Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Крепостные рейтинга, или к вопросу об отношениях зрителя и ТВ

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Крепостные рейтинга, или К вопросу об отношениях зрителя и ТВ


Сергей Фомин, эксперт

Сейчас слово "рейтинг" уже стало одиозным — все понимают, что цифры рейтингов, или, как называл Чичиков души умерших крестьян, "неощутимый чувствами звук", выражают отнюдь не реальные отношения реального зрителя к реальным телепрограммам, а подсчитывают некие условные "мертвые души", пребывающие в определенный момент у телеэкрана

В эпоху феодализма...

"Мертвые души" приносят каналам реальный доход, поскольку именно от этих цифр зависит стоимость рекламного времени. Зритель в его рейтинговом выражении - это некий продукт торга между руководством каналов и рекламодателями.

И цифрами рейтингов руководители каналов хвастаются, как хвастались друг перед другом помещики количеством крестьянских душ. Недаром же руководителей каналов прозвали "телебаронами" - по аналогии с "наркобаронами", что тоже имеет смысл, поскольку на "телевизионную иглу" можно подсесть так же, как на героиновую, но главное, что термин взят из феодальной лексики.

И тут напрашивается другая аналогия отношений телезрителя и телеканала - аналогия с феодально-крепостническими отношениями.

В свое время земля была во владении помещика, а крестьянин, причем не индивидуально, а в составе общины, обрабатывал ее, расплачиваясь своим временем. Это было необходимо для удовлетворения его жизненных потребностей. Кстати, тот факт, что когда-то помещики сдавали землю крестьянской общине (а не отдельному крестьянину), тоже имеет сходство с рейтинговым телевидением, учитывающим внимание массы, а не отдельно взятого зрителя.

Нет власти аще не от...

Точно так же сейчас владельцы телеканалов назначают зрителю барщинное пребывание перед телеэкраном, эксплуатируя потребности зрителя в информации и развлечении. И при этом, как бы это обидно ни звучало, телевидение, рассчитанное на максимально широкого зрителя, - это телевидение "для бедных", поскольку, как известно, россиянин, кроме всего остального, отличается в массе своей невысоким уровнем доходов. У него, по сути, нет возможности выбрать, к какому каналу перейти от того, который ему не нравится. Он прикреплен к одному каналу или небольшому их количеству так же, как крепостной крестьянин был прикреплен к барской земле. И это неправда, что бесплатное телевидение зритель получает бесплатно. Он платит за него своим свободным временем, отбывая у телеэкрана так же, как крепостной крестьянин отбывал барщину, которая тоже выражалась во временных категориях. И, например, в этом отношении весьма любопытно наблюдать, как Леонид Якубович принимает от участников программы "Поле чудес" разную мануфактуру и продукты. Так же когда-то крепостные крестьяне несли своему помещику натуральный оброк полотнами, рыбой-птицей, соленьями-вареньями.

Точно так же, совершенно в феодальных традициях телевидение требует к себе всенародной любви, доходящей до религиозности, что тоже является характерной чертой феодального менталитета. "Нет власти аще не от Бога, а Бог един", как едино современное рейтинговое ТВ, власти же причастное.

При этом рейтинги уж очень напоминают и достижения советской власти, выражавшиеся в цифрах небывалого роста. Население радовали тогда не потому, что современное монопольное положение "больших каналов" на территории страны дает им возможность относиться к своему зрителю не как к свободному человеку, а как к "крепостному", отбывающему перед телеэкраном некую "рейтинговую повинность", приносящую доход его телевизионному барину.

Не общество использует телевидение, а телевидение общество, точнее, население как рейтинговое поголовье в целях получения выгоды. Отношение телевидения к зрителям такое же, как отношение власти в России к населению, считавшей его своей собственностью и источником дохода.

Вот и введение абонентной платы будет выглядеть как переведение зрителя с барщины на оброк. Но при этом не стоит забывать, что государственные каналы я еще оплачиваю и как налогоплательщик.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2007
Посещений: 10946

Статьи по теме

  Автор

Сергей Фомин

Сергей Фомин

Телекритик

Всего статей:  3

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций