытия невелика. В основном, они работают в тестовом режиме и лишь в некоторых регионах уже доступны абонентам на коммерческой основе. Технологию мобильного телевидения в той или иной форме сейчас предлагают операторы "Большой тройки". "МегаФон" Первым оператором, запустившим проект "Мобильное ТВ" в России, стал "МегаФон". В июле 2004 года он начал предоставление услуги на территории Московского региона.

При этом контент, доступный пользователям сервиса, в разных регионах отличается. Дело в том, что контент определяется спецификой потребления каждого региона. Кроме того, права на трансляцию в каждом конкретном регионе ограничены. Жителям Московского региона открыт доступ к музыкальным ("Муз-ТВ", World Music Channel), развлекательным (WorldMadeChannel), религиозным ("Спас") и другим каналам. На территории Северо-Кавказского региона вещание в мобильном телефоне осуществляют такие каналы, как ТНТ, "Вести 24", Travel TV и т.п. Абоненты Северо-Западного региона могут получить доступ к телеканалам РБК-ТВ, ТДК, "5 канал", "Россия", О2ТВ, "Спорт" и другим. В настоящее время действуют две схемы оплаты за услугу "Мобильное телевидение": оплата по GPRS-трафику и абонентская плата за безлимитное пользование услугой. Сейчас мобильное ТВ в Московском регионе смотрят около 10 тыс. пользователей, большая часть абонентов предпочитают пользоваться услугой, оплачивая лишь трафик.

"Мобильные ТелеСистемы"

МТС предоставляет услугу мобильного телевидения совместно с компанией "А1: Первый альтернативный контент-провайдер" с 2006 года. В настоящее время пользователям услуги доступен следующий видеоконтент: музыкальный канал "А-One", программа о событиях в мире шоу-бизнеса, кинозал Universal (каталог художественных фильмов), видеоролики (экстремальные трюки, философские мультфильмы, веселые эпизоды из жизни животных и т.д). Целевой группой данного видеоконтента является молодежная среда.

Мобильное телевидение предоставляется по принципу подписки на отдельные разделы и телеканалы, что позволяет абоненту самостоятельно формировать контентный пакет. WAP- и GPRS-трафики оплачиваются отдельно.

"Скай Линк"

Также в 2006 году запустила в опытную эксплуатацию видеосервисы "Мобильное телевидение" компания "Скай Линк". Услуги были доступны абонентам "Скай Линка" в зоне обслуживания Sky Turbo в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области. В июне 2007 года "Скай Линк -Москва" завершила опытную эксплуатацию видеосервисов и приступила к предоставлению услуг "Мобильное телевидение" в Московском регионе в коммерческом режиме. Оплата производится разово за каждое подключение к просмотру телевизионного канала, а также оплачивается трафик передачи данных в соответствии с тарифным планом абонента. На начальном этапе коммерческой эксплуатации абоненты получили возможность подключаться к платным online-трансляциям четырех каналов: ТНТ, MUSIC BOX TV, MUSIC BOX RU, "Юмор ТВ" и смотреть видеоролики различной тематики, сгруппированные по нескольким категориям.

"Вымпелком"

Проект мобильного телевидения компании "Вымпелком" находится в разработке. Оператор декларировал намерение запустить сеть эфирного телевещания стандарта DVB-H для предоставления услуг мобильного телевидения в 2008 году. Дата начала коммерческого вещания к настоящему моменту не определена.

"Система Масс-Медиа"

Другой игрок - оператор платного телевидения компания "Система Масс-Медиа" - также заявляет о своем намерении начать DVB-H-вещание. Запуск сети в коммерческую эксплуатацию был произведен в начале 2008 года. По планам СММ, к концу 2008 года услугой будут пользоваться 350 тыс. абонентов, которые смогут принимать до 20 мобильных телевизионных каналов. Ожидается, что за передачи федеральных каналов и продукцию ОАО "Система Масс-Медиа" пользователи будут платить ежемесячную абонентскую плату.

Можно ожидать, что сетью будет охвачен также метрополитен.

Потенциальная емкость рынка

Опыт российских мобильных операторов "Большой тройки" показал, что услуга мобильного телевидения предполагается нишевой, а значит, не будет иметь массового распространения. Таким образом, при грамотном формировании тарифных планов, а также при точном попадании в целевую аудиторию мобильное телевидение может занять устойчивые позиции на рынке мобильного контента. Во времена зарождения рынка мобильного Интернета мало кто представлял себе, кто именно является потенциальным потребителем. Компании, предлагающие услуги на этом рынке, ориентировались на половозрастные и социально-демографические данные о пользователях мобильной связи. То же самое справедливо и для формирующегося сейчас рынка мобильного телевидения. Сотовые операторы проводят собственные потребительские исследования, формируют портрет целевой аудитории. Итак, кто же является потенциальным потребителем услуг мобильного телевидения в России? *

Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей - мужчины. Это обусловлено тем, что, как правило, мужчины имеют больший доход и наиболее лояльны к новым технологиям. Основная масса потребителей (39%) -молодые, активные люди в возрасте от 18 до 24 лет. Можно предположить, что они используют мобильное телевидение, чтобы быть в курсе последних событий, для общения и для развлечений.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2008
Посещений: 12155

Статьи по теме

  Автор

Светлана Домбровская

Светлана Домбровская

Консультант Media Consulting Group

Всего статей:  5

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций