Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Бизнес-модель построения телекоммуникационной сети

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Бизнес-модель построения телекоммуникационной сети


Михаил Воробьев
Коммерческий директор компании "Эр-Телеком"

Рынок телекоммуникаций сегодня диктует создание новых бизнес-проектов развития предприятия, позволяющих ему занять лидирующие позиции в отрасли и выйти на международный уровень

Пермская компания "ЭР-Телеком" в настоящее время реализует крупный телекоммуникационный проект, исполнение которого уже идет полным ходом в Самаре и Волгограде. В ближайшем будущем планируется строительство сетей кабельного телевидения в Тюмени, Пензе и ряде других российских городов. В рамках проекта используются самые современные технологии, позволяющие повысить рентабельность предприятия за счет роста абонентской базы. В проекте заложено несколько направлений, по которым может идти развитие предприятия, одно из них -усиление и совершенствование технологической базы.

Технология реализации телекоммуникационного проекта

Проект строительства системы телекоммуникаций охватывает весь город и услуги предоставляются всем частным лицам и организациям города.

Сети строятся на современном оборудовании, которое позволяет предоставлять абсолютно все услуги связи: от телевидения и доступа в Интернет до телемостов и услуг телеметрии для ЖКХ. Кроме того, сети изначально проектировалась как универсальная транспортная система для любых телекоммуникационных услуг — существующих сегодня и тех, которые могут появиться в будущем. Принцип построения коммуникационной системы -"оптоволокно до каждого дома".

Сети кабельного телевидения и передачи данных проходят параллельно и не связаны между собой при помощи электричества. Интеграция состоит только в применении разных волокон одного оптического кабеля. Вариант с использованием кабельных модемов был отвергнут сразу; эта технология имеет ограниченные возможности и эффективна только для существующих сетей с большим коаксиальным сегментом.

Структура кабельной сети

Архитектура сети предполагает четыре уровня. Три первых — оптические:

магистральный (уровень города), субмагистральный (уровень кампуса) и домовые вводы (уровень мини-кампуса). Четвертый уровень — электрический (домовые распределительные сети).

Магистральный уровень имеет топологию "звезда" и объединяет центральную головную станцию (ЦГС) с подголовными станциями (ПГС).

Субмагистральный уровень представляет собой оптическое "кольцо", которое соединяет ПГС с несколькими мини- кампусными узлами (МКУ). Каждый мини-кампусный узел обслуживает несколько домов. Оптически все дома подключаются к МКУ в форме "звезды", а физически схема подключения зависит от их взаимного расположения. Обычно это происходит как сочетание подключений в форме "звезды" и "дерева".

На головной станции кабельной сети (ГС) происходит формирование и трансляция пакета из 60 телеканалов. ГС укомплектована маршрутизатором, она осуществляет функции подключения к магистральному Интернет-провайдеру, работают поддерживающие инфраструктуру серверы (биллинг, почтовый сервер, сервер мониторинга, RADIUS-сервер). На подголовной станции (ПГС) происходит распределение ТВ-сигнала и трафика на 40 000 квартир города Перми. На мини-кампусном узле (МКУ) идет прием, ретрансляция телесигнала, распределение трафика на группу домов до 3000 квартир.

Каждый город имеет свою архитектуру и площадь территории. В соответствии с этим подбираются и технические решения. Идеальных шаблонов, приемлемых для любой ситуации, нет. Но в любом городе необходимо оптоволоконное оборудование на каждые 100 квартир с применением технологий HFC и Metro Ethernet, что позволяет предоставлять весь спектр телекоммуникационных услуг: от высокоскоростного доступа в Интернет, кабельного телевидения до видеонаблюдения, видеотелефонии, видеоконференций, сетевых игр и других услуг.

Проект городской телекоммуникационной системы, охватывающей упомянутые выше города, предусматривает строительство и эксплуатацию сетей, на базе которых будет предоставляться весь спектр телекоммуникационных услуг для организаций и частных лиц.

Продажа услуг и их продвижение

Опыт работы в разных регионах показывает, что в каждом городе есть достаточное количество телекоммуникационных сетей и закупленного оборудования. Все это зачастую бездействует, потому что в компаниях не считают необходимым на должном уровне организовать продажу услуг и текущее обслуживание клиента. Однако этому нужно уделять внимания не меньше, чем технической программе. Необходимо проводить тренинги по продажам, постоянный аудит качества сервиса, адаптировать услуги под запросы зрителей и ежедневно поддерживать с ними обратную связь. Все это позволит в короткие сроки получить информацию о востребованности услуг кабельного телевидения и грамотно выстроить политику компании.

На первом этапе строительства сети предоставляются базовые услуги: кабельное телевидение, Интернет, IP-телефония, затем идет разработка и внедрение городских программ. В настоящее время в Перми реализован интересный проект: создана городская образовательная сеть, к которой подключено более 70 школ. Городской комитет по образованию и науке запускает в этих школах проект преподавания уроков в электронном виде. Для такого нововведения сегодня уже подготовлены красивые и удобные в использовании электронные учебники.

Для детей, их родителей и учителей работа в кабельной сети в 40 раз дешевле, чем скачивание этих же ресурсов через Интернет.

В Перми пользуется успехом программа "Безопасный город", реализованная совместно с администрацией и УВД Пермской области. В созданной сети установлены видеокамеры, сигнал с которых собирается на видеосервер УВД, что позволяет в постоянном режиме вести мониторинг ситуации на криминогенных участках города. Проект оказался востребованным — в результате значительную часть преступлений сотрудники милиции стали оперативно раскрывать с помощью видеосистем.

Видеонаблюдение можно использовать не только для охраны общественного порядка, но и для съемок всего, что происходит на улицах, в режиме он-лайн. В ближайшее время в Перми готовится к запуску сеть видеокамер, с помощью которых любознательные горожане, сидя у себя в квартирах, смогут наблюдать за событиями, происходящими в разных районах города.

На третьем этапе строительства кабельной сети станет осуществляться реализация перспективных услуг, таких, как: видеотелефония, "видео по запросу", "интеллектуальный дом" и др.

Специфика телекоммуникационного бизнеса

Еще недавно рынок кабельного телевидения жил сам по себе, не пересекаясь с Интернетом. Каналов было мало, качество сигнала оставляло желать лучшего. Сейчас это направление получило новый импульс в развитии. В настоящее время в Интернете происходят настолько мощные технологические сдвиги, что подключение к сети по модему и по выделенным каналам связи уже нельзя назвать одной отраслью. Это совершенно разные вещи, как, например, автомобильный и железнодорожный транспорт.

Сегодня развитие сетей идет тем же путем, по которому 10 лет назад шла сотовая связь. Сначала сотовые компании (местные и федеральные) осваивали "миллионники", потом города поменьше. Затем начал формироваться пул из нескольких компаний федерального уровня, поскольку одна компания может построить кабельную сеть не более чем в одном-двух городах.

Сейчас в рыночной нише кабельного ТВ идет становление нескольких крупных игроков, которые ведут строительство сетей с помощью сложных инвестиционных механизмов с привлечением как частных средств, так и государственных.

В ближайшие три-четыре года основные игроки на этом поле определятся. Скорее всего, это будут три-четыре компании федерального уровня, акционерами которых станут институциональные инвесторы — финансово-промышленные группы и зарубежные фонды. Они сначала создадут свой бизнес в городах с миллионным населением и в пунктах с населением в 500-700 тыс. жителей. Модель построения кабельной сети будет примерно одинаковой и в разных регионах будет различаться лишь в особенностях применения технологий телекоммукационной сети.

Для инвестора важен результат

При создании большой кабельной сети возникает закономерный вопрос: зачем делать такие масштабные инвестиции, если в краткосрочной перспективе можно было бы добиться аналогичных финансовых показателей с несравненно меньшими затратами? Построенная в Перми кабельная сеть пока загружена на 10-15%. Однако при внедрении высоких технологий существует возможность снизить стоимость капитальных вложений без потери качества выполняемых работ и обеспечить уровень дохода и возврата инвестиций, устраивающий акционеров, и к тому же сформировать задел на будущее. Для инвестора важен финансовый результат — доходность на вложенный капитал, на приобретенную акцию компании.

Показатели бизнес-плана невозможно выполнить без построения корректной структуры компании, составления четкого бюджета, ежедневной управленческой отчетности для топ-менеджеров и акционеров. Это и есть, по сути, "прозрачность", которая позволяет постоянно вести мониторинг ситуации и гибко реагировать на изменения в настроении клиентов.

Крупные финансово-промышленные группы и западные фонды оценивают бизнес не только по текущему денежному потоку и по занимаемой рыночной нише, но и по производственным мощностям.

Сегодняшние инвесторы начнут со временем выходить из проекта, и в тот момент, когда это произойдет, новых партнеров станут интересовать не прошлые заслуги компании, а перспективы ее роста.

Поэтому необходимо наращивать стоимость акционерного капитала компании.

Главное — держать темп

Долгосрочное стратегическое развитие компании в тех городах, где существует кабельная сеть, направлено на удовлетворение спроса в постоянно растущих потребностях населения в продуктах, связанных с передачей любых данных: видео, голосовых, компьютерных.

Эксплуатация кабельной сети и оказание услуг (помимо Перми) идет в Самаре и Волгограде, в других городах проекта уже началось активное строительство. Главное — держать темп и планомерно развивать производственные мощности согласно разработанному проекту построения телекоммуникационной сети.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2006
Посещений: 20102

Статьи по теме

  Автор

Михаил Воробьев

Михаил Воробьев

Коммерческий директор компании "Эр-Телеком"

Всего статей:  3

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций