Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Концепция модели обслуживания социально значимой услуги ТРВ

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Концепция модели обслуживания социально значимой услуги ТРВ

Евгений Косточкин
Директор департамента корпоративного управления и развития ФГУП "РТРС"

Александр Гостев
Начальник отдела сводного планирования департамента корпоративного управления и развития ФГУП "РТРС"

Тарас Айларов
Главный специалист отдела сводного планирования департамента корпоративного управления и развития ФГУП "РТРС"

В настоящее время в органах государственного управления и в телерадиовещательном сообществе идет активное обсуждение различных аспектов процесса перехода на цифровые технологии вещания. Широкий резонанс вызвали подготовленная в Миниформсвязи России "Программа развития в России цифрового ТВ-вещания DVB" и "Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006—2015 годы", подготовленная Минкультуры России. Свое видение стратегии развития ТРВ и проблематики перехода на цифровое ТВ-вещание предложено ФГУП "РТРС". Для координации действий органов исполнительной власти в целях развития ТРВ создана правительственная комиссия под председательством Д. А. Медведева, первого вице-премьера Правительства РФ, которая на своем первом заседании рассмотрела представленный Мининформсвя-зи и Минкультуры России проект концепции ФЦП "Развитие ТРВ в РФ (2007-2015 гг.)"

Принципы государственного регулирования

Если попытаться определить общие позиции основных участников дискуссии о будущем системы государственного телерадиовещания в России, то среди не вызывающих разногласий принципов государственного регулирования можно выделить следующие:

  • Необходимость контроля и активного участия государства через федеральный и региональный бюджеты в формировании и функционировании системы ТРВ; реализация единой государственной политики в сфере ТРВ.
  • Обеспечение цифрового вещания пакета программ социального блока (социальный пакет, пакет каналов свободного доступа). То есть предоставление социально значимой услуги (СЗУ) создания и доставки теле- и радиопрограмм социального блока при государственной поддержке. Государство гарантирует гражданам предоставление бесплатного социального пакета в сети как аналогового, так и цифрового вещания (4-6 программ на первом этапе, 15-20 теле- и до 10 радиопрограмм на финальном этапе внедрения цифры). Операторам связи эфирного, кабельного, проводного ТВ и РВ, оказывающим услугу по распространению телерадиопрограмм, бесплатная доставка социального пакета телевизионных и радиопрограмм абонентам должна предоставляться в условиях предъявления операторской лицензии.
  • Максимальное сокращение периода совместного аналогового и цифрового вещания.
  • Достижение максимального охвата населения программами социального блока.

Прежде чем обсуждать вопросы реализации предложенных принципов, обратимся к зарубежному опыту государственного регулирования в области теле- и радиовещания. Следует пояснить, что речь идет об общественном телевидении и радио, институт которых давно действует во многих странах.

Зарубежный опыт

Регулирование деятельности в данной области за рубежом осуществляется через финансовые инструменты (не только государственные), общественные организации и непосредственное участие потребителей этой услуги, то есть населения. Опыт финансирования общественного телевещания зарубежных государств различен, единой модели нет.

В Великобритании государственное регулирование в этой сфере осуществляется через монопольного общественного вещателя — компанию Би-би-си. Источником средств является абонентская плата (16,4 евро в месяц), что составляет 95% всех доходов компании, плюс коммерческая деятельность (в том числе сборы от предоставления прав на вещание по каналам Би-би-си другим вещателям). Кроме того, компания не оплачивает лицензию и предоставляемый частотный ресурс.

В Германии общественные вещатели, компании ZDF и ADR, финансируются за счет рекламы, спонсорских взносов, продажи программ другим компаниям и абонентской платы владельцев приемников (17 евро в месяц).

В Канаде общественное вещание осуществляется через финансируемую правительством Канадскую телерадиовещательную корпорацию (СВС) (размер субсидий эквивалентен примерно 1 млрд долларов США в год). Финансовая деятельность осуществляется компанией самостоятельно. Плата с абонентов не взимается. Компания получает доходы также за счет размещения рекламы.

В США платежи владельцев приемников отсутствуют. Абонент платит только за подключение к кабельной сети. Основными источниками финансирования национального общественного вещания, оператором которого является компания PBS (Public Broadcasting Service), являются пожертвования частных лиц, общественных фондов и бизнеса (около 44%), субсидии от правительств штатов (17,1%), федеральные гранты и контракты (14,8%).

Во Франции общественный сектор телевидения поддерживают три канала холдинговой компании France Television. Доход от абонентской платы с домохозяйств (9,7 евро в месяц, уплачиваемых в налоговые органы) составляет 70% всех доходов компании. Общественные каналы получают доходы и от распространения рекламы.

В Швеции национальное ТВ также финансируется за счет сборов с владельцев приемников, которые приносят 90% доходов, а еще за счет продажи прав на программы и спонсорства.

В Японии функции национального вещателя выполняет государственная компания NHK, контрольный пакет акций которой находится у государства. Финансирование компании осуществляется за счет государственного бюджета и добровольных ежемесячных взносов телезрителей (20 долларов США в месяц). Рассматривается вариант введения обязательного платежа за просмотр программ компании.

А как в России?

В России общественное телевидение в "западном понимании" отсз'тствует, и, судя по темпу движения проекта Закона "Об общественном телерадиовещании" в эшелонах законодательной власти, не ясно, когда появится. Нет в российском законодательстве и определения "национального телевизионного вещания". Можно, по-видимому, ассоциировать зарубежное общественное и национальное телерадиовещание с вещанием теле- и радиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций, которые получили свой статус в соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.1995 г. № 1019 . Это: Первый канал, НТВ и центральные телевизионные и радиоканалы ФГУП "ВГТРК".

Сегодня объем финансовых потоков, аккумулированных в сегменте деятельности общероссийских каналов ТРВ (по данным 2005 г.) можно оценить по следующим пунктам (см. рис.):

  • Расходы общероссийских ТРК на трансляцию и распространение ТРП по договорам с магистральными операторами (ФГУП "Космическая связь", ОАО "Газком", ОАО "Ростелеком") и ФГУП "РТРС" по централизованным тарифам — 6,8 млрд руб.
  • Средства ФБ (0,38 млрд руб.), региональных бюджетов (0,17 млрд руб.) и собственные средства ФГУП "РТРС" (0,34 млрд руб.) на модернизацию и восстановление сети — 0,89 млрд руб.
  • Субсидии из ФБ для покрытия расходов на распространение телепрограмм общероссийских каналов в населенных пунктах с численностью жителей менее 200 тыс. человек ("200 минус") — 0,714 млрд руб.
  • Расходы ФБ на производство ТРП (бюджет ФГУП "ВГТРК" и расходы на финансирование социально значимых программ через гранты Роспечати) — 8,5 млрд руб.
  • Расходы общероссийских ТРК на производство ТРП — 23,4 млрд руб.

Таким образом, объем средств в сегменте государственного ТРВ равен примерно 41,3 млрд руб. в год, причем непосредственное участие ФБ в обслуживании государственного ТРВ составляет около 23%. Остальное — за счет собственных средств участников. Если учесть позицию государства, которая конкретно выражается в объеме средств, выделяемых на телерадиовещание в ФБ, а также значительную нагрузку, которую придется выдержать при внедрении цифрового ТВ, то следует, по-видимому, придерживаться этого уровня участия государства в обслуживании.

"Бесплатный" социальный пакет

Основная часть расходов падает на производство программ. При переходе к цифровому ТВ значительно возрастет число каналов (наполнение программ качественным контентом — отдельный вопрос) и повысится рекламный рейтинг нецентральных каналов. Доходы от рекламы, являющиеся основным источником средств общероссийских ТРК на производство программ, получат тенденцию к относительному снижению. Снижение доходов ведет к уменьшению средств на производство программ. Другим фактором сокращения возможностей общероссийских ТРК при выделении средств на производство является необходимость программно сопровождать как аналоговый, так и цифровой социальные пакеты в период совместного вещания аналогового и цифрового ТВ. По-видимому, для сохранения рентабельности общероссийских каналов в этих условиях часть средств на производство будет дотировать государство либо через прямые субсидии, либо путем предоставления преференций.

Что означает "бесплатный" социальный пакет, который государство должно гарантировать населению? На самом деле он не бесплатный для 62% населения, их платежи за коллективную антенну включены в коммунальные услуги. Оценка объема платежей по числу плательщиков за коллективную антенну в стране составляет примерно 820 млн руб. в год. Из этой суммы оплачиваются услуги коммунальных служб по эксплуатации антенно-кабельного хозяйства СКТП. Если принять тезис о бесплатной доставке социального пакета жителям России, как это происходит сейчас, то источник получения средств от населения следует ограничить этим объемом. Сравнение суммы платежей за коллективную антенну с абонентскими платежами в европейских странах показывает, что они различаются в 10-15 раз. И если там абонентская плата составляет значительную часть доходов национальных вещателей и покрывает большую часть расходов, то у нас это менее 2% от суммы расходов.

Какой представляется модель обслуживания СЗУ?

В таблице "Модели обслуживания СЗУ" представлены основные расходные статьи и предлагаются источники формирования фонда СЗУ для покрытия расходов. При формировании источников предлагается принимать во внимание следующие принципы:

  • часть нагрузки по обеспечению населения социальным пакетом программ должны взять на себя регионы;
  • эта нагрузка должна распределяться пропорционально количеству населения, постоянно проживающему в субъектах РФ, а также зависеть от числа обслуживаемых оператором связи спутниковых приемных станций и вещающих эфирных передатчиков;
  • оплата "региональной части" пакета должна полностью лечь на плечи региона;
  • источником фонда СЗУ должна стать часть доходов каналов, включенных в социальный пакет, от рекламы и предоставления контента и программ третьим лицам (например, иновещателям);
  • в источники должна быть включена часть абонентской платы населения за антенну СКТП;
  • субъектам обслуживания СЗУ (вещательным каналам и операторам распространения социального пакета) целесообразно предоставить бесплатный частотный ресурс, операторские и вещательные лицензии (может быть, и единую лицензию), а также предусмотреть финансовые и налоговые льготы;
  • следует эффективно задействовать механизм привлечения внебюджетных финансовых источников, законодательно предусмотрев налоговые льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим спонсорскую поддержку субъектам СЗУ.

Аккумулированный с учетом предлагаемых принципов фонд СЗУ распределяется далее между объектами расходов. Таким образом формируется бюджет обслуживания СЗУ. Далее известными методами финансового менеджмента строится динамическая ресурсная модель СЗУ, с помощью которой можно рассчитать параметры процесса и строить оптимизационные стратегии обслуживания.

Кажется очевидным осуществлять управление фондом через уполномоченный Правительством РФ субъект корпоративного права, придав ему статус национального оператора СЗУ телерадиовещания, которому следует поручить функции по формированию фонда, его использованию и возложить на него ответственность за бесперебойную и качественную доставку социального пакета гражданам на всей территории РФ. Одна из основных задач, которая должна быть поставлена уполномоченному органу, — осуществление политики частно-государственного партнерства с альтернативными вещателями и бизнес-сообществом с целью гармонизации процесса развития системы цифрового ТРВ для удовлетворения потребности граждан в получении информации и привлечения дополнительных внебюджетных инвестиционных источников в развитие национальной телерадиовещательной сети.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2006
Посещений: 13102

Статьи по теме

  Автор

 

Евгений Косточкин

Директор департамента корпоративного управления и развития ФГУП "РТРС"

Всего статей:  1

  Автор

 

Александр Гостев

Начальник отдела сводного планирования департамента корпоративного управления и развития ФГУП "РТРС"

Всего статей:  2

  Автор

 

Тарас Айларов

Главный специалист отдела сводного планирования департамента корпоративного управления и развития ФГУП "РТРС"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций