Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кадры "вещают" все

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кадры "вещают" все

Рудольф Стерхов
Издатель и автор музыкальной библиотеки для телерадиовещания "Радиофон"

В журнале "Broadcasting" № 3 за 2007 г. чита- тели уже узнали об этапах создания первой в России частной радиостанции. В этом номере автор рассказывает о том, как подбирались кадры для радиостанции и как осуществлялись самые невероятные радийные планы и мечты

"Радиотрек" начал "распахивать целину" независимого вещания на Урале, никоим образом не опираясь ни на фундаментальные законы советской журналистики, ни на советскую административную систему, на которой, кстати, довольно долго держалось телерадиовещание новой России.

Поначалу мы и в самом деле не нуждались в журналистах, которых десятками и сотнями выпускал Уральский университет. Новости мы не делали, поскольку в этом не было никакой необходимости, да и доходы радиостанции не позволяли "раздувать" штат. Но главной причиной было отсутствие кого-либо, умеющего сказать в эфир несколько слов о музыке темброванным голосом, без "уральского акцента" и неглупо. И мы не стали обращаться в деканат журфака в поисках обладателей красных дипломов, а поступили предельно просто - сообщили в эфире: "Приглашаем на работу ведущего радиоэфира". Сейчас так поступают все радиостанции. Но тогда, 16 лет назад, под давлением многолетних непререкаемых нормативных установок было закономерно, что человек у микрофона на телерадиостудии должен иметь специальное высшее образование и, главное, быть идеологически выдержанным. А у нас как раз была другая идеология, поскольку не нужны нам были профессионалы с журналистским образованием в известном в то время смысле этого слова. Схема отбора претендентов была обусловлена творческими и "техническими" возможностями самих претендентов. С первых слов по телефону примерно 80% позвонивших мы отказывали сразу, потому что с первых секунд разговора было слышно, что они не отвечали указанным выше критериям. Оставшимся 20% предлагалось записать на магнитофон свою любимую музыку и что-то про нее сказать. Из этих 20% любителей "Ласкового Мая" (был тогда еще в моде такой ансамбль), которых было около половины, тоже просили больше не беспокоиться. Итого лишь 10% удостаивались прихода в студию; еще меньше прошли у нас обучение чувствовать себя "свободнее перед микрофоном" и только единицы выходили в эфир. Получалось так, что из 60-80 позвонивших 2-4 человека становились настоящими властителями умов и душ сотен тысяч екатеринбуржцев - слушателей "Радиотрека".

Те, кто проделывает такую работу сейчас, знает, какой это тяжелый и кропотливый труд - найти и "сделать" яркого ди-джея. Но эти старания были совершенно оправданны. Как, например, на "Европе Плюс" в то время были несколько "знаковых голосов", по которым все узнавали это радио, так и на "Радиотреке" "Мартин Эм Си" и "Виолетта Сэн" были нашей звуковой "торговой маркой". А самым первым ди-джеем был Сергей Павлов (фамилия - творческий псевдоним). Он был одним из лучших, хотя и учился в декабре 1991 г. в последнем классе средней школы. Положительная энергетика и легкость "полета мысли on-line", удивительная не по годам интуиция в выборе эфирной музыки - эти качества Сергей получил свыше, а на "Треке" (так сокращенно мы называли "Радиотрек") реализовал себя и получил профессию на всю жизнь.

Следующая остановка "Новости на "Радиотрек"

Случались и находки талантов в совершенно неожиданных местах, не характерных для их обитания. Например, в одном из трамваев 18-го маршрута Екатеринбурга вышел на линию вагоновожатый, который, объявляя остановку, успевал рассказать о достопримечательностях и истории этой части города, предостеречь о близко идущем транспорте и пожелать доброго пути. От такого внезапного трамвайного сервиса лица пассажиров становились добрее, толкания локтями мягче, а дорожных скандалов в этом трамвае не затевалось. Но главное, что привлекло наше внимание, это голос прогрессивного водителя трамвая, который не могли испортить даже трамвайные хрипящие и рваные динамики! Естественно, прекрасный баритон с высокохудожественными речевыми оборотами формата "Радио России" после двух дней корректировки стал озвучивать наши новости. Странное то было время, очень многие тогда вынуждены были "отречься" от своих дипломов. Вот и Сергей Овчинников (так звали нашего "многопрофильного" журналиста), несмотря на свое консерваторское образование, ежедневно с 5 часов утра развозил горожан на трамвае, а после полудня рассказывал новости на радио.

Сейчас, через призму лет, можно с уверенностью сказать, что станция "Радиотрек" с 1991 по 1997 гг. была настоящей "кузницей радиотелекадров". Алексея Иванова теперь можно увидеть на некоторых центральных телеканалах; Мстислав Захаров, "ди-джей Кин-ски", "Виолетта" и Сергей Павлов продолжают трудиться на разных телерадиоканалах Екатеринбурга; "Стае Пу-рим", было время, озвучивал добрую половину рекламы столицы Урала и даже объявления остановок в троллейбусах. Дмитрий Слобцов, начинавший на "Треке" не самым успешным "сейле-ром", сейчас в Москве, делает видео-монтажи клипов группы "Мумий Тролль" и певицы Земфиры, фильмов про "Дозоры" и подобных им. Михаил Козырев до "Нашего Радио" вел на "Треке" специальную программу. Нельзя не вспомнить и Павла Снегова (псевдоним). Его программы-монологи о жизни, умные, с тонкой иронией, сопровождаемые со вкусом подобранной музыкой, были насыщены особым оптимизмом, который, надеюсь, многим помог пережить тот смутный период безвременья. Но, к сожалению, сам Павел не пережил его...

А город подумал: "Мученья идут"

Были и безымянные герои эфира. Однажды на станцию в подарок кому-то на день рождения принесли котенка. Как обычно бывает, день рождения совсем не "грустный праздник", и к всеобщему веселью подключился ведущий программы. Сначала в эфире поздравил виновника торжества и рассказал в эфире о живом подарке, а потом решил присоединиться к празднованию уже в родном коллективе. Включил музыку "на автомате" и покинул студию. Да так спешил к столу, что забыл убрать под-звучку из студийных мониторов и оставил в студии сам живой подарок. Эфир идет, город слушает музыку... А тем временем котенок, оставленный в студии, заполз на рабочий стол, где наслушавшись громких звуков и испугавшись мониторов, стал в ужасе мяукать. Тут стало понятно, насколько же некстати остался не выключенным микрофон: жалобные мяуканья нового "ди-джея" многократно усиливались студийными мониторами. Бедный котенок подумал, что на него, маленького и несчастного, напал невидимый монстр, орущий на его родном языке. Сильно испугавшись, несчастный "усатый подарок" завопил в ужасе еще громче!..

Конечно, все это когда-то закончилось, как заканчиваются все праздники. Уральцы - видавший виды народ, и кошачьи вопли в радиоэфире были приняты без паники и с пониманием, как оригинальное ведение программных вариаций на тему "Рассказы о животных" с участием самих животных. Так что, несмотря на конфуз, "Радиотрек" еще немало лет оставался на должной популярности.

Первые, всегда первые!

Когда "...все впервые и вновь...", совсем легко стать Магелланом любого дела. Ну, все что угодно начинай, чего не было до тебя, по крайней мере, в это время и в этом месте. Не надо только бояться и долго мучаться вопросом: "Почему до тебя никто не сделал то или другое, и так, а не иначе?" Да все просто! Не время было и не место. Да и не оказалось здесь до тебя такого сообразительного и рискового. Но так это, наверное, выглядит со стороны. А на самом деле любой прогрессивной идеей, любым оригинальным проектом зачастую движет не только похвальное стремление быть первым, но и банальная и объяснимая проблема: недостаток средств на традиционное, но дорогое техническое и организационное решение проблемы.

Когда в 1991 - начале 1992 года мы, две радиостанции, будучи конкурентами на радиорынке Екатеринбурга, "теснились на одной частоте УКВ (об этом я рассказывал в № 3(63), я сразу понял, что надо получать свою частоту. Недолго думая, направив заявку в Министерство связи в середине 1992 г. и уже весной 1993-го (!) я получил свои две частоты: на УКВ и FM. К слову, недавно мой приятель, влиятельный российский медиамагнат, только разрешение на вещание получал 3 года. Тем не менее и тогда было большой редкостью - вот так просто - иметь собственные частоты. Незыблемость, непререкаемость и монополизм государственных передающих радиотелецентров для нас, вещателей, исключали саму мысль об этом.

И вот я держу в руках лицензию, как сейчас помню, за номером 797! И с ощущением счастья обладания СВОИМИ частотами вмиг улетучились "ужасы" бесконечных мытарств по министерским коридорам и страхи: "А вдруг все зря?", знакомые многим "провинциальным просителям", не раз трепетавшим под тяжелыми взглядами "принимающих решения". А вот уже и передатчик закуплен, и антенна смонтирована. И кажется, что еще через день-другой независимая радиостанция "Радиотрек" станет реально независимой! Радость была недолгой. Ставить антенну "на крыше дома своего" можно, но неэффективно, сигнал терялся через 10-15 км. Иных мачт, кроме как на местных передающих центрах, не было; конкуренты в коалицию на постройку общей собственной мачты не пошли. И вот я вновь иду с поклоном к начальнику РТПЦ и перечисляю теоретически "за обслуживание", а практически за аренду собственных передатчиков и собственных частот те же деньги, какие я платил за чужие. И понимаю, что наличие закона ("О Связи", например) не всегда гарантирует его действие.

Программная независимость была обретена нами еще до появления "независимой" России, с первых дней эфира с ноября 1991 г. Правда, года три постсоветские слушатели звонили и спрашивали: "А кто вас контролирует?, "А почему никто?", "А так не бывает!" Идея же технической независимости во всех ее проявлениях долго оставалась идеей и была вожделенна по причине ее экономической необходимости. И через некоторое время мне удалось отказаться от услуг "естественных монополий". На переходе стратегических размышлений от простого к сложному решение было найдено!

Ведь что такое передающий центр: десяток-другой передатчиков и мачта на полторы-две сотни метров в высоту. Подготовить помещение и обеспечить техобслуживание передатчиков бригадой выпускников радиофакультета Уральского политехнического института можно за несколько месяцев. А вот построить еще одну мачту в Екатеринбурге практически невозможно. Значит, надо ее найти. Только она должна быть иной, чем на РТПЦ, но подобной по назначению. Например, возникла идея поставить башенный кран, вернее, его основную "стойку" метров на 60 без кабины и стрелы. Вроде бы нет таких нормативов, запрещающих держать невысокую железную конструкцию на своем небольшом участке земли. Но пришлось от такого проекта отказаться, так как надо было бы строить дополнительное помещение, что опять же дороговато. А что еще есть в Екатеринбурге высотное, кроме домов, конечно? Только трубы... Ну, вот и решение!

На самой высокой географической точке города при котельной тоже Уральского политеха была обнаружена труба 60 метров. С руководством котельной были проведены успешные переговоры, и необычное сотрудничество было подкреплено не только предоставлением "для благого дела" трубы, но и было выделено прекрасное помещение под радиоцех. Отдельной благодарности в реализации этого новаторства заслуживают руководители уральского отделения Россвязьнадзора! Без их поддержки и помощи не появился бы в 1996 году первый, наверное, радиоцентр, где вместо традиционной мачты или башни дымила увешанная антеннами труба.

Такое необычное тактическое и техническое решение до сих пор, думаю, позволяет быть "Радиотреку" одной из самых рентабельных радиостанций.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2007
Посещений: 10646

  Автор

Рудольф Стерхов

Рудольф Стерхов

Эксперт

Всего статей:  5

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций