Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Что ждет платное телевидение в России?

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Что ждет платное телевидение в России?

В каждой стране, в каждом регионе телевидение развивается по своему сценарию в зависимости от конъюнктуры рынка, особенностей пользователей, инфраструктуры
Алексей Назаров
Директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании NETBYNET

Ситуация в мире

В Америке большинство населения имеет доступ к кабельному ТВ. Крупнейшими кабельными гигантами являются компании Comcast, Time Warner Cable, Cox Communications, AT&T. Несмотря на это, рынок постепенно захватывают ОТТ-видеосервисы, которые составляют серьезную конкуренцию кабельным тяжеловесам. Так, например, общая аудитория сервиса Netflix в США в прошлом году превысила 36 млн пользователей. По данным аналитического центра Nielsen, к 2016 году сервис возглавит рейтинги ТВ-сетей США.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Индия и Китай являются основными странами – драйверами роста по количеству пользователей платного телевидения. На долю Китая, который с 2010 года является наибольшей территорией цифрового ТВ в мире, по состоянию на конец 2014 года приходилось 285 млн цифровых телевизионных домохозяйств – 27% от их общего количества в мире. По оценкам Global Satellite TV Forecasts report, Индия будет занимать первое место в мире в 2020 году по количеству подписчиков платного спутникового ТВ. Среди спутниковых операторов Индии можно выделить Dish TV, Tata Sky и Airtel TV.

В Европе самой популярной является цифровая технология DVB-T2. По данным ITMedia Consulting, в европейских странах цифровое наземное ТВ заменило собой спутниковое, которое присутствует в одной трети домохозяйств. Переход на цифру ускоряется отключением аналогового формата в Испании и значительным распространением цифрового формата во Франции и Италии. Крупнейшим в Европе оператором платного телевидения является спутниковый оператор Sky, чья абонентская база на территории Великобритании, Италии, Германии и ряда других стран превышает 20 млн домохозяйств.

А что же в России?

В нашей стране, по оценке ТМТ-Консалтинг, около 98,5% домохозяйств подключены к телевидению, включая как эфирное, так и цифровое. Это приблизительно 54,5 млн потенциальных абонентов, из которых 37,8 миллиона подключены к платному телевидению. Самым популярным является кабельное телевидение – 49% рынка, спутниковое телевидение занимает 39% рынка, IPTV – 12%.

У рынка платного ТВ в России большой потенциал, и в ближайшие годы он будет только расти. Вопрос: в каком направлении? По какому пути пойдет развитие ТВ в России: американскому, европейскому или азиатскому? Будут ли у нас ОТТ-видеосервисы играть такую же роль, как в Америке?

Недавно Минкомсвязи России одобрило стратегию развития отечественного телерадиовещания до 2025 года. И хотя документ носит рекомендательный характер, его основной мыслью является то, что в нашей стране телевидение постепенно переходит в телесмотрение. Мы идем к тому, что каждый зритель сможет выбирать что и как ему смотреть.

Согласно данным аналитиков, в нашей стране последние 5 лет растет сегмент спутникового и цифрового телевидения, а рынок аналогового – сокращается. Рост спутникового телевидения обусловлен прежде всего географической протяженностью и технологическими ограничениями в прокладке цифрового кабеля в малые населенные пункты, а также грамотной маркетинговой политикой спутниковых гигантов. Сокращение аналогового вещания объясняется технологическими факторами и изменением предпочтений потребителей. В ближайшие пять лет сокращение доли этого формата телевещания достигнет максимума, так как государство к концу 2018 года планирует полностью прекратить финансирование распространения аналогового телевизионного сигнала. На смену устаревшему аналоговому ТВ приходит цифровое телевидение, а также ОТТ-телевидение, которые позволяют клиентам смотреть не только качественное ТВ, в том числе и HD, но и взаимодействовать с контентом. Если развитие цифрового и спутникового телевидения предсказуемо, то судьба ОТТ-видеосервисов пока вызывает вопросы.

Развитие ОТТ-видеосервисов

Эксперты склоняются к тому, что российский рынок ОТТ из венчурной стадии перешел на стадию развития. Специалисты Json & Partners Consulting пророчат к 2017 году 100 млн уникальных пользователей ОТТ-видеосервисов. Для стремительного развития есть сразу несколько предпосылок. Каждая из них имеет равное значение и по-своему является драйвером роста.

Ни для кого не секрет, что количество гаджетов в семье за последние два-три года существенно возросло. По данным аналитиков TNS, в среднем в домохозяйстве в России сейчас насчитывается до трех–четырех устройств, которые можно использовать как экраны для просмотра ТВ. На рынке появилось большое количество доступных устройств: планшетов и смартфонов, Smart-телевизоров. По прогнозам Минкомсвязи России, к 2025 году произойдет полное обновление парка телевизоров, подавляющее большинство из которых будет с поддержкой Smart TV. “Умные” устройства стимулируют и подогревают интерес к новым услугам, в том числе и ОТТ-видеосервисам.

Параллельно с распространением недорогого оборудования идет увеличение проникновения фиксированного и мобильного доступа в Интернет, растут скорости доступа. По оценкам “ТМТ-Консалтинг”, на конец 2014 года количество абонентов широкополосного доступа в Интернет в сегменте частных лиц в России достигло 28,7 млн абонентов, проникновение превысило 51,5%. К концу прошлого года, по статистике GfK, аудитория пользователей Интернета на смартфонах достигла 21 млн человек (17,6% населения 16+ в сравнении с 11,9% в 2013 году), а количество интернет-пользователей на планшетах выросло за год более чем в два раза – с 3,5% в 2013 году до 8,4% в конце 2014 года – и достигло 10 млн человек. Akamai Technologies утверждают, что средняя максимальная скорость Интернета в России в третьем квартале 2014 года увеличилась на 44% относительно аналогичного периода 2013 года и составила 47,1 Мбит/с. По итогам 2014 года только в нашей сети среднее увеличение трафика составило 33,5% относительно показателей прошлого года. Это связано с тем, что пользователи с каждым годом все больше работают с тяжелым контентом: скачивают и смотрят онлайн-видео в HD, играют в онлайн-игры и т.д.

Телезритель сам стимулирует развитие рынка видеосервисов. Пользователи смотрят фильмы в онлайн-кинотеатрах, видео в соцсетях, ролики на RuTube. По данным “Российской газеты”, в апреле 2013 года 2% аудитории сервиса, или 51 млн человек, составляли россияне. В месяц на RuTube, по данным TNS, бывает около 18 млн уникальных пользователей из России. Пользователи хотят получать качественный персонифицированный контент там, где это им удобно. Они голосуют рублем за те решения, которые в большей степени соответствуют их представлению о качественном современном телевидении.

ОТТ-видеосервисы развиваются столь интенсивно и потому, что нормативная база в отношении видео, транслируемого через Интернет, пока строго не регламентирована. Это позволяет облегчить приход на рынок небольших компаний, которые предлагают новые решения и действуют наряду с крупными игроками. Если посмотреть на то, как рынок устроен сейчас, то среди основных игроков я бы выделил: операторов связи, ОТТ-операторов, интернет-компании, крупные корпорации, правообладателей. Именно они разрабатывают новый функционал и новые сервисы в рамках ОТТ-телевидения. Так появились функции “запись”, “пауза”, “перемотка”, стыковка с VOD, рекомендательные сервисы просмотра контента. В отсутствии четкого законодательного регулирования есть, конечно, и свои минусы. Главный из них – пиратский контент, когда вещание обеспечивается без разрешения правообладателей.

В развитии ОТТ-видеосервисов в России заинтересованы и потребители, и игроки рынка, поэтому велика вероятность, что мы выберем свой путь эволюции телевидения, который будет являться гибридом американской и европейской модели потребления телеконтента. На примере нашей компании мы уже видим эти изменения. Наши клиенты постепенно переходят на цифровое качество, IPTV, подключают наше ОТТ-решение – Wifire TV, которое мы запустили в 2014 году. Сегодня каждое пятое подключение платного ТВ в нашей сети – подключение к Wifire TV, а прирост пользователей IPTV за первое полугодие 2015 года составил около 38%. Рискну предположить, что со временем ОТТ-TV станет одной из самых популярных технологий доставки видеоконтента в нашей стране.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2015
Посещений: 8452

  Автор

Алексей Назаров

Алексей Назаров

Директор по развитию бизнеса на массовом рынке дочерней компании “МегаФона” NETBYNET

Всего статей:  2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций