Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Включаем умного

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Включаем умного

Известное пророчество про грядущую эру “одного сплошного телевидения” все-таки не сбылось. Эволюция в медиасреде неизбежна, но сегодня живы и здравствуют и театр, и кино, чей закат так уверенно предвещал герой фильма “Москва слезам не верит”
Алексей Кроль
Генеральный директор Телеканалы Viasat, Россия и страны СНГ

А спустя три десятилетия после выхода упомянутого фильма модным стало новое пророчество: на этот раз хоронили уже телевидение, разумеется, в пользу Интернета. Линейное вещание внезапно якобы перестало отвечать интересам зрителя, так как не было достаточно кастомизировано под разнообразие индивидуальных запросов телевизионных потребителей. Новое медиаучение изобрели и транслировали создатели и поклонники онлайн-видеосервисов, работающих по модели VoD (Video-on-Demand, “видео-по-запросу”). Превосходство объяснялось не в последнюю очередь огромной (и заслуженной) популярностью YouTube, который по факту являлся и является крупнейшей в мире VoD-платформой, подавляющую часть контента которой составляют, кстати, короткие любительские ролики, а не длинный формат. Онлайн-видео действительно завоевало огромную популярность, а параллельные процессы (взрывной рост рынка смартфонов и планшетов, развитие беспроводных ШПД-сетей) только подстегивали потребление контента через Интернет. Однако вопреки утверждениям пионеров и евангелистов VoD, классическое линейное телесмотрение никак не пострадало от появления и развития новой ниши... По данным TNS, российский зритель за последние 3–4 года стал даже больше времени проводить перед телевизором.


Сколько бы ни пытались различные эксперты убедить всех в том, что VoD-модель потребления – “следующая ступень эволюции”, которая должна полностью вытеснить линейное вещание (и смотрение), это не так. Если взглянуть на тему чуть под другим углом, то сразу станет понятно, что никакой видовой конкуренции нет: привычка смотреть конкретное кино или слушать конкретные песни по своему выбору не означает отказ от линейного просмотра/прослушивания того же или даже более разнообразного контента по выбору профессиональной редакции. Как минимум полвека люди во всем мире потребляют контент всеми доступными способами: десятилетиями успешно сосуществовали музыкальные радиостанции и пластинки (аудиокассеты, CD, MP3...), люди одновременно смотрели фильмы по телевизору и на жестких носителях (VHS, DVD, Blue-ray, VoD). Наступление эры Интернета просто привело к конвергенции: теперь и онлайн-радиостанции, и каталог песен находятся в одной общей среде. Телевидение в этом плане немного отстало от музыки, но лишь по техническим причинам – просто из-за гораздо более тяжелого контента и некоторых юридических аспектов, касающихся нового типа вещательных прав. Линейное вещание телеканалов через Интернет – вот новый общемировой тренд, который хорошо заметен и в России. Причем одна из платформ интернет-вещания подходит телеканалам лучше остальных.


Аудитория телеканалов – в отличие от аудитории YouTube – привыкла все смотреть на большом экране. По причинам, описанным выше, в первый эшелон connected-устройств вошли смартфоны и планшеты, а телевизоры были подключены к Интернету в последнюю очередь. Сначала на рынке появились независимые OTT-приставки, как правило, подключаемые к ТВ через HDMI, но затем, оценив потенциал, крупнейшие производители телевизоров – Samsung, LG, Philips – сами реализовали идею, получившую название Smart TV. Как и поддержка формата Full HD (как минимум), наличие функции Smart TV сегодня является стандартом современного телевизора. Не последнюю роль в развитии платформы играет гибкая операционная система Android, лежащая в ее основе. В этом смысле основной идеологический соперник Android (Google) – компания Apple – так и не реализовала пока долгожданный и таинственный проект собственного телевизора (который все ждали под брендом iTV), ограничившись OTT-приставкой Apple TV, которая дает доступ к библиотеке iTunes и ряду других OTT-сервисов в зависимости от региональных ограничений.


Технические и технологические решения и подходящий для них контент развиваются параллельно. В некоторых случаях этот процесс буксует, как это произошло с технологией 3D: недостаточное количество 3D-контента сильно тормозит развитие данного сегмента – зачем переплачивать за “железку”, если нечего смотреть? UltraHD- и 4K-телевизоры также пока не стали массовым продуктом. А вот в случае со Smart TV никаких препятствий нет: проникновение ШПД в России – повсеместное, цена устройств – невысокая, с тенденцией к снижению. VoD-контента уже предостаточно, да и телеканалы озаботились покупкой прав для линейного вещания в OTT, включая Smart TV.

Кстати, “Виасат” одним из первых крупных дистрибьюторов вывел свои каналы на платформу Smart TV. Функцию пакетирования и приема платежей на платформе Smart TV выполняют приложения. Нашими партнерами стали независимая компания Nemo TV, а также компания Yota Play, запустившая в июле этого года новый проект Okko – приложение с линейным вещанием. Там присутствуют не только наши базовые каналы TV1000, Viasat Explore и др., но и все каналы нашего пакета Viasat Premium HD. Кстати, для тех зрителей, у кого нет технической возможности подключиться ни к одному из наших кабельных или спутниковых партнеров, но есть Интернет, Nemo TV и Okko – прекрасная альтернатива.


Рост сегмента Smart TV не только как “технической новинки” в современных телевизорах, но именно как популярной платформы дистрибуции контента хорошо заметен. Один из крупнейших онлайн-кинотеатров только что опубликовал отчет, согласно которому в 2014 году по количеству просмотров их контента Smart TV опередил все другие платформы, включая ПК и мобильные устройства. Не будем опережать события и утверждать, что скоро линейный просмотр телеканалов на Smart TV обгонит кабель и спутник, но очевидно, что сегмент перспективный и присутствовать там нужно.


Успех вещателя – в максимальной аудитории своего контента, и эту аудиторию надо искать там, где она готова этот контент потреблять и оплачивать. Кстати, с точки зрения платежеспособности и готовности платить за контент наибольший потенциал, по последним данным, имеют геймеры… Парадоксально, но факт: победив пиратство на системном уровне, современная игровая индустрия вырастила наиболее подготовленного к платному контенту потребителя. Если в ближайшем будущем OTT-видеосервисы с потоковым вещанием на своих консолях запустят в России Microsoft (X-Box) и Sony (Playstation), то надо будет идти и туда со своими каналами.

Таким образом, возвращаясь к эволюции медиа, можно дать лишь один заведомо точный прогноз: среды распространения контента в любом случае будут развиваться, адаптируясь к любым удобным и популярным устройствам; потребление отдельных фильмов или передач не вытеснит, а будет дополнять линейный просмотр. Задача телевизионных компаний в такой ситуации – находить зрителей и абонентов на любых платформах, поддерживающих тот формат дистрибуции, который они используют.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2014
Посещений: 10776

  Автор

Алексей Кроль

Алексей Кроль

Генеральный директор представительства Viasat Pay-TV в России, СНГ и странах Балтии

Всего статей:  6

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций