Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Блеск и нищета. О путях развития рекламного рынка

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Блеск и нищетаО путях развития рекламного рынка

Дмитрий Рувинский
Руководитель отдела рекламы МТРК "Мир"
Рувинский Дмитрий Игоревич окончил Государственную академию нефти и газа им. И.ПЛ. Губкина и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, МВД. 1996-1999 годы - продюсер телекомпании "Чейндж ТВ". 1999-й - продюсер высшей категории ФГУП "Телевизионный технический центр". 2000-2995 годы - генеральный директор телекомпании "ДА Медиа". С 2005 года руководит отделом рекламы ПЛТРК "Мир". Член IAA, президент фестиваля рекламной пародии "Алюминиевый огурец", член координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике, член жюри фестивалей рекламы

— Каковы на сегодняшний день тенденции развития рынка телерек ламы? Влияет ли на рынок телерек ламы все увеличивающееся количе ство телеканалов или основные "бои" по прежнему ведутся только на эфирных каналах?
— Рынок телерекламы растет, как растет и рынок кабельных и спутниковых телеканалов, — в большей степени, чем эфирных. Они были недооценены рынком, их мало исследовали, долгое время не было измерений аудитории. Рекламодатель, и в особенности рекламные агентства, не обращали должного внимания на этот сегмент рынка. Им было проще по старинке продать рекламу, ориентируясь на Gross Rating Point.

От 80 до 90% рекламного времени на весь предстоящий год продается уже в декабре-январе

Сейчас ситуация меняется. Тем более что центральные федеральные телеканалы перекормлены рекламой, аппетиты у них большие, а у многих рекламодателей таких денег нет. К тому же среди зрителей спутниковых и кабельных телеканалов есть очень четкие потребительские ниши. Многие из этих телеканалов созданы строго под определенную зрительскую аудиторию, например спортивные или детские телеканалы. Поэтому интерес к ним рекламодателей, в особенности рекламных агентств, стабильно растет. И сейчас они перетягивают на себя кусочек рекламного бюджета. В 2011 году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, прирост рекламного рынка составил у эфирных телеканалов 18%, а у кабельных и спутниковых — 36%.

Тем не менее при очевидной тенденции к росту в абсолютных цифрах это все равно очень мало. Рекламные бюджеты сосредоточены в основном на федеральных телеканалах. Так, эфирные телеканалы привлекли в прошлом году 128,9 млрд руб., а кабельные и спутниковые — всего 2,16 млрд руб. И в связи с тем что у нас сейчас более 300 телеканалов, большинству эти деньги все равно не достаются.

Как влияют на перераспределе ние бюджетов рекламные агентства?
— Крупнейшие продавцы рекламы — а таких крупных сейлз-хаузов на рынке всего три: "Видео-интернейшнл", "Газпром-медиа" и "Алькасар" — имеют огромное влияние на перераспределение рекламных бюджетов. При хорошем медиапланировании именно они решают, куда пустить бюджет рекламодателя. Именно они консультируют, а чаще дают готовое решение, где будет размещаться реклама клиентов. И только единицы самых упрямых заказчиков спорят с этим решением.

Возвращаясь к предыдущему вопросу: интерес к спутниковым и кабельным каналам растет еще и в связи с изменением Федерального закона о рекламе, по которому реклама, которая раньше могла составлять до 12 минут в час, теперь не может превышать 9 минут. То есть объем рекламы на крупнейших федеральных телеканалах строго ограничен. От 80 до 90% их рекламного времени на весь предстоящий год продается уже в декабре-январе. Поэтому рекламные агентства, продающие телерекламу, все активнее обращают внимание своих клиентов на кабельные и спутниковые телеканалы.

Согласны ли вы с мнением, что уровень отечественной рекламы на сегодняшний день постепенно сии жается? Почему низкое качество подачи материала все же устраивает клиентов?
— Уровень отечественной рекламы я совсем не считаю низким, она участвует в международных конкурсах, фестивалях и занимает достойные места. Я совсем недавно был в Минске на Международном фестивале рекламы и маркетинга "Белый квадрат" в качестве председателя жюри прессы. Там было много российских работ, и победителями во многих номинациях стали россияне.

А из широко известных примеров качественной рекламы можно привести рекламу кредитов ВТБ24 с Ингеборгой Дапкунайте, новогоднюю рекламу МТС "Безлимит за 2 рубля" или рекламу "BEERka доставляется к пиву". К тому же наша реклама учитывает менталитет российского человека. А это же очень важно. Зарубежная реклама не всегда годится для нашего зрителя. Яркий пример тому — японская реклама: она очень жестокая, кровожадная и нам она не подходит совсем.

Конечно, существует российская низкобюджетная реклама, но тут уж все зависит от возможностей клиента. Кому-то лучше иметь такую рекламу, чем не иметь никакой.

Основной объем рекламы на рынок поставляют не наши креаторы, чаще всего это сетевая реклама, приходящая из-за рубежа, у нас идет очень много иностранной рекламы, такой же, как и во всем мире.

Как вы можете охарактеризо вать такой вид рекламы, как pro duct placement? А именно: насколь ко "работает" такая реклама, насколько качественна скрытая рек лама на нашем телевидении?
— Product placement не является запрещенным видом рекламы. Пожалуйста, его можно и нужно использовать там, где это к месту и логично ложится в контекст телепередачи или фильма. Если речь идет о продвижении товара массового потребления, то product placement лучше работает, чем прямая реклама.

Вопрос в том, насколько это тонко, умно, качественно сделано. А у нас отечественный product placement, к сожалению, очень низкого качества. Особенно в сериалах это часто бывает грубо, топорно сделано. Все эти сцены вокруг рыбалки, охоты, отдыха на даче и прочего... У нас рекламные ходы очень плохо вшиваются в контекст, все торчат какие-то "заплатки".

Урегулирован ли этот вид рек ламы с точки зрения законодатель ства и стоит ли его регулировать?
— По закону телекомпания должна учитывать product placement в объеме разрешенной рекламы. То есть он должен входить в разрешенные 9 минут рекламы в часе.

Телеканалы должны строже относиться к выбору своего контента

К закону есть пояснения и расшифровки, но на практике его применять довольно трудно. Нет проблем, когда телекомпания честно учитывает минуты product placement. А если нет, то доказать, что это реклама, а это режиссерский ход, бывает довольно трудно. Особенно когда такая реклама есть в готовой продукции — в фильме, а не в телевизионной программе. Но я думаю, что никакое дополнительное законодательное регулирование не требуется. Поскольку так можно и до абсурда дойти: заставить телекомпании учитывать рекламу "Волги", которой буквально напичканы старые отечественные фильмы, или принудить считать минуты рекламы в фильмах недавнего прошлого, в которых рекламировалась уже снятая с производства водка "Довгань" — ее много продвигали таким образом.

А вот что действительно необходимо — телеканалы должны строже относиться к выбору своего контента, заниматься самоцензурой. У нас на телеканале нет ни в каком виде рекламы алкоголя, включая пиво, у нас нет колдунов и магов, это принципиальная позиция. Мы отказались от рекламы покерных турниров, поскольку это азартные игры, у нас нет рекламы с явно эротическим видеорядом. Прямо в договоре с "Алькасаром" есть пункт, что у нас нельзя рекламировать из того, что законом разрешено.

Одним из источников неэфир ных телеканалов являются телемага зины. Можете ли вы причислить телемагазины к рекламе? Размещая телемагазин в эфире, не теряет ли канал таким образом абонентов — основной свой источник дохода?
— Телемагазин упомянут в законе о рекламе как равноправная форма рекламы, которая попадает под тот же разрешенный суммарный объем рекламы в часе — не более 9 минут. Телемагазины — это возможность для очень многих спутниковых и кабельных телеканалов получить свой кусочек рекламного бюджета и остаться на плаву. Для них это полезно потому, что каждая непроданная минута рекламного времени не вернется: неиспользованное рекламное время нельзя скопить, его можно только либо продать строго по 9 минут в часе, либо потерять.

Смысл телемагазинов для заказчиков такой рекламы в том, что это прямая телепродажа с очевидным результатом: за каждым телеканалом закреплен отдельный телефонный номер. Это очень удобно для диагностики отдачи: сразу понятно, с какого телеканала сколько зрителей позвонили и купили вещи. Если рекламные вложения не окупаются, это становится очевидно очень быстро.

А зрителям, в особенности из отдаленных районов, где с товарами не так хорошо, как в столицах, телемагазины обеспечивают возможность заказать что-нибудь действительно им необходимое. И если благополучно существуют даже целые телеканалы, которые не имеют никакого другого контента, а только бесконечные телепродажи, значит довольно велика зрительская аудитория, которой это интересно.

Какие риски и трудности возни кают у продавцов рекламы? С чем они связаны?
— В первую очередь это мировые кризисы. Во вторую — тенденции на рынке. Так, в прошлом году несколько крупнейших рекламодателей просто ушли с рынка. Например, "Вимбильданн" был куплен другой компанией, а новый хозяин решил, что этот бренд не будет больше рекламироваться. Вот еще пример: с рынка рекламы ушел "Кодак", когда закрыл свои сервисные центры, поскольку проявка пленок стала ненужной: цифровые технологии победили и вытеснили этот бренд с рынка. Также бывает, если какой-то завод встает: ему незачем рекламировать свою продукцию. Таким образом, крупные рекламодатели уходят с рынка, а заменить их пока некем. Новые крупные рекламодатели появляются не так скоро и их единицы.

Третье, и очень болезненное, — риски, связанные с принятием законов. Вот сейчас кабельные и спутниковые телеканалы очень сильно недополучат средств из-за запрета на рекламу алкоголя. Он вступит в силу летом, раньше таким телеканалам можно было рекламировать алкоголь. В связи с этим рынок телевизионной рекламы сейчас очень серьезно должен просесть.

И наконец, к рискам следует отнести курсы валюты. Потому что иностранные фильмы, оборудование телеканалы покупают за валюту, а цены на рекламу все в рублях. А рублевая инфляция довольно велика.

Беседу вела
Анна Заварзина

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2012
Посещений: 11478

Статьи по теме

  Автор

Дмитрий Рувинский

Дмитрий Рувинский

Руководитель отдела рекламы МТРК "Мир"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций