Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифра в международном радиовещании

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Цифра в международном радиовещании

В мае 2005 г. был осуществлен переход на цифровые технологии подготовки и выпуска в эфир передач радио "Голос России" на 32 языках вещания. Проделанная работа потребовала мобилизации усилий и профессионализма всех специалистов компании для получения чистого радиосигнала и его качественной доставки слушателю. Задача была очень сложной, так как требовалось ответить на целый ряд вопросов: должны ли новые технологии содержать новый контент? Оправданы ли затраты на новые технологии, если мы, пользуясь ими, будем предлагать слушателю прежний формат общения?

Страницы "цифровой" биографии "Голоса России"

Для начала несколько слов о самой компании. "Голос России" - российская государственная радиовещательная компания, которая ведет вещание в международном эфире с 29 октября 1929 г. Сегодня радиостанция осуществляет вещание в объеме 115 часов в сутки в 160 странах мира и круглосуточно передает 450 программ в эфире и Интернете. Ее всемирная аудитория составляет 109 млн человек. В рейтинге зарубежных радиовещателей она занимает третье место после Би-би-си и "Голоса Америки". Радиостанция "Голос России" начала работать в Международном консорциуме DRM (Digital Radio Mondiale) в качестве постоянного члена в 1998 г. "Голос России" является членом Национальной ассоциации телерадиовещателей (HAT), Европейского вещательного союза (EBU), Ассоциации служб изучения аудитории международных вещателей (CIBAR).

Начало цифрового вещания

Первый сеанс вещания в цифровом стандарте был проведен в 2000 г. на Японию из радиопередающего центра в Иркутске, а в 2003 г. в Женеве состоялась презентация нового высокотехнологичного формата вещания в стандарте DRM. Среди 16 радиостанций, ведущих программы на Европу, "Голос России" была единственной российской государственной компанией. Передачи вышли в эфир в стандарте DRM на модернизированном передатчике Московского регионального центра "Российская телерадиовещательная сеть". Сегодня "Голос России" ведет ежедневную трансляцию передач на Европу в стандарте DRM на русском, английском, французском, немецком языках.

Современный радиослушатель: какой он?

Портрет DRM-слушателя выглядит так: это мужчина 26-45 лет с высшим образованием, специалист прежде всего в области высоких технологий или представитель менеджмента компании. В DRM-аудитории есть преподаватели, студенты, школьники, пенсионеры, бизнесмены, а также люди других профессиональных категорий, но они представлены в меньшей степени.

Использование вещателем цифровых технологий определило появление новых слушателей, владеющих новыми технологиями, оснащенных технически, имеющих устойчивый социальный и финансовый статус. Это аудитория online-вещания, цифрового вещания в формате DRM, вещания и приема передач через мобильные телефоны, цифровые приемники в автомобилях.

Количество слушателей, готовых получать так называемый пакет мультимедийных услуг, включая звук, видео, текст, ежегодно увеличивается на 15%.

DRM - новые возможности для международного радио

Социологическая служба "Голоса России" провела два электронных исследования на тему "DRM - новые возможности для международного радио" с использованием e-mail и Web-панелей. Были получены отзывы и оценки от 1702 радиослушателей из 15 стран Европы, Латинской Америки, США, Канады и Японии.

В исследованиях приняли участие постоянные слушатели, так называемые "слушатели-эксперты", хорошо i знакомые с традиционной аналоговой историей международного вещания, с "Голосом России", с другими радиостанциями. В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:

  • за два года вещания в новом формате уровень осведомленности слушателей о цифровом вещании возрос более чем в 2 раза: с 30% в 2003 г. до 68% в 2005 г.;
  • почти 40% опрошенных постоянно слушают программы в цифре. Помимо "Голоса России" в тройку самых популярных среди радиослушателей компаний попали Би-би-си и Deutsche Welle;
  • самыми популярными языками являются английский, немецкий и русский;
  • примерно половина респондентов отмечает положительные изменения в имидже передач с переходом на цифру;
  • подавляющее большинство слушателей принимают передачи радио в вечернее и ночное время.

Радиослушатели отмечают высокое качество звука передач в новом формате. Существенно возросла доля оценок "отлично" и "хорошо", 67% аудитории поставили оценки качества звучания DRM-передач - 4-5 баллов. Обычно в отзывах на передачи, прослушанные в аналоговом формате, этот уровень составлял не более 30%.

Больше половины респондентов относятся положительно к перспективе перехода всех международных радиокомпаний на цифровой формат вещания, тогда как два года назад доля прогрессивно настроенных слушателей не превышала 25%.

Таким образом, можно сказать, что международные радиокомпании сделали немало, чтобы донести до слушателя информацию о DRM и его преимуществах.

Исчез панический страх перед внедрением этого стандарта в жизнь. В своих комментариях респонденты положительно отзываются о цифровом вещании и указывают лишь на то, что переход должен осуществляться постепенно, без принуждения и давления.

Два года назад практически никто не представлял, как выглядит новый приемник и сколько он стоит. Сегодня часть аудитории уже обзавелась цифровыми ресиверами, а те, кто еще не сделал этого, готовы его купить.

Для слушателя важно, чтобы затраты, которые он понес на покупку нового приемника, дали ему более качественное звучание программ.

Радиослушателям стало легче приобрести новые приемники: уже около трети респондентов имеют возможность купить его и готовы потратить на цифровой ресивер от 100 до 200 долларов США. Причем люди, лишенные возможности приобрести приемник в своем городе, готовы платить куда больше, чем те, у кого такая возможность есть. Среди моделей приемника подавляющее большинство респондентов выбрали портативный.

Чтобы цифра стала обычным делом

Результаты DRM-исследований свидетельствуют о высокой готовности аудитории принимать передачи международных радиовещателей в цифровом формате.

Однако предстоит еще много работать, чтобы цифра стала обычной вещью в среде слушателей. Над чем работают коллеги?

В последнее время на форумах исследователей аудитории международных вещателей (CIBAR - в Стокгольме, Москве, Лондоне) говорится о том, что слушатель не имеет достаточной информации о том, что такое формат DRM, как принимать передачи, где купить приемник, сколько он стоит.

Директор коммерческого комитета DRM Мишель Пинеру, являющийся в последнее время постоянным участником этих встреч, считает, что необходимо издавать специальный журнал для слушателей, который будет разъяснять, что делать слушателю, имеющему обычный приемник, привыкшему к аналоговой короткой волне, и т.д.

Есть издания для профессионалов, такие как журнал "Broadcasting", журнал Channel, который издается Ассоциацией международных вещателей, и многие другие. А радиослушателям, обычным потребителям неоткуда взять информацию о новом цифровом оборудовании. В результатах проведенных исследований отмечено внимание слушателей к проблеме написания вещательными компаниями публикаций, посвященных формату DRM.

О чем думает DRM-аудитория?

Нуждаемся ли мы, вещатели, в изучении мнений представителей DRM-аудитории? Безусловно. "Голос России" предпринял первые исследовательские эксперименты по этой проблеме. Результаты вызвали большой интерес Конгресса HAT (2003 г.), Коммерческого комитета Международного консорциума DRM (2004 г.).

Председатель цифрового комитета, технический директор Deutsche Welle Петер Зингер обратился к членам CIBAR с просьбой провести такое исследование в 10 европейских странах с целью выявления мнений радиослушателей о формате DRM.

В исследованиях планируется участие жителей Великобритании, Испании, Италии, Португалии, Польши, России, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии. Предварительно проект оценивается в 150 тыс. евро. К участию в нем привлекаются не только радиостанции и исследовательские службы, но и производители новых технологий, которые смогли бы поддержать исследовательский проект с помощью инвестиций.

Россия должна участвовать в этом совместном проекте как страна, активно работающая в области внедрения цифрового стандарта DRM.

Зам. главного редактора программ РГРК "Голос России"
Валентина Злобина

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2005
Посещений: 11026

  Автор

Валентина Злобина

Валентина Злобина

Зам. главного редактора программ РГРК "Голос России"

Всего статей:  2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций