Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Через 5 лет телевидение будут смотреть больше

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Через 5 лет телевидение будут смотреть больше

Михаил Нелюбин
Генеральный директор телеканала "Эксперт-ТВ"
Михаил Нелюбин в медиаотрасли с 1991 года. Занимал руководящие посты в администрации Екатеринбурга, в журнале "Эксперт-Урал", телекомпании АТН и уральской окружной телекомпании "Ермак". Также занимал пост генерального директора "РЕН-ТВ Урал" и по совместительству с 2004 года возглавлял газету "Коммерсантъ-Урал". Член Академии российского телевидения

- Вы сказали, что “Эксперт-ТВ” -это инвестиционный проект. Когда вы планируете перейти на самоокупаемость?
- Телеканал планирует выйти на самоокупаемость через 5 лет. Мы и сейчас зарабатываем какие-то деньги, хотя кризис и внес свои коррективы, но тем не менее ситуация постепенно выправляется и мы собираем доходы от рекламы в соответствии с утвержденным планом.

- За счет чего формируются доходы телеканала?
- За счет рекламы. Мы не берем абонентскую базу с вещателей, только фиксированную сумму (достаточно условную). То есть дохода с абонентов мы не получаем. Все информационные каналы России распространяются условно бесплатно и работают по рекламной модели.

- Продаете ли вы собственный контент другим каналам?
- У нас есть несколько контрактов с региональными вещателями эфирных станций, которые покупают канал целиком или покупают отдельно взятые программы. Мы работаем на договорных условиях, по рыночной цене. Есть интернет-компании, работающие по схеме видео по запросу, они покупают отдельные программы и выкладывают их на сайт. У нас есть программы, такие как, например, “Мастер-класс", “Инвест-идеи", есть интервью, которые продолжительное время остаются актуальными, они находятся у нас в архивах.


За полтора года было уже довольно много произведено, соответственно на ближайших телевизионных рынках мы планируем продавать этот контент. Есть люди, которые уже проявили к нему интерес, так как мы производим свои программы в HD-формате и наши публицистические и бизнес-программы пользуются спросом у аудитории.

- Есть ли статистика, какое количество зрителей смотрят канал в HD?
- На сегодняшний день в Москве в формате HD наш канал вещают две компании -“Стрим” и “Ака-до". Вообще, HD-каналов производится очень мало, а производимых в России практически нет, из информационных каналов мы точно единственные. HD-сигнал тяжелый, поднимать его на спутник и распространять на страну не каждому по средствам, учитывая, что 99% населения принимают только SD. Нам приходится умышленно, производя сигнал высокого качества, зажимать его до SD и раздавать через спутники региональным операторам. На мой взгляд, в Москве людей, смотрящих HD не более 20 тыс. Но зато это качественная премиальная аудитория. Когда мы отдали в “Акадо" канал в HD, продажи их HD-пакета резко возросли, потому что появился информационный ТВЧ-канал. Самая большая проблема развития HDTV - недостаток контента. Та же ситуация наблюдается с 3D. Там вообще нет контента, перспективы его туманны, так как производство очень дорогостоящее.

- На ваш взгляд, 3D — это телевизионный формат или он так и останется в кинотеатрах, ну, максимум в спортбарах?
- Я думаю, что останется услугой кинотеатров. Дома тяжело смотреть 3D, во-первых, есть влияние на здоровье человека: у многих начинают болеть глаза, голова. Для людей с плохим зрением это вообще неприемлемо. Во-вторых, я повторюсь, существует проблема недостатка контента. Конечно, можно купить ЗО-телевизор, очки и смотреть несколько фильмов, но какой в этом смысл? 30 - 40 лет назад пытались запустить стереокино, но оно нигде не прижилось. В настоящий момент 3D мне представляется просто как маркетинговый ход производителей бытового видеооборудования.

- “Эксперт-ТВ” - это канал для узкого сегмента аудитории или для широкого зрителя?
- Это канал для узкого сегмента, интеллектуально продвинутой аудитории, для тех, кто интересуется политикой и экономикой, кому важно быть в курсе происходящего в России и за ее пределами, кому нужна качественная аналитика. Канал ориентирован в большей степени на мужскую аудиторию, которой мы утром и днем предлагаем актуальные новости, а вечером - возможность отдохнуть, смотря арт-хаус или концерт любимой рок-группы.

- Вы не пытаетесь расширить аудиторию?
- “Эксперт-ТВ" - нишевый канал с понятной, четко очерченной аудиторией, и возможность для расширения мы видим за счет появления нового контента. Так, у нас появилась рубрика “Документальное кино", качественная экономическая и политическая публицистика. Мы стали показывать фестивальное кино - то, что зритель вряд ли увидит на федеральных каналах. Эти фильмы выходят у нас на канале на языке оригинала с субтитрами, как их показывают на фестивалях.


Это интересно и любителям кино, и тем, кто изучает язык. У нас в эфире появились рок-концерты, которые также интересны нашей аудитории. Таким образом, мы стараемся привлекать телезрителей. Но большая часть наших зрителей обращается к нам за новостями, аналитикой и деловой информацией.

- В чем отличие “Эксперт-ТВ” от других информационных каналов?
- Мы производим цельный контент. Те, кто смотрит наши новости, видят отличие от других каналов. Например, повестка дня федеральных каналов абсолютно ясна: большую часть времени занимает рассказ о действиях и передвижениях президента и премьера. И такая политика понятна: это государственные каналы, они несут социальную функцию, они должны рассказывать о пенсиях, льготах и других социальных вещах. У нас же иной взгляд на события, более свободный, у нас другие эксперты, у нас новые лица. Наша задача - создать новый пласт предпринимателей, как в свое время создал “Коммерсант". Наша потенциальная аудитория - это те, кто 15 лет читает журнал “Эксперт", надеемся, через полтора года они все будут смотреть “Эксперт-ТВ”.

-  То есть именно сейчас и формируется ваша аудитория?
- Да. Мы приглашаем в эфир предпринимателей, которые могут говорить практически обо всем, что не запрещено законом, высказывать свою точку зрения, делиться опытом. Концепция канала это позволяет, она отличается от федеральных каналов.

На канале работают ведущие федерального уровня. Конечно, у нас не сопоставимо меньше аудитория, но это не значит, что она хуже. Мы - канал, ориентированный на частный капитал, а это не только маленькая группа предпринимателей, это много людей, которые так или иначе связаны с малым бизнесом. Если брать любую российскую среду, везде есть либо предприниматель, либо владеющий капиталом, либо работающий в частной компании. И “Эксперт-ТВ" - тоже частный канал и работает для своей аудитории, мы - канал для частного капитала.

- Чем вы привлекаете известных ведущих на канал?
- На “Эксперт-ТВ" люди идут для самореализации, они устали от давления, которое на них оказывается, устали от запретов. А у нас гораздо больше возможности самореализоваться. К примеру, Петр Марченко был известным ведущим на Первом канале. А на “Эксперт-ТВ" он сделал одну из лучших информационных программ страны. Ведь деловая журналистика значительно сложнее, чем социальная, говорить о политике намного труднее. А он это сумел и создал прекрасную программу, проявив себя не только как ведущий, но и как отличный продюсер и администратор.

К тому же мы более гибкие, чем большие каналы, быстрее вносим необходимые изменения, оперативнее ставим интересные материалы. Это отражается и на рекламе. Сейчас рекламодатель начинает делать ставку на нишевые каналы. Конечно, на сегодняшний день этот рынок еще мал, но он растет. Это единственный рынок, который продемонстрировал рост на 8% во время кризиса, потому что нишевые каналы собирают определенную таргетированную аудиторию. Рекламодатель наконец начинает понимать, что рекламу лучше показать тысяче человек, которые являются потенциальной аудиторией, чем миллиону, которые никогда рекламируемый товар не приобретут. В Европе нишевый рынок довольно серьезный, а у нас он только начинает развиваться.

- Каков профиль ваших рекламодателей?
- Автомобили, банковские и финансовые услуги, недвижимость, сотовые операторы, электроника, одежда и услуги для премиум-аудитории, алкоголь и luxury-товары. К сожалению, очень мало русского бизнеса, это огорчает. В основном это зарубежные рекламодатели.

- Долго будет нишевый рынок набирать силу?
- С каждым годом процент смотрения и доступность тематических каналов увеличиваются. Развивается IPTV, соответственно появляется больше возможностей проявиться нишевым каналам. Рынок растет и будет расти. На мой взгляд, лет через пять телевидение будут смотреть больше. Сегодня самый главный недостаток телевидения в том, что оно не портативно. Телевизор смотрят либо в утреннее, либо в вечернее время. А с развитием интернет-ТВ телевидение можно будет смотреть и на работе, то есть появится еще один транспорт.

Появилось мобильное телевидение - еще одна возможность доступа к каналам. Кстати, у “Эксперт-ТВ" приличное количество абонентов в мобильном ТВ, так как за рулем, например, кино смотреть невозможно, а вот смотреть, слушать новости очень удобно. Мы доступны в мобильном ТВ от МТС и “Билайн".

Модель может и измениться, но, я думаю, все также будут смотреть художественное кино, спорт и новости.

- Какие премьеры на канале ждут телезрителей в новом сезоне?
- Сейчас мы запустили программу “Журналистский клуб”, ее ведут Марина Ахмедова, обозреватель журнала “Русский репортер”, и Валерий Фадеев, главный редактор журнала “Эксперт”. В эту программу приглашаются политические, общественные деятели и журналисты ведущих российских СМИ, вместе они обсуждают актуальные темы. Уже вышло в эфир несколько выпусков, но мы планируем сделать программу еженедельной. Готовится премьера юридической программы. Снимается пилотный выпуск цикла программ, своего рода бизнес-атлас России. Мы планируем делать передачи о российских регионах: что в том или ином регионе хорошо, а что плохо, какой бизнес в данном регионе можно развивать, какие отрасли нуждаются в господдержке. Это не будет портрет губернатора, это будет именно портрет региона. Также мы продолжим съемки документальных фильмов.

Творческих планов очень много - часть из них планируем реализовать к грядущему осеннему телесезону.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2010
Посещений: 11013

Статьи по теме

  Автор

Михаил Нелюбин

Михаил Нелюбин

Генеральный директор телеканала "Эксперт ТВ"

Всего статей:  2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций