Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Экспертные мнения

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Экспертные мнения

Представляем вашему вниманию интервью с представителями отрасли телекоммуникаций и платного телевидения, собранные на выставке CSTB

Нишевое телевидение будет развиваться

Светлана Сазонова
Руководитель службы продвижения и рекламы МТРК “Мир”

—  Остались ли еще на рынке незанятые ниши в платном телевидении?
- Скорее всего полностью незанятых ниш на платном телевидении уже нет. Безусловно, можно создавать еще более специфические по тематике каналы. Но тут встает вопрос об их рентабельности. На сегодняшний момент в России более 300 тематических каналов, они работают в тех нишах, в которых есть "деньги". Либо рекламодатели заинтересованы в целевой аудитории данного носителя, либо аудитория заинтересована в контенте, который она не может получить на эфирном ТВ. Если посмотреть на новые каналы, то они дублируют имеющийся на рынке контент. С другой стороны, наблюдается значительный отток аудитории от эфирного телесмотрения. А это значит, что в долгосрочной перспективе нишевое телевидение будет развиваться как количественно, так и качественно.

В том числе будут появляться абсолютно новые предложения для более узких целевых групп.

Когда реально платное телевидение сможет составить конкуренцию эфирному?
- Исторически российские граждане привыкли получать телевидение бесплатно. Сейчас очень небольшая прослойка населения пользуется платным телевидением. Это те люди, которых не устраивает продукт, рассчитанный на среднестатистического российского телезрителя. Особенно это касается таких ниш, как деловые, спортивные, каналы о стиле жизни. Так как в России запущена программа по созданию мультиплексов и в скором времени все граждане нашей страны смогут смотреть 8 каналов бесплатно, я думаю, что грандиозными шагами платное телевидение не сможет развиваться. Опять же надо понимать, что уровень жизни в России, особенно в глубинке, не очень высокий.

Существует ли на сегодняшний день проблема во взаимоотношениях каналов и операторов?
- Дело в том, что все мы занимаемся бизнесом и у каждого игрока есть задача быть финансово успешным. Поэтому естественно, что все стараются вести бизнес с наибольшей выгодой для себя. Что касается нашего телеканала, то нас в России транслирует почти 800 кабельных операторов. Эти цифры говорят о том, что любые трудности можно преодолеть. Нет каких-то вещей, которые нельзя обсудить и найти компромиссное решение.

Платное ТВ не имеет серьезных перспектив

Глеб Гилинский
Заместитель коммерческого директора “Рикор ТВ” (бренд “Актив ТВ”)

—  Остались ли еще на рынке незанятые ниши в платном телевидении?
- Я считаю, что на рынке платного ТВ есть возможности для развития. Однако они требуют достаточно серьезной технической и маркетинговой проработки. В то же время многие крупные игроки вкладывают деньги в отработанные технологии, не связанные технологическим и коммерческим риском, в экстенсивный рост, поэтому я не ожидаю, что в этом году массово появятся какие-то новые платные услуги или новые способы доставки сигнала, которые не использовались в прошлом году.

Когда реально платное телевидение сможет составить конкуренцию эфирному?
-  Вообще, я думаю, что платное телевидение, как взимание денег за просмотр каналов, не имеет серьезных перспектив на будущее как для каналов, так и для операторов. Рост числа телевизионных каналов носит взрывной характер, а возможности по доставке сигнала к абоненту сильно отстают (особенно это видно в эфирном и аналоговом КТВ). Таким образом, каналам все сложнее получать деньги с кабельных операторов. Сейчас даже появилась тенденция, когда не оператор платит каналам за включение в пакет, а наоборот! Да и телезритель с каждым годом получает все больше разных возможностей смотреть телевидение, в том числе и без абонентской платы.

—  Существует ли на сегодняшний день проблема во взаимоотношениях каналов и операторов?
-  Да. К сожалению, рынок телевизионных каналов не является на 100% открытым, во всяком случае, то, что касается спутникового сегмента. На этом рынке решение по включению того или иного канала в пакет не всегда принимается с точки зрения экономики. Существует множество конкурентных факторов, например когда ряд достаточно популярных каналов входят в холдинг и принадлежат одному из операторов, который ограничивает возможности другим операторам получить права на эти каналы. Ну и пресловутая “минимальная гарантия", которая фактически направлена против небольших операторов и мешает справедливой конкуренции.

Цифровизация: европейский вариант

Ежи Страшевский
PIKE

— Когда началась цифрови-зация в Польше?
- Смотря что вы имеете в виду... Если говорить о кабельной цифровизации, то 5-6 лет назад, спутникового телевидения - за 4 года до этого, в этом году началась цифровизация эфирного сигнала.

Сколько бесплатных каналов в итоге получит абонент?
- Если в трех мультиплексах будут только SD-каналы, то абонент получит 24 канала - по 8 в каждом мультиплексе. Соответственно в HD-качестве абонент сможет получать меньше каналов, так как каналы ТВЧ занимают в 3 раза больше емкости, чем каналы стандартной четкости. Все эти каналы должны быть бесплатными для абонента, хотя, возможно, со временем некоторые из них и станут платными.

Чем отличается переход на цифровое вещание от аналогичного процесса в Европе?
- Не могу проанализировать весь процесс в целом, так как я, например, не знаю ситуацию в таких странах, как Ирландия, Швеция. Но вот точно могу сказать, что Германия, Чехия, Словакия, Литва уже завершают переход на цифровое вещание. Польша, как и Россия, к сожалению, несколько отстает от них. Но наши страны идут семимильными шагами.

Я слышал, что в России достаточно активно идет работа над цифровизацией. Но у вас есть свои сложности - страна очень большая, необходимо большое количество set-to-box, понадобятся серьезные вложения. Нет понимания (как и в Польше), кто будет платить за этот процесс.

На международном конгрессе в своем выступлении президент Cable Europe Мануэль Констам сказал, что к 2015 году в Западной Европе в кабельных сетях 80% всех абонентов будут принимать цифровое телевидение. В Польше, возможно, это произойдет и раньше. В конце прошлого года 25% абонентов кабельного телевидения уже имели доступ к цифровому телевидению. То есть из 4,5 млн абонентов кабельного телевидения 1,1 млн получают цифру.

Set-to-box распространяются бесплатно?
- Сейчас на этот вопрос я не могу точно ответить. Вскоре будет создан документ, в котором будет учтено распространение set-to-box. Наша организация PIKE участвует в консультациях, которые проводит министерство. Наша позиция такова, что никакие организации не должны выделять средства на бесплатное распространение set-to-box. Только самые малоимущие слои населения, которые не имеют средств для покупки set-to-box, должны получить бесплатно приставку или льготы на ее приобретение. Но таких людей у нас не более 150 тыс. Ведь в середине прошлого года только 35% населения смотрели аналоговое телевидение, 25% - спутниковое и 34% - кабельное.

—  Сколько бесплатных каналов на сегодняшний день получает абонент?
- У нас есть 8 бесплатных каналов, которые транслируются через эфир, а также через кабельное и спутниковое телевидение.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2011
Посещений: 10568

Статьи по теме

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций