Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кризис - это экзамен для нашей отрасли

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кризис - это экзамен для нашей отрасли


Радик Батыршин

Председатель МТРК "Мир"

Батыршин Радик Ирикович окончил филологический факультет Башкирского государственного университета, аспирантуру кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Журналистскую карьеру начинал в "Независимой газете" и русской службе "Радио Свобода". С 1995-го по 2001 год работал на НТВ, а затем перешел в ВГТРК. С сентября 2006 года занимал должность заместителя генерального директора компании, являясь директором входящей в холдинг радиостанции "Маяк". Более 100 раз был командирован в "горячие точки" (среди них: Северная Осетия, Южная Осетия, Чечня). Принимал участие в переговорах по освобождению журналистов, попавших в заложники.

Награды: благодарность Президента РФ (Приказ № 521 -рп от 31.10.2002); премия Союза журналистов России за работу 3-4 октября 1993 по освещению событий, связанных со штурмом Белого дома в Москве; премия "ТЭФИ" в номинации "Лучшая информационная программа"; Национальная премия Интернета за сайт "Вести.РУ" в номинации "Открытие года"; Гран-при Российской академии Интернета, Благодарность Правительства РФ (№ 428-р от 31 марта 2009) за активное участие в освещении деятельности Председателя Правительства РФ. Член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), академик Академии российского телевидения, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио, заведующий отделением деловой и политической журналистики Государственного университета "Высшая школа экономики", профессор.

В ноябре 2007 года решением Совета глав правительств СНГ назначен председателем МТРК "Мир"

— В чем особенности работы межгосударственной телекомпании? В чем отличие МТРК "Мир" от обычной телекомпании?

— МТРК "Мир" - действительно необычная компания, потому что у нас восемь государств-учредителей, среди которых Россия, Узбекистан, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Молдова, Грузия. Все они имеют равные права на управление компанией и равный пакет акций. С другой стороны, доля финансирования каждой страны, конечно, отличается. В 1992 году, когда Совет глав государств СНГ принял решение об образовании Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", было зафиксировано право "расчетного ключа", когда финансирование зависит от количества населения, живущего на данной территории. Поэтому Россия, кстати, как и во всех других организациях СНГ, платит больше всех. Однако это не значит, что информационная и программная политика нашего телеканала и радиостанции определяется руководством Российской Федерации или правительством другой страны Содружества. Учредители компании достаточно мудры и стараются дистанцироваться от оперативного руководства. Главный документ для нас -стратегия развития СНГ, принятая на заседании Совета глав государств Содружества. Отсюда и вытекает концепция нашего телеканала и радиостанции.

— Как строится работа компании в разных странах СНГ? В чем специфика организации работы в той или иной стране?

— Телевидение - это конвейер для производства и дистрибуции контента. Чем больше затрат, тем больше контента. Как правило, специфика организации работы филиалов МТРК "Мир" зависит от уровня их финансирования, так как все свои средства страны Содружества перечисляют на счета филиалов и наших представительств. Поэтому уровень развитости того или иного филиала определяется как раз объемом финансирования.

Уверенно могу сказать, что лучше всего финансируются (а значит, и больше всего производят продукции) наши представительства в Белоруссии и Казахстане.

— В чем уникальность контента канала?

— Телеканал, который должен быть интересен всем на постсоветском пространстве, безусловно, имеет ряд ограничений. Мы считаем свой канал информационным, культурологическим, страноведческим, вместе с тем не избегаем и развлекательной составляющей. Наши новости выходят в эфир каждый час. Совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества (МФГС) мы создаем культурологические программы.

Например, передача "Большая книга" рассказывает о национальных литературах. "Трудности перевода" - программа об особенностях перевода литературных произведений с национальных языков. Также мы делаем программы, рассказывающие о создании и развитии библиотечного дела на территории СНГ, о развитии детского и юношеского творчества, словом, обо всем том, что нас объединяет. Безусловно, праздник Навруз, который в конце марта праздновали некоторые страны Содружества, является для нас поводом для организации трансляции.

Проще говоря, определяя концепцию канала, можно сказать так: "Когда зануду спрашивают, как у него дела, он действительно начинает подробно рассказывать, как идут дела". Вот и мы стараемся детально рассказывать, "как дела": как живут люди в странах СНГ, сколько стоит картошка в Кишиневе, сколько стоит снять квартиру в Минске, сколько стоит снять дачу на лето в Тбилиси. Но это совершенно не значит, что мы не освещаем политические события, происходящие в странах Содружества.

— Как строится информационная политика канала? Как осуществляется подача информации в случае несовпадения интересов стран-соучредителей канала?

— Подача материала, если можно применить такой термин к информации, осуществляется "по-медицински". Когда мы делали последний фильм о событиях в зоне Карабахского конфликта, то для нас главное было соблюсти объективность. И армянские и азербайджанские учредители компании поблагодарили нас за такой взвешенный подход. В принципе журналистика в международной компании требует определенной взвешенности и ответственности, но не более того. Это не означает, что мы каким-либо образом цензуруем себя.

— Как компания готовится к переходу на цифровое вещание?

— Мы планируем это сделать путем постепенного перевода всего вещания на цифровые технологии. Потому как переход на цифровое вещание затрагивает две сферы: во-первых, это производство контента, а во-вторых, дистрибуция контента. И мы претендуем в России на попадание в третий мультиплекс, а в других странах - странах Содружества - первые мультиплексы.

— МТРК "Мир" не включена в перечень обязательных для распространения каналов России. Решался ли этот вопрос?

— МТРК "Мир" не включена в этот перечень, потому что она является международной компанией, российская она только на одну восьмую часть. И то, что мы являемся рядовыми вещателями и проходим все "круги" наравне с остальными телекомпаниями, дает нам дополнительный стимул. Мы стремимся быть интересными, соблюдать высокий уровень качества контента, чтобы региональным российским и зарубежным операторам были интересны партнерские отношения с МТРК "Мир".

— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы и тенденции развития непосредственно вашей компании и всей отрасли телерадиовещания в новых экономических условиях?

— У нашей компании есть твердый фундамент в виде финансирования из бюджетов наших стран-учредителей, а потому - отличные перспективы для развития в условиях финансового кризиса.

Что касается отрасли в целом, то любой кризис положительно влияет на будущее развитие. Кризис "чистит" отрасль от некачественных проектов, дает возможность пересмотреть затраты на производство и персонал, найти пути оптимизации бюджетов без уменьшения качества ТВ-продукта. Кроме того, кризис дает возможность реализоваться истинно талантливым людям. Я уверен, что этот экзамен приведет к качественному скачку отрасли в будущем.

— Как изменились приоритеты компании в связи с финансовым кризисом?

— Мы запустили новый проект "Лекарство от кризиса". Это серия интервью с премьер-министрами стран СНГ. Уже вышли в эфир передачи с премьер-министрами Молдовы, Белоруссии, Армении и Кыргызстана. Сейчас готовимся брать интервью у Владимира Владимировича Путина. В остальном наша сетка вещания не претерпела изменений. Мы соблюдаем заложенное в нашей лицензии распределение по жанрам и запускаем новые проекты: в начале 2009 года в эфир вышли еженедельная спортивная программа "Мир спорта"; культурологические программы, о которых я говорил ранее; военная программа "Союзники". Впервые за историю существования телеканала "Мир" мы готовим собственную масштабную познавательную телевикторину, эфир которой запланирован на июнь.

— Насколько перспективно информационное вещание во времена финансовой нестабильности? Возможно, людям захочется отвлечься от проблем посредством телевизора...

— Безусловно, в условиях кризиса снижается спрос на различные развлечения платного характера и возрастает спрос на бесплатное ТВ-развлечение. Но одновременно в условиях кризиса поднимается градус политического "сумасшествия", поэтому спрос на новости также вырастает, хорошие перспективы появляются у программ, выполненных в жанре "инфотеймента".

—  Каковы особенности кадровой политики вашей компании? Корректируете ли вы кадровую политику в связи с кризисом?

— Да нет, мы удерживаем заработную плату на докризисном уровне. Главное, о чем мы просим коллег, - делать интересные программы. И, конечно, предложение со стороны соискателей вакансий сильно возросло. Мы сделали упор на другое - инвентаризацию трудовых ресурсов компании.

— Должны ли производители и вещатели контента нести социальную ответственность за выпускаемый контент?

— Безусловно, должны. Во-первых, социальная ответственность прописана в национальных законах наших стран. И мы, как законопослушные работники, должны следовать букве закона. С другой стороны, мы ведем вещание на всей территории постсоветского пространства и осознаем, как важно заниматься не удовлетворением журналистских амбиций, а объективным освещением событий, взвешенной подачей новостей и просвещением наших телезрителей. Фактически наше предвзятое мнение о каком-либо событии может способствовать формированию некорректного или даже нетерпимого отношения соседских народов друг к другу. А наша миссия - объединить людей, восстановить дружеские связи между всеми народами, населяющими страны Содружества, рассказать о национальных обычаях и культурных традициях, показать общность проблем, сделать людей из разных стран ближе и понятнее друг другу. Вот в этом и заключается реальная социальная ответственность нашего канала перед телезрителями.

— Каковы ваши критерии при отборе поставщика/интегратора студийного оборудования для вашей компании?

— Тендер, максимально удобные рыночные условия и ответственность при выполнении обязательств. Нередко на рынке поставок оборудования мы встречаемся с коллегами, которые декларируют низкие цены, но при этом срывают все возможные обязательства.

Мы всегда смотрим на студийное оборудование как на способ повышения качества  неконтента  и качества компании. Потому что для нас принципиально важно при переходе на технологию Final Cut и современное "news gathering" выйти на уровень, который позволил бы уйти от моторных, непродуктивных, очень дорогостоящих операций и избавиться от низкоквалифицированного персонала, проще говоря, снизить затраты при производстве и дистрибуции контента.

— Ваш прогноз развития отрасли телерадиовещания.

— Телерадиовещание будет развиваться неплохими темпами. В 1998 году, когда российский рекламный рынок упал в четыре раза, нам удалось восстановиться в течение двух лет. А сейчас рынок сократился только на 40%, опустившись всего лишь на уровень 2006 года (и это по самым пессимистическим прогнозам). То есть речь идет не о кризисе, а всего лишь о том, что мы уходим от динамики роста рекламного рынка на 30-40% в год.

Но я не устаю повторять, что медиа -одна из самых динамично развивающихся, перспективных несырьевых отраслей национальной экономики России и других стран Содружества независимых государств. Кризис очистит нашу отрасль от "мечт" о незаработанных деньгах, уничтожит нерыночные проекты, резко повысит конкурентоспособность продукции, произведенной в СНГ.

Интервью подготовила Анна Заварзина



Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2009
Посещений: 11323

  Автор

Радик Батыршин

Радик Батыршин

Председатель МТРК "Мир"

Всего статей:  3

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций