Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Ближе к людям

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Ближе к людям

Михаил Хаустов
Генеральный директор, председатель правления ЗАО “Норильск-Телеком”
Родился 23 апреля 1965 года в Москве. В 1987-м г. окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева (МИСИ). В 2005–2008 годах. был первым заместителем генерального директора Группы компаний "Норильск-Телеком". С октября 2008-го – генеральный директор ЗАО "Норильск-Телеком". Председатель правления ЗАО "Норильск-Телеком". Член правления ООО "РусИнтерКом". Принимал участие в модернизации городской телефонной сети в Норильском промышленном районе; создании мультисервисной сети связи в Красноярском крае, Красноярске и Норильском промышленном районе; создании зоновой сети связи в Красноярском крае; создании сети позиционирования и мониторинга подвижных объектов на базе технологий ГЛОНАСС/GPS на территории Красноярского края. Женат, есть дочь

Несмотря на глобальное шествие крупнейших кабельных операторов по России, в регионах местные компании-операторы по-прежнему пользуются стабильным успехом у абонентов и даже расширяют свои клиентские базы. Мы поговорили с генеральным директором ЗАО “Норильск-Телеком” Михаилом Хаустовым о том, как им это удается и чего ждут от них потребители контента.

– С какими основными проблемами сталкивается региональный оператор?
– Проблемы, конечно, существуют, как и в любом бизнесе. И одна из ключевых – найти на рынке с жесткой конкуренцией свой эксклюзивный контент, который станет “фишкой” компании. Только в случае создания собственного уникального торгового предложения оператор сможет выйти на рынок и сосуществовать как с местными, так и с федеральными коллегами. Ну а суть этого самого предложения может быть самой различной – выражаться в нишевости, качестве услуг, уровне клиентского сервиса и т.д. Отличная техническая поддержка играет в этом далеко не последнюю роль. Конкуренция на рынке операторов – это суровый естественный отбор. Кто лучше справляется со своими задачами и быстрее подстраивается под динамично меняющуюся действительность, тот и выживает – третьего не дано.

Существует также множество более мелких проблем – трудности с подключением в определенных домах (например, принадлежащих ТСЖ), слишком высока себестоимость легального контента… Но способов привлечения клиентов все равно достаточно – на этом я обязательно остановлюсь позже.

– На что же нужно обращать внимание федеральному оператору, чтобы быть конкурентоспособным?
– Дело в том, что федеральный оператор мыслит в масштабах страны и руководствуется соответствующими критериями, ставит перед собой глобальные задачи. А региональный оператор более плотно привязан к местности, где он представлен, и решает задачи этого уровня. Конкурентная схема “выбирайте нас, потому что мы предлагаем на 20 каналов больше” не будет давать такого эффекта, как, скажем, в Москве. В регионах люди больше заинтересованы не в количестве предлагаемых услуг, а в том, чтобы смотреть именно то, что они любят. Оператор, который на определенной территории не включил в пакет “Шансон ТВ”, может обанкротиться именно по этой причине. А в другом регионе может быть крайне популярен и востребован канал “Охота и рыбалка”, и было бы большой ошибкой не предлагать его потребителям. Только компании, которые могут хорошо чувствовать, что именно нужно их абонентам, будут конкурентоспособны.

– Чего еще зрители ждут от операторов в регионах?
– Для людей там крайне важны местные новости, они хотят видеть знакомые лица. Жителям небольших городов необходимо знать, как прошла какая-нибудь местная акция, хочется посмотреть выступление мэра и т.д. Уделяя таким вещам должное внимание, операторы получают конкурентные преимущества. Необходимо также учитывать, что на некоторых территориях могут быть свои технологические особенности. К примеру, в Норильске нет магистральной кабельной связи, которая в современном мире обеспечивает высокое качество Интернета. Там связь осуществляется за счет спутниковых каналов – соответственно страдает скорость интернет-соединения. Люди могут заходить на сайты, обмениваться почтой, но “тяжелый” контент (фильмы, онлайн-игры) для них становится проблемой. Что должен сделать оператор в этой ситуации? Предложить пользователям привлекательный местный портал, который будет включать в себя сайты знакомств, чаты, какие-то обзоры. Организуются локальные сети с сетевыми играми и т.д. Просто предоставить доступ в Интернет сегодня уже слишком мало – это могут сделать все. Куда важнее обеспечить пользователей уникальным востребованным контентом.

– В Норильске операторы ограничены с технологической точки зрения. А чем отличается работа региональных операторов от федеральных в регионах, где таких проблем нет?
– Отличий немного, разнятся только уровень и качество сервиса. Московский оператор, красноярский, петербуржский – все используют одни и те же технологии, предлагают по большей части один и тот же контент. Но есть один интересный момент. Сегодня можно с уверенностью сказать, что “маленький” оператор решает вопросы в десять раз быстрее, чем любая из компаний “большой четверки”. В небольших компаниях проще решить проблему как отдельно взятого абонента, так и какого-то конкретного городка. А дело тут в менеджменте, который работает на территории. Когда персонала не так много – им куда проще управлять, да и контролировать работу сотрудников легче. Крупный оператор действует по своей глобальной стратегии. Но то, что она работает в большом городе Красноярске, совсем не значит, что с таким же успехом она будет реализована, скажем, в Назарово. Тот же назаровский оператор может быстро обнаружить проблему и своевременно принять меры, необходимые для ее решения. А менеджеры крупного оператора смогут проанализировать ошибки, только закрывая итоги года. Но и это не даст достаточно достоверных данных, так как они подводят итоги по регионам, а там успехи того же Красноярска легко могут перекрыть неудачи в том же Назарово, и проблемы последнего так никуда и не денутся. Это, конечно, не очень хорошо, но в то же время именно такие вещи создают рынок для маленьких операторов, которые хорошо разбираются в проблемах своего региона, и люди им доверяют, с удовольствием пользуясь их услугами.

– На рынке кабельных операторов постоянно происходят слияния и поглощения. Кому от этого хорошо, а кому плохо?
– Всем хорошо. Процессы идут, и здесь стратегию определяют большие операторы. Если у одного из них есть соответствующая программа, он приходит в регион и, как каток, подминает под себя более мелкие организации. Но нельзя сказать, что такая тенденция повсеместна. Часто крупные и мелкие операторы спокойно сосуществуют. При этом абсолютные показатели региональных операторов настолько маленькие, что «монстрам» вполне выгодно сосуществовать с ними.

Ну а в целом рынок постепенно идет к укрупнению бизнеса. И если процессы слияния и поглощения проходят в соответствии с заранее обговоренными условиями, все участники сделки остаются довольны. Абоненты также не ощущают никакого негатива – они часто получают дополнительные опционы. Главное – чтобы на месте работала крепкая, слаженная и надежная команда. В нашем бизнесе, безусловно, кадры решают все. Если команда заинтересована в том, чтобы предоставлять качественные услуги, она будет получать хорошие результаты. В конце концов даже в регионах, где поглощения повсеместны, небольшие компании могут оставаться на плаву и иметь хорошие доходы. К примеру, крупная компания-поглотитель предоставляет пакет услуг, в который входят ТВ, ШПД, мобильная телефония и стационарная телефония. Но никто не мешает какой-нибудь местной компании заниматься, скажем, охранно-пожарной сигнализацией и при этом иметь отличную абонентскую сетку.

– Как, по вашему мнению, рынок кабельных операторов будет выглядеть в ближайшем будущем?
– Рынок я вижу прогрессивно развивающимся. Наша отрасль сама по себе подразумевает динамичное развитие – технологии и оборудование постоянно меняются и обновляются. За последние 5 лет произошел буквально технологический взрыв. Уверен, что те же темпы сохранятся и в грядущем году. “Норильск-Телеком” также будет расширяться и развиваться в соответствии с нашей стратегией. Не думаю, что в ближайшее время в отрасли произойдет что-то глобальное. Продолжатся слияния и поглощения, но появления нового крупного оператора в ближайшее время не предвидится.

Беседовала Анна Заварзина
Фото предоставлено журналом
“Connect!Мир связи”

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 9925

Статьи по теме

  Автор

Михаил Хаустов

Михаил Хаустов

Генеральный директор, председатель правления ЗАО “Норильск-Телеком”

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций