Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Демпингуешь

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Демпингуешь? Верни лицензию и иди учиться!

Данная статья посвящена фундаментальной теме - необходимости создания в России системы подготовки профессиональных кадров для коммерческого радиовещания

Реклама на радио (как, впрочем, и любая другая реклама) - это продвижение на рынок товаров и услуг других видов бизнеса. Ведь мало произвести продукцию: нужно, чтобы она нашла своего потребителя. Достижение этой цели - одна из главных функций СМИ. Следовательно, деятельность коммерческих радиостанций способствует развитию рыночной экономики региона.

Вложение денег в рекламу фактически является вложением их в средства производства: в увеличение потребительского спроса тех или иных товаров и услуг. А увеличение спроса влечет за собой увеличение оборота денежных средств внутри региона, что оказывает прямое влияние на развитие экономики.

Радиовещание как бизнес имеет максимально возможное соотношение эффективность/затраты по сравнению с другими СМИ и оказывает самое сильное влияние на развитие экономики регионов. Поэтому если мы стремимся к тому, чтобы экономика нашей страны развивалась динамично, мы должны уделять особое внимание развитию коммерческого радиовещания.

А теперь позвольте в только что обозначенную бочку меда положить добрую ложку дегтя. Когда высокоинтеллектуальным бизнесом, коим является радиовещание, занимаются профессионалы, все идет хорошо - именно так, как описано в начале этой статьи. Но иногда бывает достаточно одной "паршивой овцы", чтобы заболело все стадо. Я имею в виду бизнесменов-временщиков, стилем ведения бизнеса которых является принцип урвать и смотаться" или "после меня - хоть попотоп!". Такие бизнесмены не имеют должного уровня образования в вопросах ведения радиовещательного бизнеса и единственным способом удержаться на рынке считают демпинг - разорение своих конкурентов. В этом смысле они сродни браконьерам, потому что нарушают главный принцип любого бизнеса - "зарабатывай сам и давай зарабатывать другим".

Когда к такому способу вхождения в рынок прибегает вновь образованная радиостанция, снизив на первые два-три месяца вещания расценки на свою рекламу на 20-30%, а то и на 50% относительно среднего уровня цен, сложившихся на рынке, это хоть и "отдает нехорошим душком", но может быть понято. Специалисты таких станций не хотят проводить маркетинговые акции по собственному продвижению из соображений экономии либо потому, что не понимают их необходимости. Возможно, в штате таких радиостанций нет соответствующих кадров и они надеются заполучить рекламодателей не привлекательностью программы и эффективностью предлагаемой рекламы, а бросовыми расценками.

Когда же компания продолжает дем-пинговать по истечении периода вхождения в рынок (слушатели города узнали о новой станции, сложилась ее аудитория), фактически обрушивая тем самым рыночные цены, это уже расценивается не как болезнь роста, а как хищнический стиль ведения бизнеса.

Главная причина подобных явлений, на мой взгляд, кроется в отсутствии должного уровня образования. В нашей стране никогда не занимались целенаправленной подготовкой профессиональных кадров для коммерческого радиовещания. Сегодня мы пожинаем плоды.

В больших городах, на рынке которых представлено достаточно много радиостанций, принцип работы таких горе-вещателей постепенно становится понятным большинству рекламодателей, и эти станции занимают отдельную нишу, лишь незначительно влияя на среднерыночные цены и соответственно на общий объем рекламного рынка.

Гораздо хуже обстоит дело в небольших городах, где работают всего три-четыре радиостанции, "все слушают всех", а само ведение радиовещательного бизнеса является рискованным - на грани рентабельности. В этом случае демпинг парализует развитие всех радиокомпаний и обрекает их на выживание. Здесь уже не до искусства - хотя бы ремесло сохранить.

Демпингующий вещатель фактически разрушает инфраструктуру бизнеса в регионе, что в итоге приводит к сокращению рабочих мест в радиокомпаниях и не только, а также к снижению среднего уровня заработной платы и к общему обострению социальных проблем региона.

В первую очередь радиобраконьеры наносят ущерб деятельности тех региональных радиокомпаний, которые создают собственные программы, то есть занимаются не только ремеслом, но и искусством.

Создание собственной программы изначально более затратно, чем ретрансляция, зато в перспективе обеспечивает более высокий рейтинг. Ко всему прочему появление местных станций с собственным программированием способствует увеличению рабочих мест в регионе, а также к повышению уровня профессионального образования.

Страдают от демпинга в первую очередь квалифицированные кадры, которые вряд ли смогут реализовать свой потенциал на ретранслирующих станциях.

Наиболее часто к демпингу прибегают некоторые ретранслирующие партнеры крупных сетевых радиостанций: трансляция рейтинговой программы центральной станции страхует радиобраконьеров от разорения. Они не заинтересованы в развитии экономики своего региона и лишь паразитируют на ней. Таких сегодня немного, однако вполне достаточно и одного на каждый город, чтобы Россию поразил кризис коммерческого радиовещании, а радиовещание в мелких городах навсегда осталось на уровне ремесла.

Выход из подобной ситуации я вижу в организации системы образования, гарантирующей создание профессиональных кадров в регионах страны. Решение этой задачи должно быть комплексным, с участием четырех заинтересованных сторон.

Первая из них - это добросовестные региональные вещатели, которые ратуют за профессиональное развитие своих компаний и выход их деятельности на уровень искусства.

Вторая сторона - местные власти, которые должны понимать, что развитие экономики региона невозможно, если бизнесмены ведут демпинговую войну.

Третья - крупные сетевые радиостанции, которые заинтересованы в том, чтобы местные вставки в их программы были высокопрофессиональными. Для этого центральные радиостанции должны заботиться об уровне образования и воспитании профессиональных кадров в регионах страны.

И четвертая - крупные вузы, на базе которых могут быть организованы отделения для подготовки специалистов коммерческого радиовещания.

Подчеркну, что решение поставленной задачи должно быть комплексным: она должна решаться как на региональном уровне, так и в центре. Я считаю необходимым, чтобы при выдаче новых лицензий на радиовещание федеральная конкурсная комиссия Минкультуры России учитывала мнение общественных советов директоров коммерческих радиокомпаний того или иного города. Также необходимо, чтобы федеральная конкурсная комиссия Минкультуры России, прежде чем выдавать новые лицензии, внимательно просматривала справки об образовании ведущих сотрудников вновь образующихся радиокомпаний и дипломы, свидетельствующие об окончании факультетов руководящих работников СМИ или соответствующих курсов. Радиовещанием должны заниматься профессионалы.

Об организации полноценной профессиональной подготовки специалистов по продвижению радиопрограмм (промоуте-ров) и руководителей отделов рекламы (менеджеров по продажам) для коммерческих радиокомпаний страны пока что можно только мечтать. А ведь именно они "делают деньги" и, стало быть, влияют на экономическую ситуацию в регионах. Не журналисты, не редакторы и не инженеры, а именно промоутеры и рекламщики. Позволю себе привести схему структуры радиокомпании, чтобы показать, насколько сильно влияют на деятельность радиокомпании грамотно организованные отделы рекламы и продвижения (промоушн).

Необходимо, чтобы это образование было платным и чтобы платил за него сам работник. Лишь в крайних случаях возможна частичная оплата данного образования за счет внешних источников, при наличии государственных программ восстановления экономики конкретного региона.

Полагаю, что если в среде коммерческого радиовещания будет создана система подготовки профессиональных кадров (в первую очередь по коммерческим специальностям), то это будет способствовать не только выходу радиокомпаний страны на уровень "высшего пилотажа", но и более эффективному развитию экономики регионов. Мне кажется, что данное направление в развитии российского радиовещания находится в одном ключе с задачами Правительства РФ, взявшего курс на повышение качества образования и подготовку высокопрофессиональных кадров для отечественной рыночной экономики.

Россия будет процветать тогда, когда будут процветать регионы.

Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"
Сергей Комаров

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2004
Посещений: 11928

Статьи по теме

  Автор

Сергей Комаров

Сергей Комаров

Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"

Всего статей:  20

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций